Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:30, курсовая работа
Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний.
Введение………………………………………………………………………….3
Становление и развитие банковской системы Японии.....................................5
Заключение……………………………………………………..………………34
Список используемой литературы……………………………………..……..36
Важное место в банковской системе Японии занимают государственные банки: три банка развития и Почтовый банк Японии. В октябре 2007 г. почтово-сберегательные кассы, которые аккумулируют мелкие сбережения населения, были объединены в Почтовый банк Японии (Japan Post Bank Co.). Начавшуюся в 2003 г. приватизацию почтово-сберегательной системы планируется завершить к 2017 г.
Текущая ситуация и антикризисное регулирование
Со II квартала 2008 г. на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В условиях относительной стабильности в финансовом секторе реальный сектор экономики Японии демонстрировал снижение темпов роста. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам.
В отличие от финансового кризиса 90-х годов текущий кризис был вызван не внутренними, а внешними факторами, связанными с развитием процесса финансовой глобализации, а также с крахом рынка недвижимости и рынка секыоритизации в США. Сложность поиска путей по выходу из него связана с его многогранностью и необходимостью решения проблем как внешнего, так и внутреннего характера. К началу кризиса 2008 г. Япония имела созданную во время финансового кризиса 90-х годов систему регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, сформированную систему страхования вкладов населения, богатый опыт по выходу банков из финансового кризиса. Однако принятые меры были направлены на управление рисками, вызванными внутренними факторами. В 2008 г. надзорные органы столкнулись с проблемой управления внешним системным риском, с необходимостью регулирования деятельности и осуществления контроля за операциями транснациональных банков, риски которых для национального банковского сектора непредсказуемы.
С началом
мирового финансового кризиса
Антикризисные
меры включают три основных направления.
Использование политики процентной ставки
С началом
финансового кризиса
Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Он считал, что целевой ориентир краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке (около 0,5%) и действующий уровень базовой процентной ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют сложившейся экономической ситуации. Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении целевого ориентира краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень базовой процентной ставки был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно.
В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 г. ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банке.
Меры по обеспечению стабильности на финансовых рынках и расширению возможностей финансирования крупных корпораций
С целью поддержания ликвидности банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под допустимый залог, операции РЕПО с краткосрочными обязательствами и облигациями корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми векселями) превысил 50 трлн иен, что выше исторического среднего уровня.
Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:
были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения за одну операцию (от 300 до 600 млрд иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21,6 трлн иен в год (1,8 трлн иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48,2 трлн иен. С середины декабря 2008 г. центральный банк добавил в список своих операций РЕПО операции с государственными облигациями с плавающей процентной ставкой, с облигациями, индексированными к уровню инфляции, и с 30-летними государственными облигациями. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций РЕПО составил 7 трлн иен '
стали проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. - облигаций крупных корпораций. Планируемые фонды для этих целей были определены в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 г., их текущий объем составил 2,8 трлн иен1;
В конце
2008 г. в список контрагентов Банка
Японии по операциям РЕПО с краткосрочными
обязательствами крупных
Меры по стабилизации банковского сектора
С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса.
Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность. Предполагается до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен 250 млрд иен) с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов составил 206,9 млрд иен.
С начала 2009 г. был расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих в недвижимость корпораций, гарантированные правительством краткосрочные обязательства корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями США, Великобритании, Германии и Франции.
В апреле 2009 г. Банк Японии объявил о возможности привлечения городскими и региональными банками дополнительных ресурсов в рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет 350 млрд иен). Банки, которые получат займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении трехлетнего периода после получения.
Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:
заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;
взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.
В настоящее
время японская банковская система
движется по пути формирования конкурентоспособного
на международном рынке
Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:
Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом, и акционерами.
Распределение
рисков между банками, клиентами
и регулирующими органами.
Заключение
В заключение следует отметить, что на всех этапах развития экономики Японии, в том числе ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических и политических условий расширялись права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений между банками и промышленными группами, с одной стороны, и банками и надзорными органами - с другой. Банковский сектор сознательно ограждался денежными властями от возможных потрясений, что значительно усиливало риск его неустойчивости. Вместе с тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров и капитала. Однако запаздывание принятия оперативных мер для нейтрализации кризиса в банковском секторе в 90-х годах на ранних фазах его развития привело к поздней реакции и со стороны реального сектора экономики. Для восстановления финансовой стабильности использовались экстраординарные меры: проведение рекапитализации банков за счет государственных средств, временная национализация банков, предоставление гарантий правительством. В 2008 г. перед правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между предложением и внутренним спросом в экономике, управлению внешним системным риском и обеспечению устойчивости финансового сектора. Меры денежных властей по преодолению финансового кризиса 2008 г. рассчитаны на краткосрочный и среднесрочный период. Краткосрочная программа предполагает возможность использования при осложнении ситуации в банковском секторе экстраординарных мер, но, в основном, она направлена на восстановление функций финансового посредничества банков с целью поддержания реального сектора экономики. В среднесрочной перспективе планируется усиление системы финансового надзора, предполагающей регулирование и управление системным и трансграничным рисками. В регулировании деятельности банковского сектора приоритеты будут отданы обеспечению достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных рейтингов.
Информация о работе Опыт организации банковской системы Японии