Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:48, реферат
Банкротство для нашей страны - совершенно новое явление в сфере экономических отношений.
Правда, следует оговориться, что институт банкротства является новым для отечественной системы правового регулирования предпринимательских отношений в относительном смысле. Ранее в дореволюционной России более века существовало и широко применялось развитое законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Введение 3
Глава 1. 4
Понятие несостоятельности (банкротства) и порядок объявления юридического лица несостоятельным (банкротом) 4
Глава2. 8
Конкурсное производство и конкурсный управляющий 8
2.1.Начало конкурсного производства 8
2.1.Инвентаризация и оценка имущества должника 10
2.2.1.Рыночный подход 12
2.2.2.Затратный подход 13
2.2.3.Доходный подход 13
2.3.Анализ финансового состояния должника 13
2.4.Работа с дебиторской задолженностью 14
2.5.Трудовые отношения 15
2.6.Работа с кредиторами 16
2.7.Передача жилищного фонда и объектов социально - культурного назначения 17
2.8.Подготовка к торгам 18
2.9.Основные правила и рекомендации, которых придерживаются управляющие в процессе работы 23
Глава 3 (практическая часть)(ее нету, люди делали сами) 31
Заключение 32
Список литературы 34
Основной вопрос - в какой форме проводить торги: в форме аукциона или конкурса.
Если по аукциону предприятие продается лицу, предложившему максимальную цену, то по конкурсу выигрывает тот участник, который предложил "наилучшие условия".
И та и другая формы по своему хороши. Однако не стоит забывать, что в погоне за наибольшей стоимостью можно потерять предприятие как, в дальнейшем, полноценный хозяйствующий субъект. Как отмечалось ранее, многие предприниматели предпочитают купить имущественный комплекс с целью получения денежных и товарных кредитов, дальнейшей перепродажи и т.д. При подобном подходе не стоит надеяться на рост производства, развитие социальной инфраструктуры, сбор налоговых платежей. В конечном счете все это приводит к экономическому упадку всего района и обострению социальной напряженности.
Проведение конкурса путем принятия соответствующих его условий позволяет выбрать не только наиболее состоятельного покупателя, но и также перспективного инвестора, серьезного собственника, который в состоянии восстановить и модернизировать производство.
Именно поэтому нередко
Часто проведение торгов в виде конкурса позволяет наиболее полно удовлетворить как интересы кредиторов, так и интересы местных органов власти и работников предприятия - банкрота. В таком случае часто принимаются такие условия конкурса, как сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи, обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников, участие конкурсанта в продолжении функционирования предприятия после признания его банкротом, предоставление бизнес - плана финансового оздоровления (инвестиционной программы) и т.п. Окончательный выбор победителя конкурса делает конкурсная комиссия. Все полномочия по выбору членов конкурсной комиссии принадлежат конкурсному управляющему. Закон прямо называет конкурсного управляющего организатором торгов (п. 4 ст. 112), следовательно, из смысла п. 3 ст. 447 ГК РФ легко сделать вывод о том, что именно конкурсный управляющий назначает конкурсную комиссию, которая делает заключение по результатам конкурса.
Все сказанное выше по поводу проведения торгов в виде конкурса, конечно, относится к серьезным предприятиям, имеющим определенное значение для отрасли промышленности и для района, в котором оно расположено. Для более мелких и менее значимых предприятий идеальна форма торгов в виде аукциона либо прямая продажа заранее определенному лицу (по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов).
Форма торгов, их условия, дата, место и время принятия заявок и проведения торгов - все эти вопросы необходимо утвердить на собрании кредиторов или комитете кредиторов по представлению конкурсного управляющего.
Имущество должника, не проданное
на первых торгах, выставляется на повторные
торги или реализуется
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. В случае, если торги проводились в форме конкурса, на основании протокола, подписанного победителем конкурса и организатором торгов в день проведения конкурса, не позднее 20 дней с даты проведения конкурса подписывается договор купли - продажи предприятия.
Отдельно хотелось бы остановиться на двух очень важных моментах, возникающих при продаже предприятия.
Хотя в Законе это прямо не указано, но конкурсному управляющему в порядке подготовки предприятия к продаже следует провести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество предприятия в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 1 июля 1997 г. No. 122-ФЗ. Дело в том, что согласно ст. 6 данного Закона "государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона". Таким образом, без государственной регистрации "первичного" права на имущество невозможно будет осуществить эту регистрацию после продажи предприятия на торгах.
Для осуществления регистрации прав на недвижимость конкурсному управляющему в порядке подготовки имущественного комплекса к продаже следует организовать изготовление паспортов БТИ на все недвижимое имущество предприятия и планы земельного участка, с учетом отчуждения земель, находящихся под передаваемыми местным органам исполнительной власти объектами социальной сферы.
Но при регистрации прав на имущественный комплекс у конкурсного управляющего возникает еще одна проблема. Статья 22 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" гласит: "Правила внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав и правила взаимодействия между учреждениями юстиции по регистрации прав... определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации". До сих пор вышеуказанный порядок внесения записей в государственный реестр никак не определен, поэтому учреждения юстиции по регистрации прав не проводят регистрацию сделки с имущественным комплексом. Единственный выход в данной ситуации - осуществлять регистрацию пообъектно: отдельно земельный участок, отдельно каждое строение, здание, сооружение.
Аналогичную регистрацию недвижимого имущества придется проводить новому собственнику после покупки предприятия. Движимое имущество передается отдельно по акту согласно инвентаризации и группировочным ведомостям.
Вторая проблема, возникающая при продаже имущественного комплекса, - отсутствие предварительного согласия Министерства по антимонопольной политике (МАП) Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 23 марта 1991 г. No. 948-1 "с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
...получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество".
Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделке, превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
При покупке достаточно крупного предприятия балансовая стоимость его активов, как правило, превышает указанную выше сумму, поэтому предварительное согласие на сделку купли - продажи имущественного комплекса в таком случае обязательно.
До проведения торгов каждый предполагаемый
покупатель в случае выполнения одного
из указанных выше условий должен
представить в федеральный
Очень часто на практике покупатели забывают о необходимости получения согласия МАП на осуществление сделки. Такое нарушение влечет за собой ответственность согласно разделу VI Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда). Кроме того, антимонопольные органы имеют право давать обязательные предписания о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Об этом важном моменте не следует забывать ни конкурсному управляющему, ни участникам торгов.
Признание хозяйствующего субъекта банкротом - это болезненный и конфликтный процесс. Конфликты различных интересов начинаются с момента подачи в арбитражный суд заявления о признании хозяйствующего субъекта банкротом и получают свое дальнейшее развитие на стадии назначения арбитражного (конкурсного) управляющего, поскольку каждая группа кредиторов желает видеть в качестве арбитражного (конкурсного) управляющего именно своего кандидата. Учитывая, что права арбитражного (конкурсного) управляющего не подкреплены какими-либо гарантиями, соответственно, понятие "за свой риск" носит в себе вполне конкретное содержание.
Факт назначения арбитражного (конкурсного) управляющего, благодаря влиянию какого-либо кредитора (или группы кредиторов), совсем не означает дальнейшей поддержки действий арбитражного (конкурсного) управляющего. Поскольку, острота конфликта прямо пропорциональна размеру и ликвидности активов предприятия - должника, принципиальность арбитражного (конкурсного) управляющего, его желание следовать букве закона, может не встретить должного понимания. Для того чтобы максимально обезопасить себя от возможных неприятностей со стороны, арбитражному управляющему, кроме приобретенных им знаний, следует руководствоваться и здравым смыслом.
Поскольку порядок проведения любой из процедуры банкротства, в том числе и в части работы с кредиторами, должен предварять очень серьезный экономико - правовой анализ "истории болезни" предприятия - должника, а практические рекомендации по проведению этого анализа требуют объема, значительно превышающего объем газетной публикации, остановимся на работе арбитражного (конкурсного) управляющего при проведении конкурсного производства.
Существует четыре основополагающих правила для арбитражного (конкурсного) управляющего, хотя и не закрепленные законодательно, но выведенные чисто эмпирическим путем и составляющие основу "безопасности жизнедеятельности" для любого арбитражного (конкурсного) управляющего.
Правило 1. На проведение любой из процедур банкротства арбитражный (конкурсный) управляющий должен приходить со своей "командой", куда должны входить люди, не только обладающие высокой квалификацией в области права, бухгалтерии, управления (менеджмента), но и пользующиеся абсолютным доверием внутри своей "команды". За последствия своих действий в период проведения той или иной процедуры банкротства несет ответственность непосредственно сам арбитражный (конкурсный) управляющий (ст. 21 ФЗ "О банкротстве"), избежать же ошибок, иногда фатальных, поможет именно коллектив, с которым работает арбитражный (конкурсный) управляющий. "Команда" в случае проведения конкурсного производства и составляет костяк ликвидационной комиссии. Включение в состав ликвидационной комиссии одного - двух бывших или действующих работников предприятия - должника может стать полезным с точки зрения получения информации о деятельности администрации этого предприятия, предшествующей процедуре банкротства.
Правило 2. При проведении внешнего управления либо конкурсного производства убедить собрание кредиторов в необходимости создания комитета кредиторов. ФЗ "О банкротстве" предусмотрено, что "если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов" (п. 2 ст. 16 ФЗ "О банкротстве"), отсюда следует, что при количестве конкурсных кредиторов более 50, создание комитета кредиторов является обязательным. Если же конкурсных кредиторов менее 50, то создание комитета кредиторов является весьма желательным, прежде всего, для самого арбитражного (конкурсного) управляющего.
Согласно п. 4 ст. 11 ФЗ "О банкротстве" "При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим ФЗ "О банкротстве". С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов".
Комитет кредиторов в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вправе:
требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;
требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о ходе конкурсного производства;
обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
На практике работа с комитетом кредиторов может осуществляться следующим образом: во-первых, желательно, чтобы на собрании кредиторов, избравших комитет кредиторов, были выдвинуты кандидатуры от кредиторов всех очередей, во-вторых, на этом же собрании арбитражному управляющему рекомендуется представить на утверждение собрания кредиторов Регламент работы комитета кредиторов.
Естественно, что проект Регламента готовится самим арбитражным управляющим. В Регламенте целесообразно предусмотреть периодичность работы комитета кредиторов. Хотя Закон и не предусматривает, что на собрании комитета кредиторов должны лично присутствовать все члены комитета, совсем не лишним будет указать, что собрание кредиторов правомочно при наличии 3/4 членов комитета кредиторов.
В дальнейшем все собрания комитета кредиторов должны оформляться протоколами, которые подписывают все присутствующие на собрании члены комитета кредиторов. К каждому из собраний комитета кредиторов конкурсному управляющему целесообразно готовить аналитические записки о результатах своей работы за время, предшествующее проведению собрания комитета кредиторов. Аналитические записки прилагаются к протоколу собрания комитета кредиторов.