Особенности денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная система основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 35.60 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Денежно-кредитная  система основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа.

     Наиболее  часто употребляемое определение  регулирования как процесса - «упорядочивать, поддерживать порядок; приводить в  систему». Поскольку это понятие  восходит в своем значении к латинскому rзgula -- «брусок», «линейка», а позже - «норма», «правило», постольку правомерно также использовать в плане смыслового сопряжения термин «регулярный», т.е. «повторяющийся через равные промежутки времени», «равномерно и правильно происходящий».

     Понимание системы денежно-кредитного регулирования  в определенной степени предполагает некую тавтологию, потому что система  регулирования может трактоваться как «система приведения в систему».

     В ряде научных работ отмечается, что  «современная экономика превращается в экономику систем, а рыночная конкуренция превращается в конкуренцию  систем, которые перешли от состояния  стихийного саморегулирования в  состояние жесткой самоорганизации  и взаимоорганизации».

     Регулирование предполагает упорядочение, обеспечение  и перераспределение определенного  воздействия; создание благоприятных  условий для осуществления воздействия, причем оно самоуправляемо.

     Денежно-кредитное  регулирование основывается на следующих  принципах:

     1) учет значения денег и кредита  как важных элементов рыночных  отношений, которые осуществляются  исходя из представлений о  них как социально значимых  объектах, охраняемых в качестве  важнейшей составной части природы  экономических отношений, своеобразном  «природном» ресурсе, объекте  права собственности и иных  прав;

     2) сочетание интересов общества  и законных интересов участников  денежного оборота, согласно которому  использование и охрана денег  и кредита осуществляется в  интересах всего общества при  обеспечении гарантий каждого  участника денежного оборота  на свободное владение, пользование  и распоряжение принадлежащими  им деньгами и кредитом.

     1  Понятие системы  денежно-кредитного  регулирования 

     Идея  регулируемого денежного обращения  восходит к теоретическим взглядам известного шотландского финансового  авантюриста XVIII века Джона Ло. Но подлинные подходы к регулированию денежного обращения были обусловлены критикой теоретических представлений, пытавшихся затушевать разделение между деньгами и кредитом как экономическими категориями.

     Вплоть  до 20-х годов минувшего века это  разделение представлялось столь очевидным  и столь важным для текущих  проблем денежного оборота и  банковской деятельности, что теорию, способную затушевать это различие, объявляли не только бесполезной, но и противоречащей фактам. Смешение денег как законных платежных  средств и бухгалтерских статей, которые отражают контрактные (договорные) отношения, связанные с этими  законными платежными средствами, приводило  к серьезным ошибкам в практике регулирования.

     Данный  подход укоренился в большей степени  и на длительный срок в отечественных  представлениях, обусловленных ведением планового хозяйства. Но и по сей  день, эти представления имеют  место в высказываниях известных  ученых, несмотря на кардинальные изменения  либерального толка в российской экономике за последнее десятилетие.

     Сущность  денег проявляется в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный оборот, сущность денег подвергается достаточно легко  и часто искажению. И это не сводится только к невыполнению ими  той или иной функции.

     В то же время денежный оборот, намеренно  обслуживая кругооборот товаров, представляется как движение денег в наличной и безналичной форме. Но, применяя регулирование (осуществляя воздействие) со стороны государства или субъектов  рынка, мы непосредственно модифицируем формы движения денег.

     Постоянный  переход друг в друга наличной и безналичной его частей обогащает  содержание денежного оборота.

     Однако  в не меньшей степени постоянное регулирование способно не только «дополнительно» обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы.

     Оборот  кредита входит составной частью в денежный оборот. Выяснение вопроса  содержания «кредита» может и  усложнить и одновременно облегчить  процесс регулирования.

     Все эти положения верны, но, как представляется, все в меньшей степени отражают новые реалии современной экономической  жизни и современного денежного  оборота. Денежно-кредитное регулирование  фактически означает способность денег  и кредита как равновеликих элементов  денежного оборота оказывать  упорядоченное воздействие на экономические  процессы.

     Оно обозначает два различных понятия:

     Сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации.

     Составляющими системы денежно-кредитного регулирования  являются:

  • элементы – объекты и субъекты, компоненты системы (ограниченное число);
  • свойства – качества элементов, дающие возможность количественного описания системы;
  •    связи – соединение элементов и свойств в единое целое;
  • структуры как наиболее существенные, устойчивые связи между элементами и как форма организации системы, где важная роль придается состоянию, поведению, равновесию, устойчивости, развитию системы и ее функций. Система выступает как совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих отдельное целое, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Система денежного регулирования должна обеспечивать выполнение потребностей участников денежного оборота:
  • стимулировать к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
  • способствовать привлечению инвестиций;
  • обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов;
  • учитывать формирование конкурентных отношений;
  • иметь механизмы, позволяющие снизить негативные (проинфляционные) процессы в денежном обороте.

     Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость  изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры  устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном  и региональном уровнях.

     Это требование предусматривает достижение следующих результатов: создание ситуации определенности в отношении будущих  денежных потоков, что снижает риски  инвестирования; проведение в течение  регулируемого периода мероприятий  по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств  на возврат заемных средств; достижение экономической определенности для  потребителей услуг. 

     2  Инструменты регулирования

     Центральные банки развитых стран располагают  определенными методами воздействия  на экономику. Традиционно к ним  относятся: дисконтная (учетная) и залоговая  политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика: валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание  их применения банками разных стран  зависят от ряда предпосылок.

     Попытки подвести современные стратегии  центральных банков разных стран  под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования  в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия  на экономику страны. В перспективе  можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

     Одним из основных принципов определения  стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа  роста денежной массы в национальной экономике или регулирование  валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели (рисунок 1) 

     

     Рисунок 1 - Стратегия центрального банка 

     Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики  страны. При этом наблюдается следующая  тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование  темпов роста денежной массы в  пределах расчетного индекса. Такой  стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

     Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под  внутренней понимается без инфляционное развитие, под внешней — стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).

     В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

     В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию  ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

     Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские  страны с развитой, ориентированной  на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

     Выбор и сочетание инструментов, применяемых  в определенной экономической ситуации, зависит от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.

     Не  менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких). 
 

     3 Критерии инструментов  денежно-кредитного регулировнаия

     Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

     • традиционные или нетрадиционные;

     • административные или рыночные;

     • общего действия или селективной  направленности;

     • прямого или косвенного воздействии;

     • краткосрочные, среднесрочные или  долгосрочные.

Информация о работе Особенности денежно-кредитного регулирования