Понятие и структура кредитной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание

Главной целью данной работы является исследовать структуру кредитной системы Российской Федерации. Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью кредитной системы в решении проблем функционирования кредитного механизма в современных условиях.
В курсовой работе нами были освещены понятия кредитной системы, её звеньев, особенности их функционирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….3
1. Обзор литературных источников……………………………………..4
2. Понятие и структура кредитной системы………………………….. 9
2.1 Институциональная кредитная система………………………….... 9
2.2 Функциональная кредитная система…………………………….....12
2.3 Основные звенья кредитной системы…………………………..….21
Заключение…………………………………………………………..…..33
Список использованной литературы……………………………...……34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.02 Кб (Скачать документ)

         Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

        Главным учреждением кредитной  системы Российской Федерации  является Центральный банк. Он был создан после обретения Россией суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. – в Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июня 2002 года и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. 

          С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на: государственные, капитал которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ); акционерные; смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству. Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

         В институциональную кредитную систему входят также и коммерческие банки. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.

          Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться:  
- по способу формирования уставного капитала: с участием государства, с участием иностранного капитала и др.;  
- по специализации: агробанки, инновационные банки и др.;  
- по территории деятельности;  
- по видам совершаемых операций

По способу  формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.

       У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

Кроме вышеперечисленных, институциональная кредитная система  включает и 

небанковские  кредитные организации. НКО — это юридическое лицо, которое на основании лицензии имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Образуется на базе любой формы собственности. При создании НКО требования к минимальной величине уставного капитала ниже, чем для банков.

В отличие от банков НКО в кредитной системе РФ узкоспециализированы: они существуют лишь в сфере расчетов. Российские НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения от своего имени и за свой счет.

          К небанковским учреждениям кредитной системы следует отнести следующие структуры: инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбард, кредитный союз, общества взаимного кредита, кредитное товарищество.

          Таким образом, мы определили, как организована институциональная   кредитная система Российской  Федерации.

 

                 2.2 Функциональная кредитная система РФ

       Рассмотрев институциональную кредитную систему Российской Федерации, определим теперь значение каждого из её элементов и функции, выполняемые ими.

       Банк России осуществляет свои  функции в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

       В целях организации наличного  денежного обращения на территории  Российской Федерации на Банк  России возлагаются следующие функции:

-прогнозирование  и организация производства, перевозка  и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

-установление  правил хранения, перевозки и  инкассации наличных денег для  кредитных организаций; 

-установление  признаков платежеспособности денежных  знаков и порядка замены поврежденных  банкнот и монеты, а также их уничтожения;

-определение  порядка ведения кассовых операций 

-проведение  денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная  политика ЦБ представляет собой  совокупность мероприятий, направленных  на изменение денежной массы  в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция. ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные). Все эти методы используются в единой системе. Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются: изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР; регулирование официальной учетной ставки; проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой. Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

        При проведении денежно-кредитной  политики Банк России имеет  право осуществлять следующие  операции с российскими и иностранными  кредитными организациями: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать  и продавать чеки, простые и  переводные векселя, имеющие,  как правило, товарное происхождение,  со сроками погашения не более  6 месяцев;

3) покупать  и продавать государственные  ценные бумаги на открытом  рынке; 

4) покупать  и продавать облигации, депозитные  сертификаты и иные ценные  бумаги со сроками погашения  не более одного года;

5) покупать  и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные  металлы и иные виды валютных ценностей;

7) проводить  расчетные, кассовые и депозитные  операции, принимать на хранение  и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать  гарантии и поручительства;

9) осуществлять  операции с финансовыми инструментами,  используемыми для управления финансовыми рисками;

10) открывать  счета в российских и иностранных  кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять  другие банковские операции от  своего имени, если это не  запрещено законом.

       Обеспечением для кредитов Банка  России могут выступать: золото  и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.

      Банк России представляет интересы  Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами. От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах. В полномочия ЦБ входит также  рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные на 3-4 мес. и краткосрочные на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).                     

      Банк России является также  органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Главная цель банковского регулирования и надзора -поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами. При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России: устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

        В случае нарушения кредитной  организацией федеральных законов,  нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

       В соответствии со статьей  4 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)"  Банк России выполняет  следующие функции:   

- во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую денежно-кредитную политику;    

- монопольно  осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;    

- является  кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует  систему их рефинансирования;   

- устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;   

- устанавливает  правила проведения банковских  операций;   

Информация о работе Понятие и структура кредитной системы Российской Федерации