Перспективы развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Роль банков как органа управления экономикой выявляется в процессе выполнения ими своих функций и соблюдения общих принципов организации банковского дела.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Банковская система Республики Казахстан.
1.1.История становления банковской системы Казахстана…………….7
1.2.Особенности банковской системы Казахстана……………………..16
1.3.Современная банковская система Республики Казахстан………...22
Глава 2. Анализ деятельности банковской системы .
2.1.Анализ деятельности банков второго уровня……………………..34
Глава 3. Перспективы развития банковской системы.
3.1.Перспективы развития банковской системы Казахстана
по средствам банковского надзора……………………………………61
Заключение…………………………………………………………………….80
Приложения.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Банковский надзор в Казахстане.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

5.Требования к ликвидности. Для удовлетворения потребностей клиентов в наличности, банк должен поддерживать минимальный уровень ликвидных активов.

6.Требования к достаточности капитала. Капитал служит обеспечением финансовых обязательств акционеров, и для защиты вкладчиков от неожиданных потерь, понесенных банком. Базельский Комитет принял статьи активов, взвешенных с учетом риска и банк должен иметь минимальную 8%-ную стандартную базу капитала.

7. Объединение информации и координации. В связи со стремлением банков к сохранению коммерческой тайны и нежеланием обмениваться или раскрывать информацию своим конкурентам, значительное преимущество имеет формирование супервизорами централизованного информационного кредитного бюро (кредитный регистр), в функции которого входит оценка достаточности резервов, выявление проблемных направлений в экономике, совершенствование информационной базы банка по оценке кредитов.

8. "Увещевание". Центральные крупнейшие банки имеют тенденцию руководить банковской системой посредством проведения регулярных бесед и обмена мнениями с представителями ассоциаций банкиров и лидерами рынка.

9. Превентивные меры. Принцип "увещевания" не действует в отношении "банков- мошенников" и нечестного менеджмента. В распоряжении супервизора банка должны находиться, во-первых, действенная "система раннего оповещения" для выявления подобной манеры поведения, и, во-вторых, определенные, установленные законом полномочия, позволяющие привлечь к ответственности персонал банка, уличенный в мошенничестве. В процессе регулирования часто наблюдается недостаточность внимания строгому выполнению правил и инструкций, установленных законодательством.

10.Совершенствование политической и законодательной базы. Основной функцией регулирующих органов банка является регулярный обзор деятельности банков, основных тенденций развития рыночных отношений, претензий общественности, а также совершенствование существующих инструктивных материалов и законодательства. Чаще всего устаревшая политика и нормативные документы были основной причиной неэффективной работы банковской системы и тормозили совершенствование финансовых органов.

Участие каждого аналитика обзора в управлении портфелем банка является важной составной частью надзорного процесса Национального Банка. За определенным аналитиком закрепляется каждый банк, таким образом, аналитик становится куратором данного банка и отвечает за надзор над этим банком. В среднем за каждым куратором закреплены 3-4 банка.

                   Аналитик обзора обязан:

* Быть всегда в курсе того, какие виды риска имеются у контролируемых им банков.

* Выявлять и оперативно реагировать на мигрирующий риск.

* Следить за тем, чтобы график надзорного цикла составлялся и выполнялся согласно требованиям Национального Банка РК. Для проведения внеплановых инспекционных мероприятий нужно получить одобрение директора департамента банковского надзора.

*Нести ответственность за своевременное проведение всех инспекций, включая специализированные проверки.

* Постоянно обновлять данные BOSS и других компьютеризированных систем с тем, чтобы они отражали текущую структуру риска и состояния дел в банке.

* Поддерживать постоянную и эффективную связь с руководством банков.

* Оперативно информировать директора Департамента банковского надзора о состоянии дел в подопечных банках.

* Выносить на рассмотрение НБРК свой план мероприятий по решению проблем, исходя из их характера, состояния дел в банке, способности и желания руководства банка и совета директоров исправить недостатки.

* Следить за тем, чтобы выполнялись меры воздействия в отношении закрепленного за ним банка, оценивая их эффективность.

   Кураторы банков проводят анализ ежедневных балансов банков. Еженедельно проверяются отчеты о выполнении лимитов открытой валютной позиции.

Одним из наиболее важных инструментов дистанционного регулирования является установление пруденциальных нормативов и других, обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных активов.

Размер минимальных резервных требований определяется как фиксированный процент от всех депозитных обязательств банка перед юридическими и физическими лицами, кроме банков. Установлены два способа выполнения банками минимальных резервных требований:

1) Размещение средств в резервных активах в течение месяца так, чтобы среднемесячная сумма резервных активов была не менее среднемесячной величины минимальных резервных требований, которая рассчитывается как процент от среднемесячной суммы депозитных обязательств, взятых за каждый рабочий день месяца.

2) Депонирование средств в НБРК на соответствующем счете так, чтобы сумма остатков была равна минимальным резервным требованиям, рассчитанным как процент от депозитных обязательств по состоянию на первый рабочий день месяца.

Провизии против сомнительных и безнадёжных активов формируются по итогам классификации активов и условных обязательств, которая основывается на качестве актива - возможности его возврата или текущей (рыночной) стоимости актива, а в случае условного обязательства-возможности исполнения своих обязательств лицом, которому будет или может быть предъявлено требование.

Активы и условные обязательства подразделяются на стандартные и классифицированные.

* Актив считается стандартным, если его текущая (рыночная) стоимость не ниже стоимости его приобретения банком или имеются основания полагать, что требование по активу будет исполнено или исполняется в соответствии с условиями договора.

* Классифицированный актив представляет собой актив, текущая (рыночная) стоимость которого ниже стоимости его приобретения банком или имеются основания полагать, что требование по активу не будет исполнено или не исполняется в соответствии с условиями договора.

   Классифицированные активы и условные обязательства делятся на сомнительные (подразделяются на субстандартные, неудовлетворительные и сомнительные с повышенным риском) и безнадежные.

   Провизии представляют собой сумму средств, необходимых для покрытия убытков от не возврата активов или уменьшения их стоимости. Провизии подразделяются на общие и специальные.

* Специальные провизии - это провизии, формируемые для покрытия убытков по конкретным классифицированным активам, в отношении которых преобладает вероятность их потери (не возврата) или текущая стоимость которых более чем в два раза меньше стоимости их приобретения.

* Общие провизии - это провизии на возможные потери по всей совокупности активов банка, кроме тех, по которым необходимо создавать специальные провизии.

Классификация активов и соответствующий пересмотр необходимого размера провизии производится банком ежемесячно по состоянию не более чем за 7 рабочих дней до последнего рабочего дня месяца. Изменения в размере провизии отражаются в балансе банка на последний рабочий день каждого месяца.

Размер провизии колеблется от 5 % до 100 % от суммы активов, в зависимости от их качества (см. таблицу №1-в Приложении)

Отдельно хотелось бы остановиться на анализе выполнения пруденциальных нормативов. 

В состав пруденциальных нормативов, установленных НБРК для их обязательного соблюдения банками, входят:

Минимальный размер уставного фонда (капитала) банков.

С 05.12.1997 года он был установлен для вновь открываемых банков - 300 млн. тенге, для действующих банков - 100 млн. тенге.

Постановлением Правления Нацбанка РК № 138 от 07.04.2000г. установлен минимальный размер уставного (собственного) капитала для: - вновь создаваемых банков - в сумме 1,5 млрд.тенге; для действующих банков - в сумме 500,0 млн.тенге. (в настоящее время данный документ находится на регистрации в  Министерстве юстиции РК).

Коэффициент достаточности собственных средств. Существуют два коэффициента К1 и К2.Отношение СК банка первого уровнях сумме всех его активов должно быть не менее  0,06.

                                        ,   где

     КI - собственный капитал первого уровня;

     ИК - инвестиции банка в акции и субординированный долг других юридических лиц;

      А - сумма всех активов в соответствии с консолидированным балансом

                                     ,      где

     К - собственный капитал;

    Ар - сумма активов и вне балансовых требований, взвешенных по степени риска;

    Пс - специальные провизии (по сомнительным с повышенным риском и убыточным кредитам) плюс сумма сформированных общих резервов, привлекающая 1,25% суммы Ар. (В 1999 году по сравнению с 1998 годом продолжалось снижение количества банков, нарушающих коэффициенты достаточности собственных средств К1 (с 6 до 5) и К2 (с 7 до 5)

                 Максимальный размер риска на одного заемщика

                                                    ,         где

    Р - размер риска,

    К - собственный капитал банка. К3 не должен превышать размера собственного капитала:

* Для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями - 0.10;

* Для прочих заемщиков - 0,25 (в том числе не более 0,10 по бланковым кредитам).

Количество банков, нарушающих, данный норматив сократилось по сравнению с 1998 годом с 11 до 6, а для лиц, связанных с банком особыми отношениями с 8 до 6

             Коэффициент текущей ликвидности. К4=Аср./ Оср.

    К4 - отношение среднемесячной величины высоко ликвидных активов к среднемесясячной величине обязательств до востребования, которое должно составлять не менее 0,3

                    Лимиты открытой валютной позиции:

Лимиты открытой валютной позиции (длинной либо короткой) по любой иностранной валюте, длинной  валютной позиции по иностранным валютам стран, не являющихся членами ОЭСР, и валютной нетто-позиции устанавливаются Правлением НБРК.

Факторами, обусловившими нарушения банками в течение года лимитов валютной позиции банками, являлись нестабильность на финансовых рынках других государств, в частности России, и снижение Нацбанком этого норматива в целях стабилизации валютного рынка.

                   Коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы.

                                                 ,   где

    И - сумма инвестиций в основные средства и другие нефинансовые активы.

На 01.01.2000г. количество банков, нарушающих, данный норматив составило 7.

  Расчеты данных коэффициентов предоставляется ежемесячно не позднее 8-го числа месяца.

В течение 2000 года отмечались нарушения банками пруденциальных нормативов, причем нарушения допускаются как слабо капитализированными банками, так и банками, включенными в Программу по переходу к международным стандартам. В то же время, в течение 2000г. наблюдалась положительная тенденция сокращения числа банков, нарушающих пруденциальные нормативы (42,2% от общего количества банков - на 24,1% .). При этом, снизилось количество банков-нарушителей по всем пруденциальным нормативам, за исключением коэффициента текущей ликвидности К4.

Уменьшение количества банков, нарушающих пруденциальные нормативы, вызвано продолжающимся в рамках Программы по переходу БВУ к международным стандартам повышением уровня капитализации банков.

    По фактам нарушений БВУ банковского законодательства, выявленным в результате осуществления пруденциального регулирования, к ним были применены ограниченные меры воздействия и санкции согласно действующему банковскому законодательству. В частности, письма-обязательства об устранении недостатков и нарушений в работе банков были затребованы в 73 случаях, письма-предписания с указанием устранения 67 раз, письма-предупреждения 117 раз, санкция в виде снижения лимитов валютной позиции банков применялась в 21 случаях.

Кроме того, у 18 банков аннулированы лицензии на проведение отдельных видов банковских операций.

Практика пруденциального регулирования направлена на соблюдение банками второго уровня пруденциальных нормативов, формирование надежных систем внутреннего аудита, проведение разумной кредитной политики и политики ликвидности.

Ежеквартально предоставляется ежеквартальная финансовая (регуляторная) отчетность банков, основанная на международных стандартах.

Данная финансовая отчетность состоит из 35 таблиц, содержащих конкретные данные о финансовом положении банка и результатах его деятельности.

    Данные, сгруппированные в таблицах, обрабатываются автоматизированным способом при помощи системы "BOSS", позволяющей на основе данных финансовой отчетности, получать объективную картину финансового состояния банка и определять место (рейтинг) банка в группе сопоставимых банков.

Таким образом, на основе данных, получаемых из различных отчетов, представляемых банками, сотрудники дистанционного надзора ежемесячно составляют краткое заключение, называемое "Статус-репорт" - документ, позволяющий объективно оценить текущее финансовое состояние банков, по результатам рассмотрения которого вместе с соответствующими рекомендациями и предложениями заключение по банку выносится на рассмотрение руководства для принятия окончательного решения. Вопросы, подлежащие обязательному отражению в статус репорте:

Информация о работе Перспективы развития банковской системы