Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Описание

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Работа состоит из  1 файл

гос. кредит.docx

— 33.24 Кб (Скачать документ)

26. Понятие и значение  государственного кредита в Российской  Федерации. Государственный внутренний  долг 

Для привлечения  денежных средств в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда). 

Кредит — это  предоставление денег или товаров  в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента. 

Кредит имеет несколько  видов (форм)'. Одним из основных видов  кредита, является государственный  кредит. Государственный кредит как  самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм. 

Государственный кредит как экономическая категория  — это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах  для временного использования свободных  денежных средств юридических и  физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается  в том, что временно свободные  денежные средства юридических и  физических лиц аккумулируются и  на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое со­циальное и экономическое значение для государства и его граждан. 

С правовой точки  зрения государственный кредит —  это урегулированные правовыми  нормами отношения по аккуму­ляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. 

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный  долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму  задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам. 

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных  нормативных актах, основным среди  которых является Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г. 

. Формы государственного  внутреннего долга 

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном  внутреннем долге РФ»: 

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице  Правительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска  ценных бумаг от имени Правительства  РФ; 3) долговые обязательства в  других формах, гарантированные  Правительством Российской Федерации. 

Использование такой  формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства  Российской Федерации, обусловлено  недостаточностью бюджетных средств. 

Государственные займы  — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном  внутреннем долге». Государственные  займы представляют собой кредитные  отношения между государством (как  правило, в лице Правительства) и  юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска  и размещения среди последних  государственных ценных бумаг. Порядок  выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено  в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип  добровольности размещения государственных  займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ). 

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных  видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие. 

В результате всех государственных  кредитных операций РФ формируется  государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все  задолженности прошлых лет и  вновь возникающие задолженности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных  расходов. Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика даннная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств  на кредитной основе, которые могут  использоваться на благоустройство  городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается  спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

Денежные средства, поступающие от выпуска местных  облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган  может выделить часть средств  из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.

Такие облигации  считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей  налоговой мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью  строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации.

Инвесторы, которые  приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам  необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти  поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть  средств местных бюджетов, а такие  средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким  образом, выпуск местных облигаций  позволяет решать одновременно несколько  задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта  заемные денежные средства; им нет  необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный доход, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами.

Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность.

Для кредиторов государственный  кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др.

Государственный кредит делится на виды , отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:  

- составом заемщиков  и кредиторов;

- конкретными причинами  появления потребности у государства  в мобилизации средств;

- местом получения  кредита; формой его оформления;

- методами привлечения  денежных ресурсов и способами  их возврата;

- сроками погашения  государством своих обязательств;

- степенью риска  кредитора и заемщика.  

В зависимости от характеристики заемщика государственный  кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров  и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет  депутатов). Децентрализованные займы  проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые  займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим  развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными  активами, находящимися в коммунальной собственности.

По месту получения  кредита, государственный кредит подразде-ляется на внутренние и внешние займы. В Украине казначейские обязательства являются краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года, среднесрочными - от 1 до 5 лет, долгосрочными - от 5 до 10 лет. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных  отношений различают: государственные  облигационные и безоблигационные займы. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета (если это разрешено законом; в ряде стран, например в Дании, закон вообще запрещает государству брать какие-либо кредиты в национальном банке) - это примеры безоблигационных займов.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Преимущественно выпускаются  облигации внутренних, государственных  и местных займов. Они могут  быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися  или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать  добровольное размещение среди юридических  и физических лиц, а также обязательную покупку их юридическими лицами.

Казначейские обязательства  государства - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств  бюджет и дающих право на получение  фиксированного дохода в течение  срока владения ими. Размещаются  на добровольной основе среди юридических  и физических лиц.

Ценные бумаги государства  делятся на две группы: бумаги, которые  могут обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный  рынок. На вторичный рынок могут  поступать: казначейские обязательства (вексели), облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных органов власти.

Продажу ценных бумаг  Кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет  доход от нее, который зависит  от вида ценной бумаги, ее номинальной  величины, срока, условий выпуска, степени  риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения  ожидаемых темпов инфляции. Если темпы  инфляции повышаются, то кредиторы  несут убытки, а заемщик получает прибыль.

Для кредитора (юридических  и физических лиц) при приобретении ценных бумаг правительств имеются  и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный.

Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности  эмитента (государства) уменьшатся, так  что он окажется не в состоянии  выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами  государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера  экономических объектов, на которых  покоятся обязательства, из способности  взимать налоги и получать займы.

Рыночный риск возникает  в связи с непредвиденными  изменениями на рынке ценных бумаг  или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.

Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины  этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода  колебаний рыночных ставок вверх  и вниз.

Информация о работе Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг