Потребительский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования, выявить его особенности, проанализировать виды потребительского кредитования РФ, также выявить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность кредита и его принципы;
детально разобраться в понятии потребительского кредита;
проанализировать развитие потребительского кредитования в РФ в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

мой окончательный вариант.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

      

      Рис. 1 Доля потребительского кредитования в общем объёме выданных кредитов, январь 2008 г.

      В январе 2009 года объём  выданных в стране кредитов населению  достиг 3,7 триллиона рублей.

      Из  этой суммы, на покупку жилья и  ипотечные кредиты приходилось 1,24 триллиона рублей, или 33,5% от всех выданных населению кредитов. Объём портфеля кредитов на покупку автомобилей  составлял 637 миллиардов рублей, или 17,3% от общей задолженности по кредитам физическим лицам. Оставшиеся 1,8 триллиона рублей или 48,5% от всех выданных кредитов приходились на потребительские кредиты. (см. рис. 2)

      

      Рис. 2  Доля потребительского кредитования в общем объёме выданных кредитов, январь 2009 г.

      До  начала кризиса розничное кредитование являлось одним из наиболее прибыльных направлений банковской деятельности. В отрасли наблюдалась активная конкуренция, результатом которой был стабильный рост розничного банковского кредитного портфеля. К концу августа 2008 года банки выдали физическим лицам более 2,8 трлн. руб. С началом кризиса рост кредитного портфеля физических лиц прекратился, и в течение 2009 года наблюдалось сокращение портфеля кредитования, в среднем на 2% ежемесячно.  
На начало декабря 2009 года портфель потребительских кредитов сократился на 18% относительно января, составив при этом 2,33 трлн. руб. При этом общий объем просроченной задолженности по потребительским кредитам вырос на 58% и составил на 01 ноября 2009 года 241 050,7 млн. руб. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам физическим лицам увеличился за 2008 год с 3,27% до 3,70%, а к концу 2009 года достиг 6,75%. 
Кризис отразился и на структуре рынка. Объем беззалоговых кредитов в 2009 году значительно снизился по сравнению с 2008 годом. По данным исследования AnalyticReseachGroup, стандартные потребительские кредиты в настоящее время составляют лишь треть всего рынка потребительского кредитования.

       Изменения на рынке потребительского кредитования, произошедшие с начала кризиса, в первую очередь отразились на процентных ставках. В начале 2008 года рублевый кредит на неотложные нужды в среднем обходился заемщику в 20,8% при кредите до 1 года и 15,2% при кредите свыше года. К середине 2009 года процентные ставки по потребительским кредитам в рублях выросли до 30,9% при кредите до 1 года и до 20,3% при кредите свыше 1 года. В начале 2008 года средневзвешенная процентная ставка по кредиту в долларах составляла 14,1% при кредите до 1 года и 11,1% при кредите свыше года. К середине 2009 года процентная ставка по потребительским кредитам в долларах выросла до 14,5% при кредите до 1 года и до 15,3% при кредите свыше 1 года. 
Анализ предложения программ потребительского кредитования (кредиты наличными) среди 100 крупнейших банков России за 9 месяцев 2009 года (по объемам выданных физическим лицам кредитов), проведенный специалистами AnalyticResearchGroup, показал, что к концу 2009 года ставки начали снижаться. В декабре 2009 года кредитные ставки по рублевым потребительским кредитам находились в диапазоне 15,1 – 25,0%, кредитные ставки по валютным потребительским кредитам - в диапазоне 15,1 – 20,0%. 
В целом процесс получения кредита значительно усложнился, несмотря на то, что большинство представленных программ потребительского кредитования носят беззалоговую форму (75,4%), часто требуются дополнительные гарантии в виде поручительства одного или нескольких физических лиц или юридического лица. В 14,3% случаев залог обязателен (в качестве залога используется легковые автомобили и недвижимость заемщика).  
            Что касается целевой аудитории потребительского кредитования, то в современных экономических условиях лишь около трети кредитов выдаются нецелевым клиентам, тогда как остальное предложение рассчитано на клиентов банка, имеющих положительную кредитную историю (желательно в этом банке), либо сотрудников корпоративных клиентов банка, либо участников зарплатных проектов банка.

       С августа 2008 года в России происходит сокращение портфеля кредитования. Первоначально  банки практически остановили выдачу кредитов. Первая половина 2009 года прошла для банков под знаком реструктуризации задолженностей и дефицита хороших заемщиков. Кроме того, во всех отраслях от третьего квартала 2009 года ждали второй волны кризиса, что сдерживало и желание банков кредитовать, и потребности клиентов в получении новых заемных средств. В четвертом квартале банки стали искать новые возможности для развития, и в результате попытки активизировать процесс кредитования, предпринимаемые с середины 2009 года, могут дать синергетический эффект вкупе с возобновлением активности потребителей банковских услуг. Поэтому одной из наиболее важных и ожидаемых тенденций 2010 года является возобновление положительной динамики роста всех сегментов рынка потребительского кредитования. 
            В течение 2009 года ЦБ РФ десять раз произвел снижение ставки рефинансирования, воздействуя на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитным организациям. С 28 декабря 2009 года ставка рефинансирования составляет 8,75% (против 13% на начало года).  
По мнению экспертов рынка, снижение ставки рефинансирование поможет возрождению потребительского кредитования в России, но лишь отчасти, ведь размер ставок по кредитам зависит не только от ставки рефинансирования, но и от возможностей банков привлекать более дешевые средства, от ситуации на мировых рынках в целом.

      Ниже  приведена таблица процентных ставок, под которые сейчас выдают потребительские  кредиты ведущие банки России в данном сегменте. Из этой таблицы видно, что процентные ставки возвращаются на прежний уровень, однако рассчитывать на то, что они в ближайшее время опустятся еще, пока не приходится.

    Банки Процентная  ставка, годовых
    Сбербанк 22,00%
    МКБ 22,00%
    ВТБ24 22,00%
    Хоум  Кредит 19,90%
    Росбанк 29,90%
 
 

      Что же касается первого полугодия 2010 года, то оно ознаменовалось оживлением российского рынка кредитования, которое стало следствием улучшения экономической ситуации в стране и мире. 
В 1-м полугодии розничный кредитный портфель нарастили преимущественно банки с государственным участием (на 5,3%) и региональные кредитные организации (на 8,7%). Рост объемов кредитования населения связан прежде всего с улучшением финансового положения потенциальных заемщиков. Дополнительным стимулирующим фактором стало небольшое снижение процентных ставок по кредитам физических лиц. Кроме того, последовательная политика либерализации неценовых условий розничного кредитования, проводимая большинством банков в первой половине 2010 года, активизировала отложенный спрос на заемные ресурсы со стороны населения. 
В течение последних полутора лет наблюдается умеренный рост доли потребительского кредитования в кредитном портфеле банков. Так, по итогам 1-го квартала 2009 года доля потребительского кредитования составила 10,9%, по итогам года — 14,2%, в конце 1-го полугодия 2010 года — 16,5%, на 1 сентября 2010 года — 17,1%. 
В период с 2007 по 2009 годы среднеквартальный темп роста объема просроченной задолженности по потребительским кредитам составлял 13%. В течение 2010 года наблюдается значительное снижение данного показателя. Так, за первые 6 месяцев в среднем за квартал темп роста просроченной задолженности по потребительским кредитам замедлился и составил 6,3%. 
Более трети (34,2%) всех потребительских кредитов, выданных в России c января по сентябрь 2010 года, пришлось на Центральный федеральный округ, 16,7% — на Приволжский ФО, 15,6% — на Сибирский ФО.7
 
 
 
 
 
 

       2.2. Проблемы и перспективы  развития потребительского  кредитования в  России

2.2.1. Перспективы развития потребительского кредитования в России

     Ни  для кого не секрет, что потребительский  кредит это одна из наиболее удобных  для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское  кредитование в России развивалось  поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитик даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.

     В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, самой  важной, пожалуй, является насыщение  рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские  кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

     Однако  не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих  банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков.8

     Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие  финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

     Таким образом, можно сказать, что перспективы  развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с  одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения  для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.2. Проблемы потребительского кредитования в России

     Рост  рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих  проблем, без решения которых  невозможно добиться его поступательного  развития.

     Бурный  процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся.

Работу  западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная  и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

     Впрочем, даже наличие кредитных историй  не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.

     Значительная  часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для  получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.

     Важной  перспективой для банков является также  налаживание долгосрочных отношений  с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов –  атрибут начального становления  рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.

     Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временем может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам.

      Рынок бурно растет, в ближайшее время  ожидается дальнейшее расширения участия  иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.

     Отдельно  стоит сказать об участии на рынке  иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал российского рынка и, в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.

     Именно  проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.

     Несмотря  на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается  благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных  сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     За  последние годы потребительский кредит в очень быстрых темпах завоевал доверие и получил большое распространение в нашей стране. Уже сейчас рынок кредитования в РФ населения развивается ускоренными темпами. Постепенно потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. Многие банки, в том числе и со стопроцентным иностранным участием, сейчас намерены освоить этот вид деятельности. Сегодня это очень перспективный рынок.

     В последнее время рынок розничных  банковских услуг стал главным увлечением российских банков. Но наряду с заманчивыми перспективами существует большое количество проблем связанных с потребительским кредитованием.

Информация о работе Потребительский кредит