Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:53, отчет по практике
Основная цель производственной практики – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, в организационных банковской системы РФ.
Место прохождения практики - Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Краснодаре.
Срок прохождения производственной практики в Филиале ОАО Банк ВТБ в г. Краснодаре с 1 по 30 июня.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО БАНК «ВТБ» 4
1.1История создания ОАО Банк ВТБ 4
1.2Миссия ОАО Банк ВТБ, его стратегические цели, задачи и рейтинги 7
1.3 Виды деятельности ОАО Банк ВТБ 11
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО БАНК ВТБ 17
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА ОАО БАНК ВТБ В г. КРАСНОДАРЕ 29
3.1 Отдел расчетов 29
3.2 Отдел кредитования и анализа рисков 36
3.3 Отдел документарных операций и валютного контроля 47
3.4 Отдел кассового обслуживания 52
3.5 Отдел регионального бизнеса 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
1.
Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.
2.
Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.
3.
Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (конверсия).
4.
Размен денежного знака иностранного государства на денежные знаки того же иностранного государства.
5.
Замена поврежденного денежного знака иностранного государства на неповрежденный денежный знак того же иностранного государства.
6.
Замена поврежденного денежного знака иностранного государства на неповрежденный денежный знак другого иностранного государства.
7.
Покупка поврежденного денежного знака иностранного государства за наличную валюту Российской Федерации.
8.
Прием денежных знаков иностранных государств и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
Покупка (продажа) иностранной валюты осуществляется по курсу ОАО Банка ВТБ, который устанавливается головной организацией по «валютной политике банка» на основании Указания ЦБ «Об установления предела отклонения курса покупки наличной иностранной валюты от курса продажи» № 323 от 21.08.98 г. На данный момент он составляет 7% [7].
Суммы всех валютных операций банка отражаются кассиром по счету 20206 «Касса валютного обменного пункта» с указанием кода иностранной валюты (доллар США -840, Евро- 978). Кассир ежедневно составляет отчет об операциях за день и рассчитывает доход банка от курсовой разницы, определяемой как разница между ценой покупки (продажи) ОАО Банка ВТБ и официальным курсом ЦБ.
Отделом Документарных операций и Валютного контроля осуществляется обеспечение международных расчетов и платежей, а также валютного контроля. Осуществляется покупка (продажа) иностранной валюты по поручению и за счет клиентов банка. ОАО Банк ВТБ при осуществлении международных расчетов осуществляет следующие их формы:
1.
Межбанковский перевод;
2.
Документарное инкассо;
3.
Документарный аккредитив;
4.
Вексель;
5.
Чек.
Однако необходимо отметить, что на последние четыре формы приходится менее двух процентов проводимых расчетов, как правило, клиенты банка предпочитают использовать межбанковские переводы, что прежде всего связано с относительной «дешевизной» данной формы расчета. ОАО Банк ВТБ в отношении своих банков-корреспондентов использует международную платежную систему SWIFT. Однако филиал может осуществлять все виды расчетов. Сопутствующим банковским продуктом является выдача банковской гарантии, по которой банк гарантирует исполнение обязательств своего клиента перед иностранным контрагентом. За выставление гарантии банк взимает плату в соответствии с установленной в ОАО Банке ВТБ системой тарифов.
При осуществлении клиентами филиала внешнеторговых операций через счета открытые в ОАО Банке ВТБ, последний является уполномоченным банком Паспорта Сделки. Он открывает по заявлению клиента Паспорт Сделки по видам внешнеторговых сделок. Выполнение банком функции агента валютного контроля регулируется следующими нормативными актами Банка России: Инструкция № 111-И, 117-И, 258-И. В банке предусмотрена следующая классификация кодов внешнеэкономических операций:
1.
1 – экспорт товаров;
2.
2 – импорт товаров;
3.
3 – экспорт услуг;
4.
4 – импорт услуг;
5.
5 – займы
6.
6 – кредиты
7.
9 – смешанные контракты.
Порядок открытия Паспорта сделки следующий. Клиент филиала ОАО Банка ВТБ в г. Краснодаре предоставляет в банк письменное заявление с просьбой об открытии и подписании Паспорта Сделки (ПС), с двумя оригиналами заполненного ПС и оригиналом договора заключенного между клиентом и его зарубежным контрагентом. Далее банк в срок не превышающий 3 рабочих дня проверяет предоставленные документы и в случае их надлежащего представления открывает ПС или отказывает в его открытии если представление ненадлежащее.
Далее при поступлении денежных средств по договору или пресечении товаром (услугой) таможенной границы Российской Федерации клиент банка предоставляет в банк подтверждающие документы. Банк проверяет их, если они надлежащие, то он регистрирует данную операцию и подшивает копии данных документов в досье по ПС.
За выполнение функции агента валютного контроля системой тарифов банка предусмотрено взимание вознаграждения в размере 0,1% от стоимости произведенного платежа.
Сотрудники отдела также осуществляют покупку (продажу) иностранной валюты через головную организацию на ММВБ, однако размеры данных операций (открытая валютная позиция) четко установлены головным банком.
Таблица 7 – Схема расчетов ОВП на 9.06.2009 г.
|
|
|
|
|
| |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсы валют на 9.06.2009 г.:
USD = 30,912 руб.;
EUR = 43,384 руб.;
GBP = 50,6098 руб.
3.4 Отдел кассового обслуживания
Кассовый отдел филиал ОАО Банка ВТБ в г. Краснодаре является структурным подразделением банка, осуществляющий прием-выдачу наличных денег клиентам и контроль над платежеспособностью банковских билетов и монет Банка России, обеспечение их сохранности.
Задачами кассового отдела является кассовое обслуживание, контроль над недопущением поступления в филиал фальшивых денежных знаков и соблюдением установленных ЦБ РФ признаков и правил платежности банкнот и монет Банка России, обеспечение сохранности и учета денежной наличности.
Юридические лица могут вносить наличные деньги только на свои расчетные (текущие) счета. Это означает, что банк обязан и должен быть готов принять всю наличность, которую клиент должен или хочет внести на свой счет в банке. Поэтому для кассового обслуживания клиентов, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями в филиале «Краснодарский», в занимаемом им здании создан кассовый узел, оборудованный надлежащим образом. Перечень лиц, имеющих право находиться в кассе филиала строго ограничен.
Кассовый узел кредитной организации включает в себя помещения:
- хранилище ценностей;
- операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние, кассы пересчета);
- помещение по приему (выдаче) денег инкассаторам;
- кладовая или сейфовая комната;
- другие помещения, необходимые для выполнения кассовых операций.
Кассовый узел располагается изолировано от других помещений филиала. Планировка помещений кассового узла не допускает возможности нахождения в них лиц, не являющихся сотрудниками кассового подразделения. Касса отделяется от комнаты для обслуживания клиентов. Окно между операционной кассой и комнатой для обслуживания клиентов располагается таким образом, чтобы обеспечить возможность визуального контроля процесса пересчета денег клиентами. Для общения клиента с кассиром предусматривается переговорочное устройство.
В кассовом узле создаются необходимые условия для автоматизации и механизации кассовой работы.
Двери кладовых ценностей выполняются бронированными и соответствующими по классу устойчивости к взлому оболочки кладовой ценностей.
Предкладовая и смотровой коридор защищаются отдельными рубежами охранной сигнализации, которые выводятся на приемно-контрольные приборы поста охраны. Вход в предкладовую оснащается средствами контроля доступа и видеоконтроля.
Сейфовые комнаты оборудуются рубежами охранной сигнализации. В обязательном порядке охранной сигнализацией защищаются дверь, объем сейфовой комнаты и сейфы.
Автоматической пожарной сигнализацией оборудуются все помещения банка.
Касса филиал ОАО Банка ВТБ в г. Краснодаре может принять от клиента наличные и в качестве комиссионной платы за некоторые свои услуги (например, за выдачу чековой книжки, за отдельные кассовые операции с наличностью).
Прием денежной наличности от организаций - владельцев счетов в кассу банка производится по объявлениям на взнос наличными, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный счет (текущий). При взносе денег по объявлению, клиент передает его операционному работнику, который ведет лицевой счет данного клиента. Операционный работник проверяет правильность заполнения документа, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, номер документа, символ кассовых оборотов и передает подписанное им объявление в кассу.
Получив объявление на взнос наличными, кассовый работник проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствующие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при подсчете. При соответствии сумм кассир подписывает объявление на взнос наличными, квитанцию и ордер и выдает ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассовый работник оставляет у себя, ордер по объявлению передает соответствующему операционному работнику.
В конце операционного дня на основании приходных документов кассир составляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых им денег. Справка подписывается кассиром и указанные в ней кассовые обороты сверяются с кассовыми журналами операционистов.
Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.
3.5 Отдел регионального бизнеса
Для работы с предприятиями среднего бизнеса (доля выручки от 90 до 300 млн. руб.) в Краснодарском филиале ОАО Банк ВТБ предназначен отдел регионального бизнеса, работа с предприятиями крупного бизнеса (выручка более 300 млн. руб.) ведется в отделе по сопровождению крупных клиентов.
При обращении клиента в Банк для получения кредита, каждому клиенту предоставляется персональный клиентский менеджер, который работает с данным клиентом на протяжении всего периода сотрудничества с банком. Для рассмотрения заявки о предоставлении кредита клиенту необходимо предоставить документы для анализа правового статуса Контрагента – юридического лица, организационно-правовой формы «акционерное общество» или «общество с ограниченной ответственностью»:
1.
Действующий устав, учредительный договор (для обществ с ограниченной ответственностью с числом участников два и более), изменения или дополнения к ним, зарегистрированные надлежащим образом.
2.
Свидетельство о государственной регистрации, свидетельства о регистрации изменений и дополнений к учредительным документам.
3.
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (выдается ФНС России).
4.
Свидетельство о постановке Контрагента на учет в налоговом органе.
5.
Карточка образцов подписи и оттиска печати, заверенная нотариально.
6.
План приватизации, утвержденный уполномоченным государственным органом (в случае, если общество создано в процессе приватизации).
7.
Протокол (решение) уполномоченного органа о назначении руководителя общества (в том случае, если руководитель избирался в период действия предыдущей редакции устава, должна быть представлена данная редакция устава).
8.
Трудовой договор (контракт) или выписку из него в части определения полномочий с руководителем общества (в случае, если такой договор не подписывался, необходимо получить соответствующее письменное подтверждение).
9.
Доверенность на лицо, уполномоченное на подписание сделки, заключаемой с Филиалом.
10.
Приказ о назначении Главного бухгалтера.
11.
Внутренние документы общества (Положения о Совете директоров/Наблюдательном совете, Правлении, Генеральном директоре и т.п.).
12.
Документы о регистрации выпусков и отчетов об итогах выпусков акций (уведомления ФСФР России), выписка из реестра акционеров – для акционерных обществ.
Для проведения оценки финансового состояния заемщика, оценки рисков и вынесения решения о предоставлении кредита на малом кредитном комитете Филиала заемщик должен предоставить в клиентский отдел Банка следующие финансовые документы:
1.
Финансовая отчетность Контрагента за два полных прошедших финансовых года и на последнюю отчетную дату текущего года с приложениями и отметкой налоговой инспекции, пояснительные записки к балансам,
2.
Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности Контрагента на последнюю отчетную дату,
3.
Сведения об открытых Контрагентом банковских счетах в иных кредитных организациях,
4.
Информация о действующих кредитных договорах в иных кредитных организациях, а также об активах Контрагента, обремененных залоговыми обязательствами, и наличии выданных поручительств по обязательствам третьих лиц,
5.
Заключение аудиторских фирм о результатах последней проверки деятельности Контрагента (если проводилась),
6.
Документ, подтверждающий согласование с собственником государственного или муниципального унитарного предприятия привлечения и использования кредитов и займов (в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.02 г.) [3],
7.
Сведения о предстоящих капитальных вложениях Контрагента на период 12 месяцев, следующих за последней отчетной датой,
8.
Копия оборотной ведомости Контрагента по счету 62 («Расчеты с покупателями и заказчиками») Контрагента за последние полные 3 календарных месяца,
9.
Расшифровки обязательств Контрагента по статьям 510, 610 и 620 бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Группа ВТБ – ведущая российская финансово-банковская группа, предлагающая широкий спектр продуктов и услуг на территории России, в странах СНГ, а также в ряде стран Западной Европы, Азии и Африки.
ВТБ является универсальной финансовой группой, специализирующейся на корпоративном, розничном и инвестиционном бизнесе. В числе конкурентных преимуществ ВТБ – обширная база корпоративных клиентов в ключевых отраслях экономики, широкая региональная сеть продаж, узнаваемый бренд, а также опытная команда менеджеров. Перспективы роста российского рынка банковских услуг и высокая динамика развития позволяют ВТБ удерживать позиции лидера по всем бизнес-направлениям.
Ключевым звеном ВТБ является ОАО Банк ВТБ, оказывающий услуги по большинству направлений деятельности ВТБ.
Можно сделать следующие выводы по пройденной практике:
1. В банке соблюдаются все нормативно-правовые акты, законодательство, внутренние положения и инструкции;
2. За последние три года банк расширил свою филиальную сеть;
3. Увеличил спектр предлагаемых финансовых услуг и нанял новый персонал для работы на таких ключевых направлениях, как обслуживание юридических лиц и инвестиционная деятельность;
4. Были разработаны новые информационные технологии и управление рисками.
5. ОАО Банк ВТБ проводит стратегию расширения, она может негативно повлиять на его показатели. Банк, скорее всего, будет преуспевать при условии сохранения положительной динамики российской экономики и благоприятной политической среды. Если же в экономике произойдет сбой, банк окажется в боле выгодном условии, чем многие другие банки, так как держателем большей части акций является Правительства РФ.
Для сохранения банка лидирующих позиций необходимо:
- усиления контроля над привлечением и удержанием клиентских средств;
- усиления внимания к качеству клиентской базы – построению долгосрочных отношений с наиболее перспективными клиентами (с точки зрения уровня риска, надежности, доходности, возможности комплексного долгосрочного сотрудничества и увеличения перекрестных продаж существующим клиентам, в том числе используя потенциал дочерних компаний Группы);
- повышения эффективности процесса продаж и обслуживания клиентов;
- повышения эффективности филиальной сети;
- расширения продуктового предложения и создания лучшей на рынке линейки продуктов, включая комиссионные и расчетно-кассовые продукты, разработку комплексных отраслевых решений;
- дальнейшего повышения качества клиентского обслуживания.
В рамках совершенствования корпоративного управления ВТБ намерен расширить состав Наблюдательного совета Банка, включив в него двух новых независимых директоров, в результате чего общее число независимых членов Совета увеличится до четырех. В 2008 году были утверждены Информационная политика, Дивидендная политика ВТБ, а также принят Этический кодекс, в котором четко отражены процедуры и правила ведения бизнеса в соответствии с лучшей международной практикой.