Платежная система РФ и ее элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание

При использовании бумажных и кредитных денег всегда появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга. Формируется особая система передачи платежной информации – платежная система. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.

Содержание

Введение…………………………..…………………………………………….3
1.Понятие платежной системы и ее структура………………………………4
2.Принципы организации и функции платежной системы…………………5
3.Особенности национальной и частных платежных систем России..……6
4.Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития………………………………………..……………...8
Заключение……………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………..………11

Работа состоит из  1 файл

Деньги, кредит и банки.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

Указанные тенденции, безусловно, затрагивают и российскую банковскую систему, однако, как правило, с некоторым опозданием. В то же время в российских банках как  небольших структурах по сравнению  с крупными западными банками  в известной мере легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления внутренней среды.

В последние годы со стороны российских банков особенно возрос интерес к call-центрам, когда все большее число кредитных организаций стало обращать внимание на розничный сектор и всерьез занялось ритейлом. Ожидается, что в ближайшие годы отечественный рынок этих услуг будет развиваться очень высокими темпами.

Одним из направлений  активного внедрения инноваций  в российскую банковскую практику является использование интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг рассматривается  чаще всего как дополнительный сервис банка, хотя многие клиенты не исключают  возможность полного перехода на интернет-обслуживание, если это будет  для них выгоднее, чем традиционное. Распространенным является вариант  позиционирования интернет-банка как  вспомогательного офиса для оплаты текущих счетов. Он требует минимальных  инвестиций. Банк может ограничиться относительно несложной системой безопасности, так как текущие остатки по счетам будут небольшими, дополнительно  можно использовать схемы страхования  вкладов для минимизации oпeрационных рисков.

По нашему мнению, будущее интернет-банкинга в России тесно связано с развитием  розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание, а уж затем интерактивность  осуществления всех необходимых  операций. Что же касается мелких и  средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в  системе интернет-банкинга более  продуктивно, поскольку позволяет  предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.

Однако можно  также отметить, что в настоящее  время в платежной системе  России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.

Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее воплощен в весьма обширном перечне неоднократно переизданных и дополненных нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает правила осуществления отдельных операций:

  • правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;
  • правила внутрибанковских операций;
  • особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;
  • бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.

Заключение

В результате написания  курсовой работы нами были последовательно  рассмотрены основные теоретические  вопросы организации платежной  системы нашей страны.

Во-первых, мы рассмотрели  понятие платежной системы и  ее основные элементы, принципы ее организации  и функции. Мы выяснили, что платежная  система представляет собой сложную  систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты  и контрактные соглашения, взаимосвязанные  друг с другом. Безусловно, для эффективной  работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые  помогают снизить риски в работе платежной системы.

Следующий логический шаг – рассмотрение роли центрального банка страны в регулировании  платежных систем. Функции центральных  банков в сфере платежной системы  стали одними из приоритетных как  на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов.

В заключении данной работы мы постарались определить пути совершенствования действующей платежной системы в России. Для этого мы предложили воспользоваться зарубежным опытом, например, параллельное использование систем валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополнят друг друга и обеспечат надежное функционирование платежной системы. Такая практика широко распространена в странах Западной Европы, США и Японии, полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. Также для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России мы предложили изменить подход к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России.

Такая логика позволила  рассмотреть основные теоретические  вопросы рассматриваемой проблемы, сделать выводы и дать рекомендации по совершенствованию механизма  и нормативной базы расчетов.

Список  использованной литературы

1. Российская Федерация.  Законы. О центральном банке Российской  Федерации (Банке России): федеральный  закон [от 10.07.2002. № 86-ФЗ].

2. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: «Финансы и статистика», 2004. – 288 с.

3. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Белоглазовой Н.М. М.: «Юрайт-Издат», 2007. – 620 с.

4. Кочеткова Н.М. Цели и методы наблюдения за платежными системами / Н.М. Кочеткова // Деньги и кредит. – 2003. - №1. – С. 12-15.

5. Криворучко, С.В. Организационная структура наблюдения за платежными системами / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. – №12. – С. 71-76.

6. Криворучко, С.В. Процесс наблюдения за платежными системами: различие между наблюдением за платежными системами и надзором за банками / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. - № 11. – С. 18-25.

7. Милоянина, В.В. Отдельные направления развития платежных систем и расчетов / В.В. Милоянина // Деньги и кредит. – 2003. – №2. – С. 48-56.

8. Мозанов, Ю.Е. Анализ и планирование развития платежной системы / Ю.Е. Мозанов // Финансы и кредит. – 2005. - №28. – С. 21-24.

9. Наибуллина, Г.А., Комаров А.Г. Основные проблемы и тенденции развития электронных платежных систем. [Электронный ресурс] / Г.А. Наибуллина // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3 (19) (www.m-economy.ru/art.php3?artid=21475)

10. Ответы на некоторые вопросы по применению законодательства и нормативных актов Банка России в сфере безналичных расчетов [Электронный ресурс] // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006. - №7-8 (72) (www.reglament.net/bank/platsist/)

11. Райзберг Б.А., Лозолвский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: «Инфра-М». – 2007. – 495 с.

12. www.bankir.ru/analytics/classic/r/351/19013


Информация о работе Платежная система РФ и ее элементы