Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:03, курсовая работа
Целью данной работы является создание более полного представления о такой категории как РЦБ. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим содержание и структуру РЦБ; во-вторых, рассмотрим историю возникновения РЦБ в России ; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития РЦБ в России.
2.3. Современный этап развития РЦБ в России.
Для современного этапа развития рынка ценных бумаг характерны следующие основные признаки:
• появление в 1994—1997 гг. законодательной и нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России;
• позитивные качественные
изменения 1994—1997 гг., связанные с развитием
инфраструктуры — около 200 лицензированных
регистраторов, 6
• общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;
• вступление в
силу в 1996 г. законов РФ “Об акционерных
обществах” и “О рынке ценных бумаг”.
Следует также принять во внимание пока еще формирующийся и промежуточный характер национальной модели как рынка ценных бумаг, так и корпоративного управления (контроля), поэтому любые окончательные выводы относительно типа национальной российской модели пока невозможны. Тем не менее уже сегодня очевидно, что в России идет процесс интенсивного формирования собственной модели рынка, которая должна вобрать в себя все лучшее, что уже создано в мире.
Такой подход к развитию российского рынка ценных бумаг, в частности, предусматривается в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации ¹ 1008 от 1 июля 1996 г. “Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.
Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономики инвестиционных ресурсов обусловливает необходимость активной и целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирование модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры — законодательства РФ.
Старт рынка в 1990-1992 гг. - это смесь идей, людей, первых рыночных институтов с громкими именами. Это было время «международных» и «центральных» бирж. Известны случаи, когда утром на площадке велись биржевые торги, а вечером там начиналась дискотека. Одна из «московских центральных» бирж находилась в староарбатской коммунальной квартире с продавленными диванами, сохранившимися от старых хозяев. Уже в 1993-1994 гг. в России официально существовали более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж - более 40% их мирового количества (вслед за 700 товарными биржами, учрежденными в 1990-1991 гг.). Повсеместная скупка ваучеров (с 1992 г.), массовые суррогаты и предъявительские ценные бумаги (все бесследно исчезли из обращения), финансовые пирамиды и их крахи делали биржи «уличными».
К октябрю 1994 г. было зарегистрировано более 2700 инвестиционных институтов - финансовых брокеров, инвестиционных консультантов и ИК (за год их количество увеличилось в 2,7 раза), более 3000 страховых компаний (рост - в 30 раз с октября 2003 г.), создано на волне приватизации более 660 инвестиционных фондов (абсолютное большинство с конца 1990-х гг. перестали существовать. Вместе с тем в эти годы был дан старт тем институтам и сегментам фондового рынка, которые стали в дальнейшем его профессиональной основой. В 1992 г. создана ММВБ, стартовавшая валютными аукционами, с 1993 г. - рынком ГКО, основанным на зарубежных аналогах и не уступающим им (организация, информационные технологии). В 1993-1994 гг. был запущен международный проект, которому суждено было стать РТС. Рынок государственных ценных бумаг составлял 6-7 млрд. долл. (рыночная стоимость), формируя профессиональную структуру фондового рынка.
В 1995-1998 гг. в
России утвердилась современная
инфраструктура фондового рынка (ММВБ
+ РТС как национальные системы
со связанной с ними депозитарной
и расчетно-клиринговой
В ответ на кризис неплатежей и политику низкой монетизации возник уникальный сегмент - объемный вексельный рынок, который начал наполнять оборот суррогатами денег, становясь при этом прототипом рынка коммерческих бумаг секьюритизированного краткосрочного долга реального сектора.
С 1995 г. (начало разогрева рынка) до осени 1997 г. (пик, затем азиатский кризис) рынок быстро наращивал обороты, постоянно увеличивалось число инвестиционных институтов, расширялся круг обращающихся ценных бумаг (более 300 эмитентов).
При этом год от года нарастал кризисный потенциал. В 1990-е гг. на российском рынке ценных бумаг достигнуто одно из самых высоких в мире значений рыночного риска, в 1995-2000 гг. коэффициент вариации составлял более 50%.
Множеством финансовых кризисов показано, что все это делает внутренний рынок подверженным потокам «горячих денег», зависимым от нерезидентов, стремящихся к сверхдоходности, крайне волатильным, манипулятивным и олигополистическим, подверженным спекулятивным атакам и паническим реакциям бегства капиталов. В 1995-1998 гг. российский рынок открылся для нерезидентов. Рынок был (и остается) сильно коррелированным с рынками Латинской Америки, демонстрировал экстремальную волатильность, одну из самых высоких в мире.
После кризиса осени 1997 - лета 1998 г. были сохранены и продолжали развиваться две национальные торговые системы - ММВБ и РТС. Выжили наиболее крупные и успешные игроки, устояла и была укрупнена инфраструктура российского фондового рынка (примерно 110 регистраторов, более 100 депозитариев на конец 1999 г.). Кризис содействовал «естественному отбору» (30-50% профессиональных участников, до 80-90% лицензий прекратили существование) .
Дешевизна финансовых активов, при том что сырьевая экономика России стала выглядеть перспективной на фоне растущих цен на сырье, начиная с конца 1998 г. привела к очередному повороту потоков «горячих денег» нерезидентов, но уже в пользу отечественного рынка.
В 1998-2006 гг. примерно в 30 раз выросли значения фондовых индексов, почти в 40 раз - обороты рынка акций, восстановились рынки государственных и муниципальных ценных бумаг, заново создан сегмент корпоративных облигаций. В 2005-2006 гг. обороты ММВБ и РТС превысили обороты на АДР на российские акции (в конце 1990-х -2004 гг. зарубежные рынки на российские АДР (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт - Берлин, Вена) существенно превосходили по своим оборотам российские, что ставило под сомнение конкурентоспособность внутреннего рынка, вызывало утечку торговой активности за рубеж) Там же. С. 58..
Одним из итогов развития финансового сектора в России в 1990-е гг. стало создание фондового рынка, более крупного по размеру, чем рынки - конкуренты стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии (65-75% от совокупных оборотов по региону).
Российский рынок акций расширил свою долю по оборотам в группе BRIC + Турция до 20% в 2006 г., по капитализации - до 27%, существенно опередив ближайшего конкурента - Бразилию (страны сопоставимы по многим параметрам). Самая высокая в группе капитализация рынка к ВВП, сопоставимая с индустриальными странами, - предмет для дискуссий.
Трудно найти рынок, который бы рос в 1999-2006 гг. такими темпами и с такими рисками, как российский. Как следствие, противоречивость ситуации: очень значительный потенциал роста капитализации рынка при сверхвысоких рисках.
Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.
К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:
- развитие инфраструктуры фондового рынка;
- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;
- создание полной
законодательной и другой
- проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвидных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка, для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.
- нехватка капиталовложений,
так инвестиционный потенциал
банков в 7-8 раз меньше, чем
необходимо, а в бюджете денег
нет, и довольно-таки трудно
привлечь иностранный капитал,
поскольку для нашего рынка
характерен краткосрочный
- дальнейшая
интеграция с фондовыми
- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО;
- депозитарий,
т.к. нет крупного признания
всеми головного депозитария
и существует проблема с
- отсутствие
на нашем рынке таких
- недостатки
системы российского
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит оттого, будет ли проводиться политика создания регионального финансового центра «Финансовая площадка - Россия»; будет ли сделана попытка создания на территории России финансовых оффшоров в одной или нескольких портовых свободных экономических зонах (пример - свободные банковские и финансовые зоны, созданные в юрисдикции Британского Содружества); будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы «единого паспорта» для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран).
Повышению конкурентоспособности рынка должна способствовать программа реструктуризации отрасли. Повышение капитализации инвестиционных институтов, введение надзора за финансовыми рисками, завершение создания мегарегулятора с ростом его операционной способности, дальнейшая консолидация фондовых бирж, депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры. Происходящий разогрев рынка увеличивает системные риски - огромное значение приобретает создание системы их мониторинга, планов чрезвычайных действий для вмешательства в ситуации, когда начинает разрастаться финансовый кризис. Должна быть решена многолетняя проблема отсутствия правоприменения в отношении действий на финансовом рынке, нарушающих честный и справедливый характер ценообразования (что неизбежно при олигополистической структуре инвестиционных банков и институциональных инвесторов). Отсутствуют системы общедоступной информации и статистических публикаций, привычные для развитых рынков. Не отстроена система налоговых стимулов для долгосрочного, неспекулятивного инвестирования в ценные бумаги. Макрофинансовая политика по-прежнему, как и в конце 1990-х гг., нуждается в нормализации. Список решений, позволяющих увеличить конкурентоспособность российского рынка, можно продолжать долго.
Информация о работе Организация денежного обращения в РФ: проблемы и перспективы