Пластиковые карты как форма безналичного расчета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание

При написании работы был произведён анализ большого количества статистического материала из экономической прессы и официальных сайтов международных платёжных систем.
Цель данной работы – познакомиться с понятием пластиковых карт, рассмотреть особенности технологии реализации электронных платежей с помощью различных типов пластиковых карт.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Пластиковые карты …………………………………………………5
Возникновение пластиковых карточек и зарождение международных платежных систем …………………………...5
Понятие пластиковых карточек и их виды ……………………..8
Международные платежные системы на современном этапе
и карточные продукты выпускаемые ими……………………. 13
Глава 2. Расчеты по банковским картам …………………………………...21
2.1. Схема операций с банковскими кредитными картами ……………………………………………… ………….21
2.2. Банки: эмитент и эквайр………………………………………...23
2.3. Развитие сети эквайринга в России ……………………………25
2.4. Прибыльность операций по карточным расчета …………….29
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Деньги.Кредит.Банки..doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра финансов и учета

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по курсу «Деньги, кредит, банки»

На тему «Пластиковые карты как форма безналичного расчета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнил студент

                                                                                            Чекмарева Светлана

                                                                                            гр.                                           

                                                                                            Руководитель                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воткинск 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………………3

Глава 1. Пластиковые карты …………………………………………………5

    1. Возникновение пластиковых карточек и зарождение международных платежных систем   …………………………...5
    2. Понятие пластиковых карточек и их виды ……………………..8
    3. Международные платежные системы на современном этапе

          и карточные продукты выпускаемые  ими……………………. 13

Глава 2. Расчеты по банковским картам …………………………………...21

2.1.   Схема операций с банковскими кредитными                    картами ……………………………………………… ………….21

2.2.    Банки: эмитент и эквайр………………………………………...23

2.3.    Развитие сети эквайринга в России ……………………………25

2.4.    Прибыльность  операций по карточным расчета   …………….29

Заключение…………………………………………………………………...31

Список литературы…………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В последние годы тема электронных денег принимает все большую актуальность. Эксперты, анализирующие тенденции создания нового экономического пространства с общей валютой, в своих отчетах делают упор на тематику пластиковых карточек. На сегодняшний день стремление к созданию единого платежного пространства и соответственно выбор платежных инструментов - это действительно современные тенденции во всех государствах.

Для российских банков весьма актуален вопрос предоставления населению и организациям полного спектра услуг на рынке банковских пластиковых денег. И здесь неоценим опыт развитых западных пластиковых платёжных систем.

Недостаточность исследования данной проблемы и её чрезвычайная актуальность в условиях перехода нашего государства к рынку (а значит, и открытой экономике) обусловили выбор данной темы курсовой работы.

На сегодняшний день существует целый ряд широко известных  международных пластиковых систем, которые отличаются спектром предоставляемых услуг, особенностями функционирования, географическими регионами действия. Исследованию их развития, структуры, тенденций совершенствования и функционирования на российском рынке и посвящена данная работа.

При написании работы был произведён анализ большого количества статистического материала из экономической  прессы и официальных сайтов международных  платёжных систем.

Цель данной работы –  познакомиться с понятием пластиковых  карт, рассмотреть особенности технологии реализации электронных платежей с помощью различных типов пластиковых карт.

Кому выгодно  создание единого платежного пространства? С  одной стороны – все просто. Различного рода слияния выгодны  клиентам (держателям пластиковых карточек). Для них появляется возможность пользоваться своими деньгами повсеместно. Можно представить, насколько удобно, скажем, держателю карточки «Юнион Кард» иметь возможность получить наличные или заплатить за товары и услуги везде, где есть банкомат или POS-терминал. Рынок в настоящее время к этому стремится, но пока, в России он еще далеко не совершенен. Он развивается методом проб и ошибок, но неизбежно в верном направлении.

Существуют банкоматы  и магазины, принимающие к оплате пластиковые карточки, но, во-первых, их не так много, а во-вторых, еще меньше пунктов, участвующих во всех платежных системах. К сожалению, пластиковые карточки служат, в основном, для одной цели – получение наличности. Предприятия внедряют зарплатные проекты, поскольку это освобождает их от работы с наличностью, и люди просто выстраиваются в очередь к банкоматам, принимающим их карточки. На первый взгляд, банкоматов и пунктов приема карт достаточно, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что прием невозможен.

Объединив свои сети и создав одну большую сеть, платежные системы становятся привлекательными всем: коммерческим предприятиям, банками, клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пластиковые карты

 

    1. Возникновение пластиковых карточек и зарождение международных платежных систем

 

Считается, что идею кредитной карточки первым выдвинул бостонский журналист Эдуард Беллами (Edward Bellamy), описав их в своей футурологической повести "Взгляд в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в свет в 1888г. Первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны уже в 1914 году некоторыми предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями, которые начали выдавать своим наиболее богатым постоянным клиентам специальные карточки, чтобы «привязать» этих клиентов к себе.

Первыми возникли именно кредитные карточки, которые небыли пока ни банковскими, ни пластиковыми. Смысл их состоял в том, чтобы подтверждать кредитоспособность клиента вне его банка. Естественно, что такое средство кредитования могло появится не иначе как в США, где потребительский кредит частных лиц бурно развивался еще с конца XIX века.

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufakturing были выпущены первые металлические пластинки, а затем уже и пластиковые на поверхность которых наносились данные о держателе карточки и срок ее действия. Процесс нанесения рельефных буквенно-цифровых и специальных символов на карточку назывался эмбоссированием (embossing). Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались в торговом чеке. После этого оставалось только вписать сумму покупки и отправить чек в банк для погашения. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие.

Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карточек, было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из «Национального банка Флэтбуш» в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за небольшие покупки. После того как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и тот оплачивал их со счетов покупателей.

Первая карта American Express («Америкэн Экспресс») была выпущена 1 октября 1958 года. Уже через год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Главной причиной была - существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков «Америкэн Экспресс» и огромные финансовые средства, позволившие кредитовать клиентов.

По мере роста карточных  программ большинство банков столкнулось  с главным препятствием - локальной сетью обслуживания своих карточек. В 1966 году «Бэнк оф Америка» начал выдавать лицензию на выпуск карточек «БэнкАмерикард» другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов «Бэнк оф Америка» создали свою Межбанковскую карточную ассоциацию - МКА (Interbank Card Association). В 1969 году эта ассоциация купила права на карты Master Charge («Мастер Чадж»), выпускающейся карточной ассоциацией банков западных штатов, и большинство банков-членов МКА перешли на выпуск «Мастер Чадж». В свою очередь банки выпускавшие «БэнкАмерикард», настояли, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля «Бэнк оф Америка». Так в июле 1970 года была создана «Нашнл БэнкАмерикард Инкорпорейтид» - НБИ.

Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась "American Express".

Параллельно с развитием  американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда «Дайнерс клаб» выдали первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году. Эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию «Еврокард Интернэшнл» (Eurocard International) со штаб квартирой в Швеции.

Продолжалась конкуренция  американских карточек ассоциаций в  Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с  «БэнкАмерикард», подписав соглашение с британской системой «ЭкспрессКард», которая входила в Ассоциацию "Еврокард". Так началось сотрудничество "Еврокард" и американской Межбанковской карточной ассоциации, выпускающей "Мастер Чадж".

Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку "БэнкАмерикард" на известную в данный момент VISA. Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке новое название - MasterCard.

Eurocard также не стояла на месте, расширяя свое сотрудничество с «Мастеркард», эта ассоциация по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus/Maestro, что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Еврокард Интернэшнл с платежной системой Еврочек. Новая организация начала называться Europay International.

     Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка "VISA" и "MasterCard", они проигрывали карточкам JCB. Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии "VISA" и "MasterCard" вместе взятых.

     Итак, на сегодняшний день крупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 60% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int., обладающая порядка 30 % рынка. Остальные десять процентов приходятся на карточки других международных организаций и локальные карточки различных банков.

 

    1. Понятие пластиковых карточек и их виды

 

Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающим.

Важнейшая особенность  всех пластиковых карточек состоит  в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в  различных прикладных программах. Карточка может служить пропуском в  здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты телефонных переговоров и т.д. в сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

Банковская пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и (или) услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах. Принимающие карточку предприятия торговли и сервиса, а также отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки или приемную сеть.

Особенностью продаж и выдач, наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более четырнадцати дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.

Информация о работе Пластиковые карты как форма безналичного расчета