Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Описание

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Работа состоит из  1 файл

гос. кредит.docx

— 33.24 Кб (Скачать документ)

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать  правило диверсификации вложений, т.е. снижения риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении  вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Украина как суверенное государство также использует займы  как краткосрочные, так и среднесрочные (облигационные займы).

Выпуск облигаций  государственного внутреннего займа (ОГВЗ) осуществляется с целью привлечения  временно свободных средств юридических  и физических лиц, в том числе  иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью выпуска государственных  облигации является увеличение притока  иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, коль скоро мобилизованную таким  образом иновалюту можно использовать в экспортно-импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должно выпускать в этих целях облигации внешнего займа или облигации в иностранной валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления определенного процента на свои облигации, деноминованные в национальной валюте. Если процентная ставка государственных облигаций выше ставки по аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут отдать предпочтение первым, поскольку доход от них выше. Для приобретения таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты означает, что спрос на эту валюту возрос и, следовательно, повышается цена на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты повышается.

Наконец, третьей  важной целью выпуска государственных  облигаций является оказание сдерживающего  влияния на инфляцию. В этом случае денежные средства, полученные от выпуска государственных облигаций временно изымаются "из оборота", то есть, "придерживаются". Если в обороте находится слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при помощи выпусков государственных облигаций.

Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что государственные облигации  способны удовлетворять ряду требований, в частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности. Государственные  облигации, как правило, удовлетворяют  указанным выше требованиям. Они  считаются самым надежным видом  бумаг, поскольку предполагается, что  государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям "всей своей мощью" (7). В развитых странах вложение средств в государственные облигации рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются.

Ввиду надежности и  определенности, государственные облигации  обладают также ликвидностью. Их легко  можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как  средство расчета или обеспечения  обязательств.

Обладая такими характеристиками, государственные облигации, естественно, представляют наибольший интерес для  крупных институционных инвесторов - коммерческих и сберегательных банков, финансовых компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний. Указанные инвесторы распоряжаются большими денежными средствами и поэтому заинтересованы вкладывать их в надежные, определенные и ликвидные ценные бумаги.

Вместе с тем, ввиду  наличия снова-таки упомянутых выше характеристик, государственные облигации  являются наименее доходными. Процентные ставки по государственным облигациям являются наиболее низкими среди  всех долговых ценных бумаг. Однако в определенном смысле и это обстоятельство имеет свое преимущество, коль скоро все остальные долговые ценные бумаги обладают большей степенью рискованности, меньшей мерой определенности и могут быть более или менее ликвидными, то установление процентов по ним осуществляется на основе сравнения различий по указанным выше критериям между институционными долговыми ценными бумагами и государственными облигациями, выпускаемыми на этот же срок. Таким образом, процентная ставка по государственным облигациям выполняет кроме прочего, также функцию общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки других долговых ценных бумаг, кем бы они не выпускались в данной стране.

Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся  в прямой зависимости от процентных ставок по государственным облигациям.

Облигации выпускаются  по решению Кабинета Министров Украины  Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются  среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно  со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.

Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на аукционе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам (цена отсечения), но не ниже цен, устанавливаемых  Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается  состоявшимся, если при первичном  размещении продана определенная доля от их общего количества (например, не менее 10 процентов и т.д.). Первичные  инвесторы имеют право в установленном  законодательством порядке продавать  облигации на вторичном рынке  ценных бумаг через биржи.

Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном  рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном  размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже цен  в день проведения аукциона. Правительство  обязуется погасить облигации по истечении ока их обращения.

Инвесторы получают доход в виде разницы между  ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

В обращении облигации  могут использоваться первичными держателями  при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом  залоговых обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения  установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное  обращение на рынок ценных бумаг  и могут приобретаться юридическими лицами Украины и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию государственных  облигаций в денежные средства и  другие финансовые активы.

Погашение облигаций  производится Национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске  облигаций. Министерство финансов по истечении  срока обращения облигаций выделяет необходимые средства Национальному  банку.

Развитие рынка  государственных ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции  по стабилизации денежно-кредитных  отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке с государственными ценными  бумагами производятся также и для  управления ликвидностью банковской системы.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны  с развитием международного кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный кредит как экономическая категория - это  система денежных отношений, возникающих  в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования  временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

 Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают  средства бюджета, где ежегодно  эти расходы выделяются в отдельную  строку. Однако в условиях нарастания  бюджетного дефицита государство  может прибегнуть к рефинансированию  государственного долга, т.е. погасить  старую государственную задолженность  путем выпуска новых займов.

 В целом государственные  займы могут быть классифицированы  по следующим признакам:

1) по срокам действия  долговые обязательства РФ могут  носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный  характер (от 5 до 30 лет). Все долговые  обязательства  РФ погашаются  в сроки, определяемые конкретными  условиями займа, но не могут  превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. "О  государственном  внутреннем долге РФ");

2) по праву эмиссии  они делятся на:

 а) выпускаемые центральным правительством;

 б) выпускаемые  правительствами национально-государственных  и административно-территориальных  образований и органами местного  самоуправления, если это будет  предусмотрено законом;

3) по признаку  субъектов - держателей ценных  бумаг займы могут подразделяться  на реализуемые:

 а) только среди  населения;

 б) только среди  юридических лиц;

 в) как среди  юридических лиц, так и среди  населения;

4) по форме выплаты,  доходов займы могут делиться  на:

 а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

 б) выигрышные, где получатель получает доход  в форме выигрыша в момент  погашения облигаций, доход выплачивается  только по тем облигациям, которые  попали в тиражи выигрышей.  Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не  выпускаются;

 в) беспроцентные  (целевые) займы предусматривают  выплату доходов держателям облигаций  или гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на который в  момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения  займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке; в)  принудительные. Сейчас используются  только добровольные займы. Принудительные  займы применяются только в  тоталитарных государствах. Займы  по подписке близки к займам  принудительным, поэтому также не  применяются;

6) по форме займы  могут быть облигационными и  безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

 Все условия  межправительственных займов фиксируются  в специальных соглашениях, где  оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия.

 Внешние облигационные  займы на иностранных денежных  рынках от имени государства-заемщика  размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу  они взимают комиссионные.

 На банковскую  систему возложена обязанность  реализации ценных бумаг. Причем  Центральный банк РФ производит  первичную реализацию государственных  ценных бумаг, а коммерческие  банки - вторичную реализацию. Таким  образом, происходит становление  и развитие рынка ценных бумаг,  играющего большую роль в аккумуляции  государством безинфляционных денежных средств.

Информация о работе Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг