Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом.
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения операций ЦБ РФ.
Введение
1 Роль Центрального банка в экономике
1.1 Цели деятельности Центрального банка
1.2 Основные функции Центрального банка
1.3 Классификация операций Центрального банка
2 Анализ проведения операций ЦБ РФ
2.1 Структурный анализ баланса ЦБ РФ
2.2 Эмиссия банкнот
2.3 Кредиты ЦБ РФ
3 Предложения по повышению эффективности операций ЦБ (основные направления единой государственной денежно-кредитной политики)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Планируемое в 2011‑2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть – до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как предусмотрено «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012‑2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей – в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году – также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. [30]
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
В 2008-2009 годах российский банковский сектор функционировал в условиях глобального кризиса и его последствий, и это существенным образом отразилось на характере и показателях деятельности банков. Тем не менее в результате мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Банком России, в 2009 году банковский сектор функционировал стабильно.
Не вызывала опасений ситуация с текущей ликвидностью банков. В то же время проблема качества активов, роста «плохих» долгов в банковских портфелях в течение всего 2009 года оставалась весьма острой.
Кризис затронул практически все отрасли национальной экономики. В результате реализовались кредитные риски, накопленные банками за годы экономического подъема, у значительной части заемщиков (как корпоративных, так и индивидуальных) ухудшилось финансовое состояние и качество обслуживания долга. Естественной реакцией банков стал значительно более консервативный подход к выдаче новых ссуд. Последнее, в свою очередь, явилось фактором стагнации кредитования и в известной степени осложнило выход реального сектора экономики из кризиса.
Минимальный прирост объемов кредитования, необходимость значительного доформирования банками резервов на возможные потери в связи с ухудшением качества активов обусловили резкое снижение рентабельности банковского бизнеса. В этих условиях Банк России последовательно проводил контрциклическую политику, включая и ее регулятивный аспект.
Непосредственно порожденный внешними для российских банков и экономики факторами, кризис вскрыл и серьезные внутренние проблемы деятельности ряда кредитных организаций: низкий уровень корпоративного управления, слабый риск-менеджмент, высокую концентрацию рисков, низкую транспарентность деятельности, использование манипулятивных «схем», позволяющих обходить требования регулятора, в том числе по ограничению кредитных рисков и риска ликвидности. По результатам кризиса банковское сообщество и Банк России должны извлечь соответствующие уроки и принять необходимые меры по существенному улучшению практики управления рисками и банковскому надзору.
В частности, Банк России исходит из того, что, учитывая негативный опыт кризиса, банки впредь должны более тщательно анализировать кредитные и иные риски, характер и динамику развития банковского бизнеса. Банк России будет, безусловно, учитывать требования по обеспечению финансовой устойчивости.
Тенденции развития банковского сектора в нынешних непростых условиях - предмет постоянного внимания со стороны Банка России. Рассматриваются также наиболее важные вопросы организации банковского регулирования и банковского надзора, включая перспективы их совершенствования.
1 Закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. От 29.12.2006г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Гарант».
2 Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 ФЗ (ред. От 29.12.2006г.) «О банках и банковской деятельности в РФ» // СПС «Гарант»
3 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции / Е.Ф. Жуков. - М.: Банки и биржи, 2005. - 504с.
4 Колесников В.И. Банковское дело / В.И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 334с.
5 Бажан А.И. Денежно-кредитная политика и банки развития в России // Банковское дело. - 2008. - № 5. - С. 39–41.
6 Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса / Доклад на заседании Ученого совета Института экономики РАН. М.: ИЭ РАН, 2009. - 50 с.
7 Белоглазова Б.Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки / под ред. Б.Н. Белоглазовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 355с.
8 Бородин А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит. – 2005. - №7. - С.15 – 16.
9 Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.
10 Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624с.
11 Замковой С. Устойчивость банковской системы России. Некоторые тенденции и проблемы // Банковское дело в Москве.-2005.- №2
12 Костькова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». - Система ГАРАНТ, 2007 г.
13 Корищенко К. Роль финансовой инфраструктуры в проведении денежной политики // Депозитариум. - 2008. - № 7 (65). - С. 10–11.
14 Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. -2009. - №1. - С. 20–21.
15 Лаутс Е.Б. Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности российской банковской системы // Книга «Предпринимательское право в рыночной экономике» // СПС «Гарант»
16 Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. Учебно-практическое пособие. - «БДЦ-пресс», 2004 г.
17 Миллер Роджер Лерой, Ван-Хуз Дэвид Д. Современные деньги и банковское дело, Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 856
18 Моисеев С.Р. Банк России: портрет во всемирном интерьере // Национальный банковский журнал. - 2006. - № 3. - С. 57.
19 Моисеев С.Р. Роль коридора процентных ставок центрального банка в управлении банковской ликвидностью // Банковское дело. - 2008. - № 2. - С. 15-23.
20 Новиков А.Н. Российские банки в условиях экономической глобализации // Бизнес и банки. – 2003. – №8. – С.1 – 2.
21 Общая теория денег и кредита: учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 538с.
22 Основы банковской деятельности (банковское дело) – учебное пособие под редакцией Тагирбекова К.Р. - М.:ИНФА-М, 2001. -720 с.
23 Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки / А.С.Селищев. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.
24 Сошина В. Покупатели банков // Банковское обозрение. - 2008. - № 12. - С. 26–31.
25 Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки / В.И.Тарасов. – Минск.: Мисанта, 2006. - 429с.
26 Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. – 2002. - №8
27 Финансово-кредитный механизм и банковские операции / Под ред. В.И. Букато, М.Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 2005. - 412с.
28 Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 278с.
29 Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 415 с.
30 Web-сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
33
Приложение А
(справочное)
Приложение Б
(справочное)
Виды кредитов Банка России и условия кредитования
Виды кредитов | Срок | Возможность досрочного погашения | Ставка (в % годовых) | Вид обеспечения | Дата предоставления кредита (Т – дата обращения кредитной организации за кредитом Банка России) | Нормативный документ |
Внутридневные | --- | --- | 0 | Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР | в течение дня | Положение 236-П |
Векселя, права требования по кредитным договорам | Положение 312-П | |||||
Овернайт | 1 рабочий день | --- | 7,75% | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | в конце дня | Положение 236-П |
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам | Положение 312-П | |||||
Ломбардные кредиты | 1 календ. день | --- | 6,75% | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Т + 0 | Положение 236-П |
7 календ. дней | нет | 6,75% | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Т + 0 | Положение 236-П | |
30 календарных дней | нет | 6,75% | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Т + 0 | Положение 236-П | |
7 календ. дней | нет | определяется на аукционе | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Т + 1 | Положение 236-П | |
3 месяца | нет | определяется на аукционе | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Т + 1 | Положение 236-П | |
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами | до 180 календ. дней | да* | 6,75% - до 90 календарных дней; | Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций | Т + 0 | Положение 312-П |
Информация о работе Операции Центрального банка Российской Федерации