Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:43, курсовая работа
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее - Закон о Центральном банке) статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Следовательно, в данной статье закреплен круг нормативно-правовых актов, которые могут регулировать статус Центрального банка, его функции и полномочия. Это Конституция РФ, Закон о Центральном банке и другие федеральные законы.
Глава 1. Правовое регулирование положения Центрального банка РФ
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
3. Иные федеральные законы
Глава 2. Правовой статус Центрального банка РФ
1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ
2. Принцип независимости Центрального банка РФ
3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ
Глава 3. Функции Центрального банка РФ
1. Проведение единой государственной денежно-кредитной политики и организация наличного денежного обращения
2. Банковское регулирование и банковский надзор
3. Валютное регулирование и контроль
4. Иные функции Центрального банка РФ
2. Принцип независимости
Центрального банка
РФ
В соответствии со ст. 1 Закона о Центральном
банке РФ свои функции и полномочия,
предусмотренные
Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин опубликовали
статистику, которая свидетельствует
о зависимости между степенью независимости
центрального банка и уровнем инфляции
в стране. Чем больше независимости у центрального
банка, тем ниже уровень инфляции.[25] Словом, чем выше уровень
независимости центрального банка, тем
лучше для банковской и финансовой системы
страны.
Независимость Центрального банка РФ
в осуществлении своих функций проявляется
в том, что он не подчинен ни одному из
органов государственной власти и в рамках
своих полномочий самостоятелен в принятии
решений. Все отношения с государственными
органами осуществляются на началах сотрудничества.
Пределы такой независимости, как отмечают
Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин, определены
Конституцией РФ и конкретизированы в
законодательстве о Центральном банке
РФ. Изменения в отношении этой независимости
могут осуществляться только законодательными
средствами. Центральный банк не может
быть неограниченно независим. Он осуществляет
свою деятельность, исходя из интересов
государства и общества.[26]
Центральный банк РФ не подчинен ни одному
из государственных органов. Однако в
своей деятельности он подотчетен Государственной
Думе. Она назначает на должность и освобождает
от должности по представлению Президента
РФ Председателя Центрального банка РФ;
назначает на должность и освобождает
от должности члена Совета директоров;
направляет и отзывает своих представителей
в Национальный банковский совет; рассматривает
основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики и принимает
по ним решения; принимает решение о проверке
Счетной палатой финансово-хозяйственной
деятельности Банка России; проводит парламентские
слушания о деятельности Банка России
и заслушивает доклады Председателя Банка
России (ст. 5 Закона о Центральном банке
РФ).
В мировой практике принято определять
степень независимости центрального банка
исходя из четырех критериев: назначение
и увольнение управляющего; процедура
формирования денежно-кредитной политики;
цели политики центрального банка; ограничение
на предоставление кредитов центральным
банком.[27] Исходя из этих критериев,
можно попытаться определить степень
независимости Центрального банка РФ.
Назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Центрального
банка РФ осуществляется Государственной
Думой по представлению Президента РФ.
Значит, в данном аспекте Центральный
банк РФ не обладает независимостью.
Процедура формирования единой государственной
денежно-кредитной политики также не дает
оснований говорить о том, что Центральный
банк РФ обладает значительной независимостью.
Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики разрабатываются
Советом директоров Банка России, но рассматриваются
в Национальном банковском совете и Государственной
Думе (ст. 5 и 13 Закона о Центральном банке
РФ). Вообще Национальный банковский совет
является органом, значительно ограничивающим
независимость Банка России, так как контролирует
проведение Банком России денежно-кредитной
политики.
Цели деятельности Банка России закреплены
в статье 3 Закона о Центральном банке
РФ. Это защита и обеспечение устойчивости
рубля, развитие и укрепление банковской
системы РФ, обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирования платежной
системы. Наличие такого широкого спектра
целей говорит, о значительной независимости
Центрального банка РФ в данном аспекте.
Наконец, в соответствии со ст. 22 Закона
о Центральном банке РФ ему запрещено
предоставлять кредиты для финансирования
дефицита федерального бюджета, государственных
внебюджетных фондов, бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов. Значит, в этом аспекте
Центральный банк РФ обладает значительной
независимостью.
При анализе всех четырех критериев в
совокупности можно прийти к выводу, что
Центральный банк РФ все же не обладает
по-настоящему высоким уровнем независимости
от государства. Может быть, в том числе
и этим обусловлен высокий уровень инфляции
в России.
3. Правовой режим имущества
Центрального банка
РФ
Правовой режим имущества
Как видно из текста статьи, имущество
Центрального банка РФ является федеральной
собственностью. Правовой режим федеральной
собственности определяется Гражданским
кодексом РФ. В п. 3 ст. 214 ГК РФ указано:
«От имени Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации права собственника
осуществляют органы и лица, указанные
в статье 125 настоящего Кодекса». В ст.
125 ГК РФ к ним относятся «органы государственной
власти в рамках их компетенции, установленной
актами, определяющими статус этих органов».
Таким образом, в правовом режиме имущества
Центрального банка РФ не было бы противоречий,
если бы он являлся государственным органом.
Однако, как мы уже выяснили, он государственным
органом не является. Получается парадоксальная
ситуация: Центральный банк РФ осуществляет
полномочия все полномочия собственника,
не будучи им.
Очевидно, что Центральный банк РФ обладает
на свое имущество определенным вещным
правом. Однако это право не является ни
правом хозяйственного ведения, ни правом
оперативного управления, так как в данном
случае Центральный банк РФ обладает более
значительными полномочиями. Фактически
полномочия Центрального банка РФ в отношении
принадлежащего ему имущества идентичны
полномочиям собственника за одним исключением
- согласно ст. 2 Закона о Центральном банке
РФ Банк России осуществляет полномочия
по владению, пользованию и распоряжению
имуществом в соответствии с целями и
в порядке, которые установлены данным
Федеральным законом.
Разрешение данного противоречия предлагают
Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин. Они считают,
что Центральный банк РФ является титульным
владельцем принадлежащего ему имущества,
и специфическая особенность такого владения
заключается в обязанности Банка России
осуществлять правомочия владения, пользования
и распоряжения данным имуществом не в
своих интересах, а в интересах общества
и государства.
Для того чтобы определить, насколько
оправданной является такая точка зрения,
необходимо вспомнить, что такое титульное
владение. Титульное владение - это «владение
вещью, основанное на каком-либо праве
(правовом основании или титуле), вытекающем
из соответствующего юридического факта».[29] Точку зрения Г. А. Тосуняна
и А. Ю. Викулина можно принять, если допустить,
что в случае с Банком России таким юридическим
фактом является издание Закона о Центральном
банке РФ. Во всяком случае, это самая удачная
попытка объяснить правовой режим имущества
Центрального банка РФ, не ссылаясь на
противоречия в законодательстве.
Также особенностью Центрального банка
РФ является то, что он осуществляет свои
расходы за счет собственных доходов.
В соответствии со ст. 11 Закона о Центральном
банке РФ он получает доходы от осуществления
банковских операций и сделок, а также
от участия в капиталах кредитных организаций.
Глава 3. Функции
Центрального банка
РФ
1. Проведение единой
государственной денежно-кредитной
политики
и организация наличного
денежного обращения
Разные авторы по-разному дают определение
денежно-кредитной политике. Так, существует
определение, что денежно-кредитная
политика это «система мероприятий, направленная
на ограничение денежных средств в обращении,
поддержание стабильности цен, обеспечение
экономического роста и противодействие
возможным кризисным явлениям».[30] Более удачным представляется
определение, данное Г. А. Тосуняном и А.
Ю. Викулиным: «денежно-кредитная политика
- это составная часть единой государственной
экономической политики, проявляющаяся
в воздействии на количество денег в обращении
с целью достижения стабильности цен,
обеспечения максимально возможной занятости
населения, а также роста реального объема
производства».[31]
Ст. 4 Закона о Центральном банке РФ возлагает
на Банк России обязанность по разработке
и проведению единой государственной
денежно-кредитной политики. Банк России
осуществляет эту функцию во взаимодействии
с Правительством РФ. Так как в соответствии
со ст. 15 Федерального конституционного
закона от 17 декабря 1997 г. « О Правительстве
РФ» Правительство РФ обеспечивает проведение
единой кредитной, финансовой и денежной
политики, непосредственная работа по
ее разработке и проведению ложится на
Центральный банк РФ. В соответствии со
ст. 21 Закона о Центральном банке РФ для
реализации данной функции Банк России
участвует в разработке экономической
политики Правительства РФ. Банк Росси
и Правительство РФ информируют друг друга
о предполагаемых действиях, координируют
свою политику, проводят взаимные консультации.
Непосредственно разработкой основных
направлений денежно-кредитной политики
занимается Совет директоров Банка России.
Так, итогом работы Совета директоров
Центрального банка РФ в 2003 г. стало принятие
Основных направлений государственной
денежно-кредитной политики на 2004 г. В
этом документе определяются долгосрочные
цели и принципы денежно-кредитной политики.
Основная цель - устойчивое снижение инфляции
и поддержание ее на низком уровне. Далее
дается оценка развития экономики России
в 2003 году и прогноз ее развития в 2004 году.
Далее определяются конкретные цели денежно-кредитной
политики на 2004 год и конкретные мероприятия,
которые будут способствовать достижению
этих целей.
А. Г. Братко не согласен с тем, что денежно-кредитная
политика Банка России должна ограничиваться
только поддержанием покупательной способности
и курса рубля. Он пишет, что «учитывая
специфику переходной экономики в России...
необходимы соответствующие изменения,
с тем чтобы Банк России согласовывал
потребности формирования денежной массы
с потребностями реальной экономики: денежно-кредитная
политика должна обеспечивать экономический
рост».[32] Иными словами, низкий
уровень инфляции - не самоцель. Экономический
рост важнее.
Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики и их проект
направляются в Национальный банковский
совет, Президенту РФ, Правительству РФ,
в Государственную Думу. Здесь опять необходимо
вернуться к вопросу о целесообразности
существования НБС в том виде, в каком
он существует сейчас. Ведь рассмотрение
НБС проекта основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики
представляет собой прямое вмешательство
государственных органов в деятельность
Центрального банка РФ.
Государственная Дума принимает решение
по основным направлениям единой государственной
денежно-кредитной политики, которое оформляется
постановлением. Реализация денежно-кредитной
политики возложена на Совет директоров
Центрального банка РФ.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной
политики Банка России закреплены в ст.
35 Закона о Центральном банке РФ. Это установление
процентных ставок по операциям Банка
России для воздействия на рыночные процентные
ставки; установление нормативов обязательных
резервов (они не могут превышать 20% обязательств
кредитной организации и быть дифференцированными
для различных кредитных организаций);
операции на открытом рынке (купля-продажа
казначейских векселей, государственных
облигаций, прочих государственных ценных
бумаг); рефинансирование (кредитование)
кредитных организаций; валютные интервенции
(купля-продажа иностранной валюты на
валютном рынке с целью воздействия на
курс рубля и суммарный спрос и предложение
денег); установление ориентиров роста
денежной массы исходя из основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики; прямые количественные ограничения
(установление лимитов на рефинансирование
кредитных организаций и проведение кредитными
организациями отдельных видов банковских
операций); эмиссия облигаций от своего
имени.
Денежная эмиссия и организация наличного
денежного обращения наряду с осуществлением
денежно-кредитной политики является
одной из важнейших функций Центрального
банка РФ, влияющей на национальную экономику.
Обязанность эмиссии наличных денег возлагается
на Центральный банк РФ Конституцией РФ.
Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин предлагают
различать такие термины как «выпуск наличных
денег» и «эмиссия наличных денег». По
их мнению, выпуск наличных денег происходит
в пределах сумм, изымаемых из обращения,
и не изменяет размер денежной массы, а
эмиссия наличных денег осуществляется
сверх сумм, изъятых из обращения.[33] Однако, по моему мнению,
и Конституция РФ, и Закон о Центральном
банке понимают термин «эмиссия» в обоих
смыслах, так как везде говорится именно
об эмиссии, но нигде не упоминается о
выпуске наличных денег.
Именно благодаря эмиссии Центральный
банк РФ может осуществлять эмиссионное
регулирование - регулирование выпуска
и изъятия денег из обращения, исходя из
потребностей экономики и общества. Эмиссия
наличных денег - очень ответственная
функция, возложенная на Центральный банк
РФ. Именно здесь должна в полной мере
проявляться его независимость, так как
«политические условия подталкивают любое
государство решить свои проблемы за счет
печатания денег».[34] Поэтому весьма важно
монопольное право Центрального банка
РФ на эмиссию. Эмиссия должна осуществляться
с учетом социально-экономической ситуации
в стране.
Помимо эмиссии наличных денег на Центральный
банк РФ возложена функция организации
наличного денежного обращения. В соответствии
со ст. 34 Закона о Центральном банке РФ
организация наличного денежного оборота
Банком России состоит в прогнозировании
и организации производства, перевозке
и хранении банкнот и монет Банка России,
создании их резервных фондов; установлении
правил хранения, перевозки и инкассации
наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности
банкнот и монеты Банка России, порядка
уничтожения банкнот и монеты, замены
поврежденных банкнот и монеты; определение
порядка ведения кассовых операций. То
есть сюда относятся чисто технические
функции.
Как отмечают Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин,
организация денежного обращения осуществляется
в РФ на основе следующих принципов: принципа
номинала, необязательности обеспечения,
монополии, уникальности, безусловной
обязательности, неограниченной обмениваемости,
разграничения компетенции.[35] Эти принципы получили
отражения в статьях главы VI Закона о Центральном
банке РФ.
Принцип номинала отражен в ст. 27 Закона
о Центральном банке РФ. Он означает, что
денежной единицей в РФ является рубль,
и выпуск других денежных единиц не допускается.
Принцип необязательности (ст. 28) обеспечения
означает, что официальное соотношение
между рублем и золотом и другими драгоценными
металлами не устанавливается. Принцип
монополии (ч. 1 ст. 29) означает, что эмиссия
наличных денег, организация их обращения
и изъятие из обращения осуществляется
исключительно Центральным банком РФ.
Принцип уникальности (ч. 2 ст. 29) означает,
что банкноты и монета Банка России являются
единственным законным средством наличного
платежа на территории России, и их подделка
преследуется по закону. В соответствии
с принципом безусловной обязательности
(ст. 30) банкноты и монета Банка России
являются его безусловными обязательствами,
обеспечиваются всеми его активами и обязательны
к приему. Принцип неограниченной обмениваемости
(ст. 31, 32) устанавливает, что если купюры
и банкноты объявляются недействительными,
они должны обмениваться без ограничений
в течение срока от года до пяти лет. Принимаются
поврежденные и ветхие купюры. Наконец,
принцип разграничения компетенции (ст.
33) означает, что к компетенции Совет директоров
относятся вопросы выпуска банкнот и монет
нового образца, изъятия из обращения
банкнот и монет старого образца, утверждение
номиналов и образцов новых денежных знаков.
Остальные вопросы в области денежного
обращения находятся в компетенции Председателя
Центрального банка РФ.
2. Банковское регулирование
и банковский надзор
В научной литературе нет единого
подхода к тому, что понимать под
надзором и контролем в банковской
сфере, а также к тому, каково соотношение
этих понятий. Так, А. Г. Братко пишет: «Банковский
надзор является надзором со стороны Банка
России за соблюдением банками и другими
кредитными организациями определенных
правил организации и функционирования
банковской системы... регулирование является
средством надзора в широком смысле слова».[36] Следовательно, А. Г.
Братко включает регулирование банковской
системы в надзор за банковской системой,
и отдает приоритет именно надзору. Г.
А. Тосунян придерживается иной позиции.
Он четко разграничивает регулирование
и надзор в банковской сфере. Банковское
регулирование согласно Г. А. Тосуняну
- это «прямое и опосредованное регулирующее
воздействие на банковскую систему, осуществляемое
государством и негосударственными организациями».[37] Исходя из признаков,
данных Г. А. Тосуняном, можно дать следующее
определение банковского надзора - это
надзор соблюдением банками и иными кредитными
организациями законов и нормативно-правовых
актов Банка России без права вмешательства
в оперативную деятельность кредитных
организаций.[38]
По моему мнению, более верной является
точка зрения Г. А. Тосуняна. Надзор всегда
являлся лишь средством обеспечения законности.
Поэтому - и регулирование, и надзор - самостоятельные
направления деятельности Центрального
банка РФ в банковской сфере. Тем более,
что ст. 56 Закона о Центральном банке РФ
также различает банковское регулирование
и банковский надзор.
Непосредственно регулирующие и надзорные
функции Банка Росси осуществляются Комитетом
банковского надзора, который объединяет
структурные подразделения Банка России,
обеспечивающие выполнение надзорных
функций.
Ст. 58 Закона о Центральном банке РФ установлены
пределы банковского регулирования и
банковского надзора. Банк России не вправе
требовать от кредитных организаций выполнения
несвойственных им функций, а также требовать
предоставления не предусмотренной федеральными
законами информации о клиентах и иных
третьих лицах. Банк России также не вправе
устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные
федеральными законами ограничения на
проведение операций клиентами кредитных
организаций, а также обязывать кредитные
организации требовать от их клиентов
документы, не предусмотренные федеральными
законами.
Регулирование деятельности кредитных
организаций осуществляется по нескольким
направлениям. Они закреплены в главе
Х Закона о Центральном банке РФ. К ним
относятся:
- принятие решения о регистрации кредитных
организаций, лицензирование их деятельности
(ст. 59 Закона о Центральном банке РФ);
- установление квалификационных требований
к кандидатам на должности членов Совета
директоров, единоличного исполнительного
органа, его заместителей, членов коллегиального
исполнительного органа, главного бухгалтера
кредитной организации и его заместителей
(ст. 60 Закона о Центральном банке РФ);
- регламентация обязательных экономических
нормативов для кредитных организаций;
определение лимитов открытой валютной
позиции, порядка формирования резервов
для покрытия рисков (ст. 62, 64. 65, 67, 68, 69,
70 Закона о Центральном банке РФ);
- установление правил проведения отдельных
банковских операций, ведения бухгалтерского
учета, составления бухгалтерской и статистической
отчетности кредитных организаций;
- регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных
организаций;
- открытие корреспондентских счетов,
депонирование на спецсчетах обязательных
резервов кредитных организаций;
- управление ликвидностью банковских
организаций путем покупки и продажи банкам
государственных ценных бумаг.
Таким образом, видно, что банковское регулирование
осуществляется в нескольких формах: регистрационно-лицензионная
деятельность; нормативное регулирование
банковской деятельности; экономическое
регулирование банковской деятельности.
Что касается регистрационно-лицензионной
деятельности, то необходимо отметить,
что в настоящее время Банк России не осуществляет
регистрацию кредитных организаций. В
соответствии с Федеральным законом от
8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц» государственная
регистрация всех юридических лиц осуществляется
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти. Таким органом является Министерство
по налогам и сборам РФ. Однако Банк России
принимает решение о регистрации кредитной
организации на основании представленных
документов.
Одним из важнейших направлений в банковском
регулировании является установление
обязательных экономических нормативов
для кредитных организаций. Именно установка
обязательных экономических нормативов
и надзор за их соблюдением наиболее способствуют
достижению главных целей банковского
регулирования и банковского надзора
- поддержанию стабильности банковской
системы и защите интересов вкладчиков
и кредиторов.
Ст. 62 Закона о Центральном банке РФ устанавливает
перечень обязательных экономических
нормативов, которые могут устанавливаться
нормативными актами Банка России. До
недавнего времени такие нормативы были
установлены в Инструкции Центрального
банка РФ № 1 «О порядке регулирования
деятельности банков». Однако с 1 апреля
2004 г. она утратила силу, и в настоящее
время действует Инструкция Центрального
банка РФ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных
нормативах банков». В ныне действующей
Инструкции был исключен из числа устанавливаемых
Центральным банком РФ ряд нормативов
(нормативы максимального размера риска
на одного кредитора, максимального размера
кредитного риска на одного акционера,
максимального размера привлеченных денежных
вкладов населения и т. д.). Также снижены
числовые значения некоторых обязательных
нормативов и методика их расчета. В целом,
положения новой Инструкции свидетельствуют
о переходе к менее жесткому регулированию
и либерализации в банковской сфере.
Банковский надзор является необходимым
средством обеспечения законности в банковской
сфере. Центральный банк РФ в соответствии
со ст. 73 Закона о Центральном банке имеет
право проводить проверки кредитных организаций.
В случае выявления нарушения законодательства
и нормативных актов Центрального банка
РФ, а также его индивидуальных предписаний,
Банк России имеет право применить санкции,
указанные в ст. 74 Закона о Центральном
банке РФ.
Такое положение дел критикуется многими
юристами. Так, Г. А. Тосунян отмечает, что
«недопустимо существующее положение
дел, при котором Банк России единолично
и бесконтрольно устанавливает и изменяет
правила поведения на банковском рынке,
сам активно играет по этим правилам, выявляет
нарушения в деятельности кредитных организаций
и применяет к последним соответствующие
санкции».[39] Г. А. Тосунян считает,
что «в процессе внесения давно назревших
структурно-функциональных изменений
в деятельность верхнего уровня банковской
системы страны в нем наряду с Банком Росси
должны функционировать другие самостоятельные
(организационно не подчиненные Банку
России) органы».[40]
С одной стороны, такая точка зрения представляется
верной, так как в данном случае получается
концентрация власти в одних руках (Центральный
банк РФ сам устанавливает правила и сам
следит за их исполнением). Но, по моему
мнению, организационно нецелесообразно
выделение из Центрального банка РФ каких-либо
обособленных органов, задачей которых
будет осуществление банковского контроля.
Ведь Центральный банк РФ и коммерческие
банки объединены в единую систему и раскол
такой системы чреват серьезными последствиями.
По меньшей мере, значительно снизится
оперативность и профессиональность банковского
надзора.
По моему мнению, более правильным было
бы пойти по пути законодательного ограничения
возможностей злоупотребления со стороны
Центрального банка РФ в процессе надзора.
Уже сделаны в отношении этого некоторые
шаги. Так, в соответствии со ст. 73 Закона
о Центральном банке, повторные проверки
кредитных организаций по одним и тем
же вопросам за один и тот же отчетный
период разрешены только в случае ликвидации
или реорганизации кредитной организации
либо в порядке контроля за деятельностью
территориального учреждения Центрального
банка РФ, либо по его ходатайству на основании
мотивированного решения Совета директоров
Банка России.
Также, по моему мнению, следовало бы законодательно
закрепить возможность обжалования наложения
санкций Банком России, и не только в суд
(ведь судебное разбирательство, как правило,
затягивается надолго), но и в особый орган,
который следует создать при Банке России
(наподобие апелляционного комитета).
В этом случае не будет необходимости
создавать независимый орган банковского
надзора.
3. Валютное регулирование
и контроль
В соответствии с п. 12 Закона о Центральном
банке Банк России организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный
контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации. По вопросам валютного
регулирования и валютного
В соответствии со ст. 5 и 22 данного Закона
Центральный банк РФ признается органом
валютного регулирования и валютного
контроля. Основные полномочия в области
валютного регулирования Центрального
банка РФ состоят в принятии нормативно-правовых
актов в области валютного регулирования
в случаях, предусмотренных Законом. Так,
в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Центральный
банк РФ устанавливает единые формы учета
и отчетности по валютным операциям, порядок
и сроки их представления. Особенностью
данного закона являются так называемые
временные положения, которые будут действовать
до 1 января 2007 г. Большинство из них касается
полномочий Центрального банка РФ в области
валютного регулирования.
Так, статья 8 Закона о Центральном банке
РФ регулирует отдельные валютные операции,
контролируемые Банком России. До 1 января
2007 г. Банк России может устанавливать
требование об использовании спецсчетов
или о резервировании суммы платежа (вплоть
до 100 процентов) на срок не более 60 дней
либо части суммы, не превышающей 20 процентов,
но на срок до одного года. Причем ЦБ не
может применять обе нормы: он должен всегда
выбирать только одну форму резервирования
по согласованию с Правительством РФ.
Механизм согласования прописан в законе.
Ограничения ЦБ касаются лишь закрытого
перечня валютных операций (расчетов при
предоставлении кредитов и займов, операций
с ценными бумагами, операций кредитных
организаций и т.д.).
В статье 16 детализирован механизм валютного
регулирования: так называемое резервирование
денежных сумм, которое будет применяться
до 1 января 2007 г. Суммы, подлежащие резервированию,
вносятся в рублях на отдельный счет в
уполномоченном банке, а он в свою очередь
не позднее следующего рабочего дня перечисляет
их на счет в ЦБ. При этом проводить сделки
от чьего-либо имени с суммами резервирования
не вправе ни ЦБ, ни уполномоченные банки.
На них не может быть обращено взыскание
по обязательствам банков, а при банкротстве
уполномоченного банка они не включаются
в конкурсную массу. Проценты на суммы
резерва не начисляются. Правда, если банк
в установленный срок не вернул деньги,
ему начисляются пени в размере 1/300 ставки
рефинансирования за каждый день просрочки.
В ряде случаев допускается и досрочный
возврат сумм (например, при полном или
частичном отказе от проведения валютной
операции). Раньше срока Банк России должен
вернуть деньги в течение двух рабочих
дней после получения заявления о досрочном
возврате.
В 2007 году Центральный банк РФ лишится
и некоторых других полномочий в области
валютного регулирования. Так, он не будет
устанавливать правила купли-продажи
валюты российскими фирмами. Также он
не будет осуществлять регулирование
валютных операций, связанных с движением
капитала.
Несомненно, что в области валютного регулирование
взят курс на либерализацию и максимальный
отказ от государственного вмешательства.
Функции по осуществлению контроля органами
и агентами валютного контроля в соответствии
с Законом, как указывает Н. Шалашова, распределены
следующим образом: Центральный банк Российской
Федерации осуществляет контроль за совершением
валютных операций кредитными организациями
и валютными биржами; федеральные органы
исполнительной власти, являющиеся органами
валютного контроля осуществляют контроль
за совершением валютных операций всеми
остальными резидентами и нерезидентами,
кроме кредитных организаций и валютных
бирж.
Функции по координации деятельности
в области валютного контроля возложены
на Правительство Российской Федерации
и Центральный банк Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации координирует
деятельность федеральных органов исполнительной
власти как органов валютного контроля
между собой и обеспечивает их взаимодействие
с Центральным банком Российской Федерации,
а также взаимодействие с Центральным
банком Российской Федерации профессиональных
участников рынка ценных бумаг как агентов
валютного контроля. Центральный банк
Российской Федерации осуществляет взаимодействие
с другими органами валютного контроля
и обеспечивает взаимодействие с ними
уполномоченных банков как агентов валютного
контроля.
Информация о работе Правовой статус центрального банка Российской Федерации