Особенности центрального банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание

Что же такое центральные банки и чем они отличаются от обычных коммерческих банков? В чём была необходимость их появления, какие функции именно они должны взять на себя для эффективного осуществления денежно-кредитной политики государства?

Целью данной работы было постараться ответить на эти вопросы.

В своей работе я попытаюсь раскрыть сущность центральных банков, расскажу об истории и формах их возникновения, попытаюсь оценить их роль, написав о функциях и денежно-кредитной политике эмиссионных банков.

Работа состоит из  1 файл

банки.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

Введение

     Первые  центральные банки возникли более 300 лет назад. На сегодняшний день в мире существует более 170 центральных  банков, которые призваны быть ключевым элементом банковской системы их стран. Ещё в 1920 году на Международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе отмечалось: «В странах, где не существует Центрального эмиссионного банка, его следует создать».

     Что же такое центральные банки и  чем они отличаются от обычных  коммерческих банков? В чём была необходимость их появления, какие  функции именно они должны взять  на себя для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики государства?

     Целью данной работы было постараться ответить на эти вопросы.

     В своей работе я попытаюсь раскрыть сущность центральных банков, расскажу об истории и формах их возникновения, попытаюсь оценить их роль, написав  о функциях и денежно-кредитной  политике эмиссионных банков.

     Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального Банка в регулировании банковской деятельности. В данной работе будет рассмотрен и охарактеризован Центральный Банк России, будут выявлены его отличительные особенности от центральных банков других стран.  
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности центрального банка  России

     §1.1 История Центрального банка России.

     В истории Российского Центрального банка можно выделить следующие периоды и даты:

     Государственный банк Российской империи был основан «для оживления промышленности в торговли» и открыл свои действия 1 июля 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.

     1897 год – Государственный банк  наделяется статусом эмиссионного центра с монопольным правом эмитирования наличных денег в обращение;

     После Октябрьской революции 1917 г. Государственный банк стал называться сначала Народным банком Российской Республики, затем — Народным банком РСФСР. 14 (27) декабря 1917 г. декретом ВЦИК от «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Все частные и акционерные банки подлежали слиянию с Государственным банком.

     В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен.

     С переходом к НЭПу постановлениями ВЦИК и СНК в октябре 1921 г. банк был восстановлен под названием „Государственный банк РСФСР“. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. А в 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.1

     1922 – 1924 годы – становление Государственного  банка СССР как эмиссионного  центра;

     1927 год – передача Государственному  банку СССР полномочий руководства  банковской (кредитной) системой  и контроля за  деятельностью кредитных учреждений;

     1928 год – начало монополии Госбанка  СССР на краткосрочное кредитование  народного хозяйства;

     1930 – 1932 годы – придание Государственному  банку СССР статуса единого  центра кредитования, расчетных  и кассовых операций;

     Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

     2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

     В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

       В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

      20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).2

      §1.2 Характеристика Центрального банка России.

     Особенность организационно-правовой формы Банка  России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности.

     В качестве юридического лица Банк России выступает как участник  отношений  между экономическими субъектами. Как  любое юридическое лицо, имеет  печать, определенное местонахождение, капитал и имущество.

     Как юридическое лицо Банк России выступает  по отношению к другим юридическим  лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным  учреждением.

     Государство наделило Банк России властными полномочиями только в области банковской деятельности и в сфере денежно-кредитных  отношений. Его распоряжения и приказы  обязательны для всех участников денежного оборота, но только в сфере  денежных операций.

     Властные  полномочия Банка России носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам, Центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения Центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

     Однако  обладая определенными властными  полномочиями,  Центральный банк РФ не включен в число органов  государственной власти.

     Согласно  Конституции Российской Федерации  к органам  государственной власти относятся: законодательная, исполнительная и судебная. В перечне органов  государственной власти Банк России не значится. В связи с этим, в  правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен в  полной мере.

     К основным критериям независимости центрального банка можно отнести следующие:

     – назначение руководства, председателя или  управляющего центрального банка. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Например, возможны такие варианты. Управляющего назначают: а) правление банка; б) законодательная власть, парламент; в) исполнительная и законодательная власть совместно; г) коллективная исполнительная власть – один-два представителя исполнительной власти (председатель правительства и/или министр финансов). Нетрудно заметить, что возможные варианты перечислены в порядке убывания независимости центрального банка;

     – срок пребывания в  должности управляющего и членов правления. Чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком. Председатель Центрального банка РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет;

      взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка. Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ не входят в состав совета директоров Банка России и участвуют в заседаниях совета с правом совещательного голоса. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ», другими федеральными законами. Банк России подотчетен  Государственной Думе;

      процедура формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем, кто формирует политику, кому принадлежит последнее слово. Центральный банк РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости);

      цели политики, установленные Законом. Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность центрального банка, тем менее независим центральный банк;

      прямые указания органов государственной власти. Речь идет прежде всего о том, имеют ли право исполнительные или законодательные  органы власти контролировать бюджет центрального банка. До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона «О Центральном банке РФ» ни правительство, ни Федеральное собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50% в федеральный бюджет. Главный орган управления – совет директоров – самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом;

      ограничение на предоставление кредитов правительству. Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим. В России закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

     Первые  пять критериев можно трактовать как показатели политической независимости  центрального банка. Последние два  характеризуют экономическую независимость. Не все центральные банки обладают одновременно и политической, и экономической  независимостью. Например, как показали исследования, только центральные банки  Канады, Нидерландов, Швейцарии, США  и Германии обладают и политической, и экономической независимостью. Центральные банки Франции, Англии и Японии зависят от правительств либо политически, либо экономически и не могут быть отнесены к полностью независимым центральным банкам.

     Банковское  законодательство, в том числе  законодательство,  регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве.

     Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка  России определяются следующими нормативными актами:

Информация о работе Особенности центрального банка России