Обязательные резервы банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РДБ.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

       По  закону о Немецком федеральном банке  центральный банк правомочен требовать  от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов.

       В качестве компенсации за необходимость  держать в центральном банке  беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:

       • бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный  банк;

       • причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в  избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.

       Кроме приведенных выше "компенсирующих мер", дополнительно используется субвенционное рефинансирование путем  переучета векселей. В некоторых  случаях резервные обязательства  могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.

       При установлении ставок по минимальным  резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между  центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.

       В механизме расчета ставок, а также  в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства. 

       3.2 Обязательное резервирование  в США 

       Система обязательного резервирования в  США базируется на Акте о монетарном (денежном) контроле 1980 г. и Международном  банковском акте 1978 г., которые определяют общие подходы к ее организации. В соответствии с этими нормативными документами резервные требования налагаются на все депозитные институты, корпорации, созданные на основе закона Эджа, и корпорации на основе соглашения, которые имеют трансакционные счета, неперсональные срочные депозиты (т.е. срочные депозиты юридических лиц) и обязательства в европейской валюте. Американские филиалы и представительства иностранных банков, имеющие подобные депозиты или обязательства, также являются субъектами резервных требований, если они представляют собой часть или аффилированы с иностранным банком с совокупными консолидированными активами более 1 млрд. долл. Таким образом, требования обязательного резервирования распространяются на коммерческие и сберегательные банки, сберегательные и ссудные ассоциации, кредитные союзы, независимо от их членства в ФРС, а также на американские филиалы и представительства иностранных банков.

       Инструкция  D (Regulation D - Reserve Requirements of Depository Institutions) Совета управляющих ФРС определяет конкретные параметры обязательного резервирования - круг депозитных институтов, являющихся субъектами резервных требований; обязательства, подлежащие резервированию; соответствующую отчетность; расчет размера резервов и требования к поддержанию.

       Объектами резервных требований могут являться трансакционные депозиты и неперсональные срочные депозиты. Трансакционные счета включают счета до востребования (demand deposits) и счета АТ5 и NOW. Их владельцы могут производить изъятия с помощью обращающихся инструментов, платежных поручений с изъятием, телефонных и заранее одобренных переводов в целях осуществления платежей относительно третьих лиц. Счета, по которым разрешено не более шести заранее одобренных, автоматических или прочих переводов в месяц (из них не более трех могут быть осуществлены с помощью чеков, переводных векселей, дебетовых карт или подобных документов, оплачиваемых непосредственно третьими лицами), относятся к сберегательным депозитам.

       При расчете размера подлежащих резервированию обязательств трансакционные счета  корректируются (уменьшаются) на величину наличности, находящейся в процессе инкассации, а также на балансы до востребования, ожидаемые от других американских депозитных институтов. Таким образом, расчет среднего размера обязательных резервов осуществляется на основе чистых трансакционных счетов.

       Для обеспечения гибкости в выполнении банками своих резервных требований, наряду со средним поддержанием, ФРС  также разрешает производить  отсрочки и засчитывать часть  избытков или дефицитов резервов текущего периода в следующем  периоде поддержания.

       Оценивая  роль обязательных резервов. ФРС признает ограниченные возможности использования  изменений ставок обязательного  резервирования для текущего денежного  регулирования. Вместе с тем резервные  требования продолжают оставаться важным условием проведения денежной политики ФРС, в частности, потому что они обеспечивают стабильный и предсказуемый спрос на совокупные резервы. Без этих требований резервные балансы банков в ФРС, поддерживаемые для удовлетворения клиринговых потребностей, претерпевали бы значительные ежедневные колебания, и ФРС не могла бы точно предсказать их размер. Установление же резервных требований оказывает связующее влияние на спрос на банковские резервы, позволяет ФРС более точно определить их размеры и вместе с тем влиять на них посредством изменения предложения резервов.

       Более того, применение уровня обязательных резервов и метода усреднения, используемого  при их выполнении, усиливает гибкость банков, что помогает сглаживать колебания  на рынке резервов и снижает волатильность процентных ставок денежного рынка. Банки, учитывая изменчивость резервов, а также настоящую и будущую их стоимость, проводят арбитражные операции. Эта изменчивость резервов уменьшилась бы, если большая их часть требовалась для целей клиринга. Поддержание стабильного и предсказуемого спроса на резервы создает условия для операций открытого рынка и увеличивает возможности контроля ФРС над краткосрочными процентными ставками. 
 
 
 

       3.3 Политика и практика  резервирования в  России  

       Резервные требования к коммерческим банкам стали применяться в России (СССР) с конца 1980-х гг. Госбанк СССР тогда установил норму обязательных резервов, равнявшуюся 5% от суммы привлеченных средств; норма считалась завышенной.

             В 1991 г. ЦБ РФ издал Инструкцию № 1, в соответствии с которой норма резервирования составляла 2%. В значительной мере это был политический шаг; уже в следующем году указанная норма всего за 4 месяца увеличилась до 20%. Несколько позже нормы резервирования были дифференцированы в зависимости от сроков размещения ресурсов, привлекаемых банками: по счетам до востребования – 20%, по срочным обязательствам банков – 15%.

       В последующие годы в порядок резервирования неоднократно вносились изменения, в разной степени касавшиеся: величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состава ресурсов; расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию; методики расчета. Постоянно вовлекались в сферу резервирования все новые виды привлеченных средств.

       Всеобъемлющее резервирование с высокими нормами означает для банков удорожание стоимости привлекаемых ими ресурсов. А дорогие ресурсы должны размещаться в высокодоходные операции, иначе даже рассчитаться за такие ресурсы окажется нечем. Высокодоходные операции в свою очередь нередко предполагают повышенную степень риска. Впрочем, риски банковской деятельности в России и без того высоки. Отсюда ясно, что такое резервирование вело многие банки к банкротству.

       Резервные требования являются не только эффективным (при грамотном их использовании  и при наличии определенных условий), но и сильнодействующим «экономическим лекарством», и применять этот инструмент следует крайне осторожно. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что стало постоянным явлением в банковской системе России.

       Для выполнения резервных требований российские банки отвлекают из оборота весьма значительные средства, которые превращаются в активы, не приносящие дохода, и не попадают в реальную экономику. Как уже было показано, международный опыт дает примеры того, как центральные банки могут в той или иной степени облегчать коммерческим банкам соответствующее бремя. К сожалению, Банк России в этом плане до сих пор почти ничего не предпринимал.

       Во  многих странах, прежде всего с высокими нормами резервирования, центральные банки начисляют определенные проценты на суммы, депонируемые у них коммерческими банками. В России этого не было и нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Критики обязательных резервов обоснованно  утверждают, что регулирование уровня требований обязательного резервирования приводит к изъятию или высвобождению значительных объемов ликвидности коммерческих банков. Это оказывает влияние на процесс мультипликации кредитов и депозитов и на создание денег. Поэтому "в вину" обязательным резервам их оппонентами обычно ставятся "дискриминация" кредитных операций, осуществляемых банками, ведь в конечном счете ставки по обязательным резервам (при данном уровне денежной базы) устанавливают верхний предел роста денежной массы.

       Отвлечение  значительных объемов свободных банковских резервов, которые, находясь на счетах в центральном банке, в большинстве случаев не приносят дохода, рассматривается как своеобразный налог на кредитные организации и как негативная черта обязательных резервов. При обязательном резервировании коммерческие банки несут альтернативные издержки, соответствующие доходу, недополученному от производительного вложения средств, равных по величине обязательным резервам в центральном банке. Это приводит к снижению рентабельности кредитных организаций, что в масштабах страны равноценно снижению конкурентоспособности национальной банковской системы или при дифференциации ставок резервных требований по различным типам коммерческих банков - ущемлению конкурентных позиций тех из них, для которых установлены более высокие резервные требования.

       Сомнения  относительно необходимости сохранения минимальных резервов оправдывают  также ссылкой на их легкую замещаемость с точки зрения выполнения целей  денежной политики. Поскольку даже небольшое изменение резервных  ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения, обязательные резервы относятся к "грубым" инструментам денежной политики. Чтобы не приводить к росту неопределенности и неуверенности у коммерческих банков, которые могут возникнуть в результате активной политики обязательных резервов, и не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. Но это обстоятельство также используется в качестве аргумента против применения обязательных резервов в качестве денежно-политического инструмента.

       Ряд экономистов, как в России, так  и за ее рубежами считают, что обязательные резервы - это старый, отживший инструмент в денежно-политическом арсенале центральных банков. Указывая на то, что в настоящее время у центральных банков большинства развитых стран имеются и другие (более эффективные и гибкие) инструменты, в частности операции открытого рынка, а также учитывая практику центральных банков Канады, Мексики, Швеции, Англии, оппоненты обязательных резервов выступают за отказ от их сохранения в структуре инструментов денежной политики.

       Я считаю, что критика обязательных резервов обоснована, но полностью  с ней соглашаться нельзя. Критики считают, что единственным способом воздействия на состояние денежной сферы является изменение резервных ставок. Обязательные резервы воздействуют на денежную сферу и при неизменных резервных ставках.

Информация о работе Обязательные резервы банков