Операции Центрального банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом.
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения операций ЦБ РФ.

Содержание

Введение
1 Роль Центрального банка в экономике
1.1 Цели деятельности Центрального банка
1.2 Основные функции Центрального банка
1.3 Классификация операций Центрального банка
2 Анализ проведения операций ЦБ РФ
2.1 Структурный анализ баланса ЦБ РФ
2.2 Эмиссия банкнот
2.3 Кредиты ЦБ РФ
3 Предложения по повышению эффективности операций ЦБ (основные направления единой государственной денежно-кредитной политики)
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курс Операции ЦБ РФ.doc

— 537.00 Кб (Скачать документ)

Планируемое в 2011‑2013 годах со­кращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного ка­нала на рост денежного предложения, фор­мируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соот­ветствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.

В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из зна­чительного снижения цен на нефть – до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

Как предусмотрено «Основными на­правлениями бюджетной и налоговой по­литики на 2011 год и плановый период 2012‑2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефици­та возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотрен­ные проектом федерального бюджета. Дан­ный сценарий может быть реализован в рам­ках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному пра­вительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей – в 2013 году. Соглас­но расчетам по программе, в 2011 году та­кое увеличение чистого кредита расширен­ному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнози­руется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году – также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

Во втором варианте денежной про­граммы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного перио­да, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.

В 2011 и 2012 годах указанный при­рост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом дина­мики денежной базы, определенной в со­ответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вме­сте с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уров­не, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличе­ние ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

В условиях предполагаемого по дан­ному варианту сокращения дефицита феде­рального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что дина­мика чистого кредита расширенному прави­тельству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

При прогнозируемой динамике креди­та расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объ­ем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увели­чения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей со­ответственно.

В соответствии с третьим вариан­том денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется уве­личение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2 и 1,0 трлн. рублей со­ответственно. При этом с учетом оценивае­мой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существен­ного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Бан­ке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого креди­та банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незна­чительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьше­ния объема свободной ликвидности банков­ского сектора.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формиро­вания вариантов развития экономики. В це­лях адекватного реагирования на измене­ние состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. [30]

 

 

 


Заключение

 

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», основные направления современной единой денежно-кредитной полити­ки России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Пра­вительством Российской Федерации.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

В 2008-2009 годах российский банковский сектор функционировал в условиях глобального кризиса и его последствий, и это существенным образом отразилось на характере и показателях деятельности банков. Тем не менее в результате мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Банком России, в 2009 году банковский сектор функционировал стабильно.

Не вызывала опасений ситуация с текущей ликвидностью банков. В то же время проблема качества активов, роста «плохих» долгов в банковских портфелях в течение всего 2009 года оставалась весьма острой.

Кризис затронул практически все отрасли национальной экономики. В результате реализовались кредитные риски, накопленные банками за годы экономического подъема, у значительной части заемщиков (как корпоративных, так и индивидуальных) ухудшилось финансовое состояние и качество обслуживания долга. Естественной реакцией банков стал значительно более консервативный подход к выдаче новых ссуд. Последнее, в свою очередь, явилось фактором стагнации кредитования и в известной степени осложнило выход реального сектора экономики из кризиса.

Минимальный прирост объемов кредитования, необходимость значительного доформирования банками резервов на возможные потери в связи с ухудшением качества активов обусловили резкое снижение рентабельности банковского бизнеса. В этих условиях Банк России последовательно проводил контрциклическую политику, включая и ее регулятивный аспект.

Непосредственно порожденный внешними для российских банков и экономики факторами, кризис вскрыл и серьезные внутренние проблемы деятельности ряда кредитных организаций: низкий уровень корпоративного управления, слабый риск-менеджмент, высокую концентрацию рисков, низкую транспарентность деятельности, использование манипулятивных «схем», позволяющих обходить требования регулятора, в том числе по ограничению кредитных рисков и риска ликвидности. По результатам кризиса банковское сообщество и Банк России должны извлечь соответствующие уроки и принять необходимые меры по существенному улучшению практики управления рисками и банковскому надзору.

В частности, Банк России исходит из того, что, учитывая негативный опыт кризиса, банки впредь должны более тщательно анализировать кредитные и иные риски, характер и динамику развития банковского бизнеса. Банк России будет, безусловно, учитывать требования по обеспечению финансовой устойчивости.

Тенденции развития банковского сектора в нынешних непростых условиях - предмет постоянного внимания со стороны Банка России. Рассматриваются также наиболее важные вопросы организации банковского регулирования и банковского надзора, включая перспективы их совершенствования.

 

 

 


Список использованных источников

 

 

1          Закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. От 29.12.2006г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Гарант».

2          Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 ФЗ (ред. От 29.12.2006г.) «О банках и банковской деятельности в РФ» // СПС «Гарант»

3          Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции / Е.Ф. Жуков. - М.: Банки и биржи, 2005. - 504с.

4          Колесников В.И. Банковское дело / В.И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 334с.

5          Бажан А.И. Денежно-кредитная политика и банки развития в России // Банковское дело. - 2008. - № 5. - С. 39–41.

6          Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса / Доклад на заседании Ученого совета Института экономики РАН. М.: ИЭ РАН, 2009. - 50 с.

7          Белоглазова Б.Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки / под ред. Б.Н. Белоглазовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 355с.

8          Бородин А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики //  Деньги и кредит. – 2005. - №7. - С.15 – 16.

9          Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

10      Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624с.

11      Замковой С. Устойчивость банковской системы России. Некоторые тенденции и проблемы // Банковское дело в Москве.-2005.- №2

12      Костькова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». - Система ГАРАНТ, 2007 г.

13      Корищенко К. Роль финансовой инфраструктуры в проведении денежной политики // Депозитариум. - 2008. - № 7 (65). - С. 10–11.

14      Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. -2009. - №1. - С. 20–21.

15      Лаутс Е.Б. Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности российской банковской системы // Книга «Предпринимательское право в рыночной экономике» // СПС «Гарант»

16      Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. Учебно-практическое пособие. - «БДЦ-пресс», 2004 г.

17      Миллер Роджер Лерой, Ван-Хуз Дэвид Д. Современные деньги и банковское дело, Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 856

18      Моисеев С.Р. Банк России: портрет во всемирном интерьере // Национальный банковский журнал. - 2006. - № 3. - С. 57.

19      Моисеев С.Р. Роль коридора процентных ставок центрального банка в управлении банковской ликвидностью // Банковское дело. - 2008. - № 2. - С. 15-23.

20      Новиков А.Н. Российские банки в условиях экономической глобализации // Бизнес и банки. – 2003. – №8. – С.1 – 2.

21      Общая теория денег и кредита: учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 538с.

22      Основы банковской деятельности (банковское дело) – учебное пособие под редакцией Тагирбекова К.Р.  - М.:ИНФА-М, 2001. -720 с.

23      Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки / А.С.Селищев. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

24      Сошина В. Покупатели банков // Банковское обозрение. - 2008. - № 12. - С. 26–31.

25      Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки / В.И.Тарасов. – Минск.: Мисанта, 2006. - 429с.

26      Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. – 2002. - №8

27      Финансово-кредитный  механизм и банковские операции / Под ред. В.И. Букато,  М.Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 2005. - 412с.

28      Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 278с.

29      Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 415 с.

30      Web-сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.

 

 

33

 



Приложение А

(справочное)

 

 


Приложение Б

(справочное)

Виды кредитов Банка России и условия кредитования

Виды кредитов

Срок

Возможность досрочного погашения

Ставка (в % годовых)

Вид обеспечения

Дата предоставления кредита (Т – дата обращения кредитной организации за кредитом Банка России)

Нормативный документ

Внутридневные

---

---

0

Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР

в течение дня
(Т + 0)

Положение 236-П

Векселя, права требования по кредитным договорам

Положение 312-П

Овернайт

1 рабочий день

---

7,75%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

в конце дня
(Т + 0)

Положение 236-П

Залог векселей, прав требования по кредитным договорам

Положение 312-П

Ломбардные кредиты

1 календ. день

---

6,75%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Т + 0

Положение 236-П

7 календ. дней

нет

6,75%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Т + 0

Положение 236-П

30 календарных дней

нет

6,75%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Т + 0

Положение 236-П

7 календ. дней

нет

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Т + 1

Положение 236-П

3 месяца

нет

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Т + 1

Положение 236-П

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

до 180 календ. дней

да*

6,75% - до 90 календарных дней;
7,25% - от 91 до 180 календарных дней

Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций

Т + 0

Положение 312-П

Информация о работе Операции Центрального банка Российской Федерации