Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 06:29, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение порядка организации и учета депозитных операций коммерческого банка. Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:
- изучены теоретические аспекты осуществления депозитных операций;
- определен порядок учета операций по вкладам граждан и депозитам юридических лиц, механизм учета процентов по депозитным операциям.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СТРУКТУРА ПРИВЛЕЧЕННЫХ РЕСУРСОВ 5
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ДЕПОЗИТОВ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ 9
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СРОЧНЫХ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ ДЕПОЗИТОВ 14
2. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ И УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ВКЛАДАМ 19
2.1. РАБОТА ДЕПОЗИТНОГО ОТДЕЛА 19
2.2. УЧЕТ ДЕПОЗИТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.3. СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Начисление процентов ведется по нескольким способам:
- простые проценты;
- сложные проценты;
- с фиксированной процентной ставкой;
- с плавающей процентной ставкой.
Традиционным видом исчисления дохода являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический остаток вклада и с установленной периодичностью, исходя из предусмотренного договором процента, происходит расчет и выплата по вкладу.
Другим видом расчета дохода являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент, и полученная величина присоединяется к сумме вклада. Таким образом, в следующем расчетном периоде процентная ставка применяется к новой, возросшей на сумму начисленного ранее дохода, базе.
Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.
Для вкладчика, выбирающего банк с целью размещения средств, определяющим (при прочих равных условиях) может стать порядок расчета величины процента. Дело в том, что при исчислении одни банки исходят из точного количества дней в году (365 или 366), а другие из приближенного числа (360 дней), что отражается на величине дохода.
При начислении процентов наблюдаются ситуации, когда периоды начисления и уплаты процентов по вкладам не совпадают и когда приходятся на одну и ту же дату.
В первом случае в учете делаются записи:
Начисление процентов:
К-т сч. № 47411 «Начисленные проценты по вкладам», 47426 «Обязательства банка по уплате процентов».
Уплата процентов физическим лицам:
Отнесение суммы начисленных процентов на расходы банка:
К-т сч. № 47406«Обязательства по уплате процентов»
В том случае, когда периоды начисления и уплаты процентов совпадают, в учете это отражается следующим образом:
К-т сч. № 423, 426 «
В
учете затраты банка, связанные
с выплатой процентов по счетам клиентов,
отражаются по дебету сч. № 702 «Разные расходы».
В зависимости от способа осуществления
выплаты дохода возможны различные варианты
в корреспонденции счетов:
при выплате наличными эта операция отражается:
Кт. сч. 20202 «Касса кредитных организаций».
при перечислении в безналичном виде:
Кт. сч. 401- 408 «Средства на счетах».
при направлении дохода на увеличение суммы вклада:
Кт. сч. 410 – 422 «Депозиты», 423, 426 «Депозиты физических лиц», 427 – 440 «Прочие привлеченные средства».
Ежеквартально в целом по кредитной организации составляется и передается в налоговые инспекции отчет об итоговых суммах начисленных по депозитам процентов и сумме уплаченного подоходного налога.
Начисленные проценты по привлеченным вкладам отражаются в ведомости начисления процентов по кладам.
В завершении можно сказать, что важнейшим инструментом депозитной политики является процент. Чем надежнее пассивы, т.е. чем больше срок и сумма депозитов, тем больший процент гарантирует банк. Кроме того, процент по депозиту должен учитывать уровень инфляции.
1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе.
2. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики.
3. Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии ЦБ на право привлечения средств физических лиц.
4. Объектами страхования в первоочередном порядке должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц.
5. В объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.
6. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.
7. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением.
8. Государственный страховой фонд в тесном взаимодействии с ЦБ, должен иметь право на разработку конкретных мер по оздоровлению финансового состояния страны. Это связано с тем, что в рамках страхового фонда обязательно должна проводиться процедура обследования финансового положения коммерческих банков, а также контроль за их деятельностью. Делать это необходимо в целях обеспечения сохранности средств вкладчиков, эффективного взимания страховых взносов и своевременного возврата средств в случае банкротства банка.
9. Участие ЦБ в Фонде должно выражаться, в том числе и в виде возможности открытия кредитной линии в случае недостаточности средств.
10. Форма собственности Фонда должна быть смешанной. Учредителями фонда должны стать в первую очередь ЦБ, Ассоциация российских банков, Антимонопольный комитет и другие организации. Участие банков может быть либо прямым, либо косвенным (через ассоциации).
Введение смешанной системы защиты депозитов в России обеспечило как бы прямую защиту вкладчиков (когда вкладчик в случае банкротства получает из фонда определенную сумму в пределах страхового покрытия), так и косвенную защиту (когда ЦБ совместно с фондом принимает меры по финансовому оздоровлению проблемного банка). Поэтому, для создания эффективной системы страхования банковских депозитов необходимо изменить подход к решению проблемы. Субъектом страхования и защиты должен стать не отдельный вкладчик, а банк со своими вкладчиками, то есть эффективная защита предполагает одинаково хорошее выполнение функций страхования, так и функции контроля и надзора за финансовым состоянием коммерческих банков.
Несмотря на значительные трудности в нахождении источников первоначального капитала Фонда и слабую мотивацию для вступления коммерческих банков в систему страхования, принятие основных принципов формирования системы защиты депозитов окажет благоприятное психологическое воздействие на владельцев денежных средств и финансовых институтов: возрастет степень доверия к банковской системе, повысится доля привлекаемых средств в коммерческих банках.
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. Среди них не последнее место занимают привлечение и размещение временно свободных средств во вклады.
Депозиты являются важным
Структура их в банке подвижна
и зависит от конъюнктуры
Для устойчивого развития банковской системы необходимо защитить банки от риска досрочного изъятия вкладов и создать эффективную систему гарантирования вкладов.
Укрепление депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объема вкладов и расширения круга вкладчиков юридических лиц и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимулирования привлечения вкладов. Это можно достигнуть путем расширения депозитных счетов юридических и физических лиц до востребования, что позволит полнее удовлетворить потребности клиентов, улучшить обслуживание, повысить заинтересованность в размещении средств в банках.
В целом же можно отметить, что в нашей стране наблюдается тенденция к увеличению средств на депозитах, предназначенных для расчета с помощью пластиковых карт, растет также доля банков, увеличивающих свои ресурсы за счет привлечения средств физических лиц, а в целом наблюдается улучшение ситуации в банковской сфере.
1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 03.02.96г. № 17-ФЗ //Консультант Плюс: Справочно-правовая система.
2. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: Положение Банка России от 26.03.2007 №302-П //Консультант Плюс: ВерсияПроф: Справочно-правовая система.
3. О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств: Положение ЦБ РФ от 26.06.98г. № 39-П //Консультант Плюс: ВерсияПроф: Справочно-правовая система
4. Л. Г. Батракова «Анализ процентной политики коммерческого банка». - М.: Изд. «Логос», 2002г.
5. Е. Ф. Жуков «Банки и банковские операции». - М.: Изд. «ЮНИТИ», 1997г.
6. О. И. Лаврушин «Деньги, кредит, банки». - М.: Изд. «Финансы и статистика», 2000г.
7. «Что
такое депозиты?»//http:www.