Опыт организации банковской системы Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание

Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Становление и развитие банковской системы Японии.....................................5

Заключение……………………………………………………..………………34

Список используемой литературы……………………………………..……..36

Работа состоит из  1 файл

готовое.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, расширены права и виды деятельности коммерческих банков. Реформа совпала  с либерализацией валютного законодательства. Было отменено большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Расширился перечень финансовых инструментов, используемых крупными банками. Банки получили право использовать новые финансовые продукты. Была разрешена торговля ценными бумагами вне фондовой биржи и создана для этого электронная торговая система. Японские банки смогли выступать владельцами часта акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций), быть представлены в советах компаний, в которых они имеют свою собственность. Банкам было разрешено реализовывать свои собственные обязательства.

В-четвертых, для проведения реорганизации банковского  сектора начали выделяться бюджетные  ассигнования. В марте 1998 г. для рекапитализации 21 крупного банка правительство предоставило 1,82 трлн иен бюджетных средств.

В-пятых, начала создаваться правовая база по реструктуризации банковского сектора. В октябре 1998 г. парламентом было принято два новых закона: закон «О финансовом оздоровлении» (Financial Revitalization Law) и закон «О своевременном укреплении финансовых функций» (Financial Function Early Strengthening Law). Их принятие рассматривалось как временная мера, направленная на приостановление процесса массового банкротства банков. Принятые законы регулировали вопросы банкротства банков, их временной национализации, перевода под управление временной администрации и выделения банкам государственных средств для рекапитализации. В случае если банк переходил под управление временной администрации, то его ликвидность поддерживалась Банком Японии, если банк временно национализировался - то Корпорацией страхования депозитов.

Для контроля за процессом реструктуризации была создана Комиссия по финансовой реструктуризации (Financial Reconstruction Commission) при Кабинете министров и частная Корпорация по управлению проблемными активами финансовых учреждений (Resolution and Collection Corporation), которая скупала невозвратные долги и осуществляла управление некачественными активами банков. Для реализации принятых законов на балансе Корпорации по страхованию депозитов были образованы специальные фонды на общую сумму 60 трлн иен (12% ВВП). Финансовая помощь банкам носила добровольный характер. В марте 1999 г. Комиссия по финансовой реструктуризации в связи с обращением 15 крупных коммерческих банков дополнительно выделила им для рекапитализации 7,5 трлн иен1. Все городские банки, которые получили государственные средства для рекапитализации, предоставили планы, включающие основные направления по реструктуризации (путем объединения, слияния или поглощения), улучшению результатов своей деятельности и решению проблемы невозвратных кредитов. Были временно национализированы два банка долгосрочного кредитования Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. 1 октября 1999 г. произошло объединение двух банков развития с государственными финансовыми фондами: Development Bank of Japan объединился с Hokkaido-Tohoku Development Finance Public Corporation, a Export-Import Bank of Japan - с Overseas Economic Cooperation Fund и стал называться Japan Bank for International Cooperation.

Однако  принятие стандартных общепринятых в мире методов оздоровления банковского  сектора (списание «плохих» долгов и рекапитализация банков) не принесли желаемых результатов. Кризис выявил несовершенство структуры банковской системы Японии, ее замкнутость, недостаточность собственного капитала у банков, отсутствие квалификационного менеджмента и слабость системы надзора за банками.

На начальных  трех фазах кризиса правительство  и Банк Японии пытались стабилизировать  ситуацию в банковской системе, не меняя  основные принципы организации самой  системы, защищая крупные корпорации и банки от банкротства. Государственное регулирование было подменено проведением политики «конвоя», основанной на системе государственных гарантий и обеспечивающей банкам полную страховку от финансового краха. Это свидетельствовало о смене либеральных реформ неолиберализмом. К началу нового века банковская система Японии подошла с целым рядом нерешенных проблем.

Фаза 4 (2000 - 2004 гг.). Разработанная правительством программа финансового оздоровления на период 2001 - 2003 гг. предполагала проведение фундаментальных изменений, как в структуре, так и в деятельности банковского сектора. Ключевым звеном была признана очистка балансов банков от «плохих» долгов. Весной 2001 г. пополнение капиталов банков бюджетными средствами было прекращено. Это означало, что государство отказалось от проводимой в течение долгого времени в отношении банков политики «конвоя». Агентство финансовых услуг усилило регулирование и надзор за банковским сектором. Оно утвердило систему предварительного предупреждения, обеспечивающую надзор за упущениями банковского менеджмента, которые приводят к нехватке основного капитала. Стала создаваться новая модель управления кредитным риском, основанная на точной оценке кредитоспособности клиента и рациональном размещении ресурсов. Перед финансовыми учреждениями была поставлена задача по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Совместно с Банком Японии начали проводиться специальные инспекционные проверки с целью выявления «проблемных» банков, оценки возможных потерь от списания невозвратных долгов и выбора варианта для восстановления ликвидности банков.

Были  сделаны следующие серьезные  шаги.

Создан  постоянный правовой механизм по выходу банков из кризиса. В закон «О страховании  депозитов» были внесены изменения, которые на основе накопленного опыта  последних 10 лет предполагали три варианта восстановления ликвидности банков в зависимости от величины возникающего системного риска: выделение бюджетных средств на пополнение капитала банка в экстремально серьезных случаях, специальная финансовая помощь небольшим банкам для списания невозвратных долгов и временная национализация банка в особо серьезных случаях. Были разработаны новые процедуры обеспечения стабильности функционирования банков, предполагающие покупку одним банком другого банка и принятие ответственности по обязательствам последнего, передачу обязательств путем функционирования промежуточного банка, пополнение капитала вновь созданного банка. При выявлении по результатам проверок «проблемных» банков финансовая помощь стала носить принудительный характер. В результате 21 городской, региональный и траст-банк, которые функционировали в 1996 г., вошли в четыре вновь созданные банковские финансовые группы в 2001 г. Два региональных банка, 13 трудовых банков и 41 кредитный кооператив перешли под управление временной администрации. Три крупных региональных банка пополнили свой капитал за счет средств Корпорации страхования депозитов. К завершению правительственной программы финансового оздоровления (к 2004 г.) размер бюджетных средств, гарантированных правительством под различные формы реструктуризации банков, достиг 125 трлн иен.

Состав  участников программы санации банковской системы был расширен. В нее  были включены не только коммерческие банки, но и частные депозитные учреждения кооперативного типа. Предполагалось использование новых инструментов, таких, как банковские долговые обязательства, депозиты государственных фондов и специальных корпораций и др.

В марте 2001 г. Банк Японии объявил о введении политики количественного смягчения (quantitative easing policy). В период 2001 - 2006 гг. основные усилия центрального банка были направлены на борьбу с дефляционными процессами в экономике. В Политическом совете рассматривался вопрос о переходе к таргетированию инфляции, однако было принято решение не изменять модель монетарной политики. В марте 2001 г. был определен новый операционный ориентир в виде допустимого остатка средств банков на текущем счете в Банке Японии (5 млрд иен). С декабря 2001 г. начал устанавливаться диапазон его изменений. В последующие годы диапазон изменений увеличивался, и в период с января 2004 г. по март 2006 г. он находился в пределах 30 - 35 трлн иен, что более чем в 5 раз превышало величину резервных требований банков. Для достижения данного соотношения Банк Японии стал активно использовать операции на открытом рынке. Так, если в 1995 г. сумма проведенных Банком Японии операций с государственными облигациями составила 225 трлн иен, то на начало 2006 г. она увеличилась почти в 3 раза и составила 660 трлн иен. Базовая процентная ставка в 2001 г. снижалась 4 раза. В сентябре ее уровень составил 0,1% и не изменялся до июля 2006 г.

С целью  повышения капитализации банков Банк Японии начал использовать экстраординарные меры. В период 2002 - 2004 гг. он скупал акции  крупных корпораций из инвестиционных портфелей банков на фондовом рынке.

В результате проведенных реформ была осуществлена реорганизация институциональной  структуры банковского сектора. Процесс консолидации проводился как  в рамках каждого отдельного типа банков, так и разных типов банков (городских и региональных), в том числе банков, исторически принадлежавших разным финансо-во-промышленным группам, а также осуществлявших ранее свою деятельность в разных сегментах кредитования (городские банки и банки долгосрочного кредитования, региональные банки). В результате в 2001 - 2003 гг. появились крупные банковские финансовые группы и холдинги, которые вошли в первую десятку банков мира. При этом были нарушены исторически сложившиеся традиционные связи между банками и их корпоративными клиентами.

Предпринятые  правительством и Банком Японии усилия привели к положительным результатам. Рост спроса на японские товары на внешних  рынках (особенно США) привел к росту  экспорта товаров. Он стал движущей силой  восстановления роста экономики. Стабилизировалось положение и в банковском секторе. Этому способствовало усиление контроля за банками и совершенствование регулирования их деятельности со стороны надзорных органов. Однако традиционные функции финансового посредничества банков снизились. В видах деятельности банков произошли качественные изменения. В банках за счет снижения спроса сокращались объемы кредитования реального сектора экономики и расширялись объемы других операций, менее эффективных и с меньшим уровнем риска (операции с государственными ценными бумагами, акциями, облигациями). Стали активно развиваться виды деятельности, приносящие комиссионный доход (синдицированное кредитование, секьюритизация активов, консультационные услуги). Как результат, произошел перелив средств из сферы материального производства в финансовую сферу. В банковском секторе получил развитие процесс «финансиализации», несущий для банковского сектора системные риски, а для денежных властей очередные проблемы. Предоставление банкам возможности осуществлять операции с ценными бумагами и использовать в своей деятельности широкий набор финансовых инструментов, уменьшение производительного использования капитала явились одними из многих причин современного финансового кризиса.

В 2004 - 2007 гг. рост мировых цен на энергоносители, устойчивые темпы роста мировой экономики способствовали динамичному росту экспорта Японии. Темпы роста ВВП и инфляции незначительно повысились. В этот период происходило укрепление банковского сектора на фоне общей стагнации экономической активности. В марте 2006 г. Банк Японии объявил об изменении подходов к проведению монетарной политики. Проведение политики количественного смягчения было завершено. Новая монетарная политика будет направлена на повышение экономической активности при стабильности цен в средне- и долгосрочной перспективах. Банк Японии вновь определил краткосрочную процентную ставку на межбанковском рынке в качестве операционного ориентира. В результате мониторинга текущей экономической ситуации уже в июле 2006 г. целевой ориентир краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке был повышен до 0,25%, а в феврале 2007 г. -до 0,5%. Уровень базовой процентной ставки был повышен до 0,4 и 0,75% соответственно.

Институциональная структура банковской системы Японии

Коммерческие  банки играют доминирующую роль на японском финансовом рынке (рис. 1). Их доля в общем объеме привлеченных средств составляет 64,9%, а в объеме выданных кредитов - 62,5%. Они подразделяются на следующие типы: городские банки, региональные банки, региональные банки - члены второй Ассоциации региональных банков (региональные банки второго уровня), траст-банки, новые типы банков (другие банки) и филиалы иностранных банков. Однако разделение банков на указанные виды законодательно не закреплено, а надзорные органы используют его для целей проведения анализа и статистики. 
 
 
 
 

 

Рис 1. Институциональная  структура банковской системы Японии (по состоянию на 1 апреля 2009 г.).

Городские банки составляют основу банковского  сектора Японии. Они являются крупными по размеру коммерческими банками и имеют головной офис в Токио или других основных городах Японии и большую сеть отделений в Токио, Осаке и других крупных городах и в их пригородах. У них есть большая сеть филиалов за рубежом, особенно в США, Европе и Юго-Восточной Азии. На начало 2009 г. городские банки представлены шестью крупными финансовыми группами и холдингами, которые являются транснациональными. Крупнейшими финансовыми группами являются Mizuho Financial Group, Sumitomo Mitsui Financial Group и Mitsubishi UFJ Financial Group.

Региональные  банки, как и городские, также  являются коммерческими, но уступают им по величине капитала и активов. Наиболее крупные из них: Arita Bank, Toyama Bank, Bank of Yokohama, Hokkaido Bank, Tottori Bank и др. В основном региональные банки расположены в малых и средних городах Японии и осуществляют операции в рамках одной или нескольких префектур.

Региональные  банки - члены второй Ассоциации региональных банков, которые называют региональными  банками второго уровня, имеют  небольшие капиталы и в их деятельности преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. Они функциониру-

ют в  пределах одной из префектур, где  имеют разветвленную сеть небольших  по величине филиалов и отделений. В  своей деятельности региональные банки  второго уровня ориентируются на прием депозитов от населения и предоставление краткосрочных кредитов средним и мелким компаниям. Кроме того, они осуществляют операции с ценными бумагами, а также операции своих клиентов с использованием сети Интернет. Кроме предприятий среднего и малого бизнеса, клиентами банков являются местные общественные учреждения муниципальных органов власти. Они предоставляют услуги волонтеров для осуществления многочисленных общественных проектов. Из 45 региональных банков второго уровня наиболее известными являются: First Bank of Toyama, Fukuoka Chuo Bank, Kagawa Bank, Fukushima Bank, Okinawa Kaiho Bank, Tokushima Bank.

Траст-банки  оказывают услуги по долгосрочному  финансированию и финансовому управлению. Всего в Японии действует 20 трастовых банков, имеющих 430 филиалов по стране, включая трастовые банки со 100% иностранным капиталом. В настоящее время некоторые трастовые банки входят в состав финансовых групп. Так, Nippon Trust, Mitsubishi Trust & Banking и Toyo Trust & Banking входят в финансовую группу Mitsubishi UFJ Financial Group.

К категории  другие банки относятся банки  нового типа, возникшие в XXI в. в связи  с развитием новых каналов  распределения финансовых услуг (Интернет, мобильная связь). Одни из них специализируются на расчетах или проводят операции по сети Интернет (интернет-банки) (Japan Net Bank, Seven Bank, SBI Sumishin Net Bank, Jibun Bank и др.). Другие осуществляют кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также вновь создаваемых мелких предприятий, нуждающихся в оборотных средствах (Incubator Bank of Japan, ShinGinko Tokyo).

Важная  составляющая часть банковской системы  Японии - частные депозитные институты  кооперативного типа, которые обслуживают  клиентов малого и среднего бизнеса. Самые многочисленные из них - кредитные ассоциации или заемные банки (shinkin banks). Средний размер их капитала намного меньше, чем региональных банков второго уровня, а сфера предоставления услуг обычно ограничена определенными городами в префектуре. Клиентами кредитных кооперативов являются предприятия мелкого бизнеса. К частным депозитным институтам кооперативного типа относятся и трудовые банки, членами которых являются трудовые союзы, потребительские кооперативы и рабочие. Они принимают депозиты и выдают займы на приобретение жилья. Центральной национальной организацией для трудовых банков является Rokinren Bank. Сельскохозяйственные кооперативы являются единственными из частных депозитных организаций кооперативного типа, которые функционируют не только как депозитные институты, но и занимаются страховым бизнесом и маркетингом сельскохозяйственной продукции, а также покупкой материалов и оборудования для сельского хозяйства. Деятельность рыболовецких кооперативов ограничена выполнением функций депозитного учреждения. Как сельскохозяйственные, так и рыболовецкие кооперативы имеют свои кредитные федерации в префектурах, которые аккумулируют средства членов кооперативов и затем коллективно их инвестируют. Центральным органом сельскохозяйственных и рыболовецких кооперативов является Norinchukin Bank. Он получает депозиты от кредитных федераций в префектурах и выпускает долговые-обязательства для пополнения фондов.

Информация о работе Опыт организации банковской системы Японии