Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:38, реферат

Описание

Банковская система занимает важное место в структуре экономики любой страны. От состояния банковской системы зависит не только денежно-кредитная сфера экономики, но и состояние коммерческих банков. Роль коммерческих банков как регуляторов денежного обращения, центров аккумуляции денежных ресурсов и их перераспределения возлагает на них большую ответственность перед обществом. Общество не должно иметь повода ставить под сомнение устойчивость банковской системы, а партнеры, вкладчики и инвесторы должны иметь полную уверенность в устойчивости и надежности любого коммерческого банка. Поэтому, актуальность приобретает исследование и совершенствование работы банковской системы.

Содержание

Введение
1. Банковская система РФ: структура и развитие
1.1 Основные этапы развития банковской системы РФ
1.2 Современное состояние банковской системы РФ
2. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Современное состояние, проблемы и развитие банковской системы РФ.docx

— 32.42 Кб (Скачать документ)

Экономические, политические и социальные явления, происходящие как внутри страны, так и в мировом  экономическом сообществе, обусловливают определенные тенденции и проблемы в развитии отечественного банковского сектора.

Можно выделить три основные тенденции в порядке их важности и силы влияния на перспективы развития банковской системы России. Самой мощной тенденцией является международная конкуренция. И это не общие слова, а реальные факты.

Федеральным законом № 173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании  и валютном контроле» (с изменениями от 29.06.2004) российским резидентам были разрешены практически все виды банковских услуг не только на территории РФ, но и за ее пределами. В результате крупнейшие российские компании (крупнейшие и лучшие клиенты российских банков), испытывая недостаток в объемных и качественных банковских услугах, все большую и большую долю своего так называемого «банковского кошелька», своего потребления банковских услуг производят за счет поставщиков этих услуг, находящихся за пределами РФ. Соответственно российские банки проигрывают конкуренцию за лучшего клиента. Даже такие крупнейшие, как Сбербанк, Внешторгбанк, не говоря уже о более мелких частных банках, вынуждены отдавать значительную и лучшую часть клиентского сегмента иностранным банкам.

В сложившейся ситуации встает проблема выживаемости отечественных  банков. Крупные российские примерно уже 2-2,5 года ведут активную политику проникновения в сектор средних российских предприятий, заменяя ими выбытие более крупных клиентов, вытесняя более мелкие банки в малый российский бизнес. Таким образом, возникает своеобразная волна, проходящая через всю российскую банковскую систему и порождающая единые ее последствия, - значительное число малых российских банков чувствует себя все более и более напряженно и готовится к одному из следующих сценариев.

Первый сценарий - продажа  себя в качестве филиалов крупнейшим российским банкам.

Второй сценарий - объединение  малых банков на региональном уровне в той или иной форме.

Третий сценарий, в значительной степени связанный с предыдущим, - это специализация банков в какой-либо географической или отраслевой клиентской нише с целью стать более конкурентоспособным в определенном небольшом клиентском сегменте и тем самым выжить.

Четвертый сценарий для тех, кто не решится на предыдущие - уход с банковского рынка.

Вторая тенденция связана  с общеэкономическим ростом, на фоне которого происходит развитие банковской системы. Поэтому, несмотря на то, что первая тенденция - конкуренция, усиливается, но общий рост экономики (и сохранение этой тенденции в будущем) повышает спрос на банковские услуги.

Третья тенденция, опять  же непосредственно связанная с  усиливающейся конкуренцией, - это  существенное изменение структуры  банковской системы.

Традиционно банковская система  делится на крупные, средние и  малые банки. В настоящее время целесообразен и другой принцип классификации: банки крупных мегаполисов (прежде всего это столичные) и «немосковские» банки. Эта разница не просто в географическом положении, но, прежде всего в качестве работы.

Преобладающая часть региональных банков - средние и малые. По эффективности, качеству работы региональные банки  лучше. Они проще организованы, традиционные банковские операции предоставляются прямо, связи - многолетние. В целом деятельность региональной банковской системы, по мнению представителей ЦБ России, значительно более прозрачна.

В Москве спектр банков шире - от сверхкрупных до мелких, интенсивнее  банковский бизнес, его связи, управление и банковские операции сложнее. Огромная клиентская ниша, жесточайшая конкуренция, ментальность представителей столичной банковской системы делают этот сегмент банковского рынка самым сложным в России.

В этих условиях тенденция  к сегрегации банковской системы  проявляется в Москве наиболее остро  и в ближайшие два года она  еще более усилится. Перспективы  выживания малых столичных банков в отличие oт региональных крайне малы, они должны как можно быстрее специализироваться в небольшой клиентской нише, в противном случае рискуют просто исчезнуть. Обратная, негативная сторона этой проблемы заключается в том, что малые столичные банки, не видя позитивных для них перспектив на рынке, начинают активно заниматься грязными банковскими технологиями, что в конечном итоге также должно привести к их ликвидации.

Антикриминальная политика становится неотъемлемой частью регулирования банковского сектора в международном масштабе. Сплочение усилий против отмывания денег, незаконного вывоза капитала за рубеж и других проявлений криминальности в банковском секторе становится одной из основных целей в борьбе с нелегальным бизнесом в целом. С другой стороны, опыт функционирования экономических систем показывает, что контроль никогда еще не удавался на все сто процентов. Более того, опыт России явно показал, что чем выше уровень контроля экономики, тем менее эффективно его практическое значение. Поэтому правовое преследование преступности и в том числе «отмывания» денег очень глубокий и сложный вопрос в условиях рыночной системы, предполагающей свободный обмен товарами и услугами, свободное перемещение капитала, свободу формирования различных организаций и союзов, что требует большого внимания, усилий и профессионализма в борьбе за легализацию операций в банковском секторе.

В этой связи необходимо и существенное изменение психологии банковской культуры, формирование мнения о безусловном выполнении банковского  законодательства, переход от тезиса «Знай своего клиента» к тезису «Знай клиента своего клиента».

Немного о банковских реформах. За последние годы правила игры в  банковской сфере существенно изменились. Конкретные, наиболее значимые изменения, которые государство в лице Центрального банка провело в банковской системе, следующие:

Самое заметное и серьезное  изменение связано с введением  системы страхования вкладов. Это  непростой процесс, и здесь ставятся следующие задачи:

- укрепить доверие населения  к национальной банковской системе;

- создать систему страхования  вкладов как элемент финансовой  стабильности и страны в целом.

Повышение качества отечественной  банковской системы.

Чтобы не потерять конкурентные преимущества, российские банки должны постоянно совершенствовать свои операции и услуги в ответ на растущие потребности клиентов, учитывая их качественно изменившиеся запросы, склонность к риску, внедрять более прогрессивные структуры управления и информационные технологии, которые позволяли бы гибко реагировать на изменяющиеся внешние условия.

Целый ряд нормативно-инструктивных  актов, разработанных ЦБ был направлен на повышение качества кредитного портфеля, на улучшение управления ликвидностью, совершенствование внутреннего контроля и т.д.

Кадровый вопрос. Современным  банкам нужны:

- высококвалифицированные  кредитные аналитики, умеющие  грамотно оценить качество банковских  активов, структурировать и монтировать  кредитные сделки, выполнять требования  ЦБ по качеству кредитного  портфеля и оградить собственные  банки от чрезмерной критики оппонентов;

- аналитики финансово-хозяйственной  деятельности клиентов;

- бухгалтеры-аудиторы, способные  применять международные стандарты  учета и отчетности в банковской сфере;

- менеджеры среднего и  нижнего звена, располагающие  инструментарием принятия стратегических  решений, хорошо разбирающиеся  в банковском маркетинге;

- специалисты по борьбе  с «отмыванием грязных денег», с незаконными доходами, проходящими через банковскую систему;

- специалисты с блестящим  знанием иностранных языков как  общеразговорного, так и профессионального плана. Без всего этого любой специалист кредитной системы работать не может, для крупных банков - это уже сегодняшняя реальность.

Объективной тенденцией является интеграция России в мировое и, в  первую очередь, европейское экономическое  и финансовое пространство, которая будет иметь большие последствия, принесёт как положительные, так и определенные отрицательные результаты в экономике (особенно для ее неконкурентоспособных отраслей, которые у нас пока что преобладают), занятости населения и его благосостоянии.

В ближайшие 5-7 лет вхождение  России в ЕС маловероятно или почти  исключено. Однако через 10-15 лет вполне допустимо членство в Европейском экономическом и валютном союзе в той или иной форме.

Аргументами в пользу такого сценария являются заинтересованность 1С в России как будущем огромном рынке, обширной ресурсной базе и  инвестиционном поле; энергетическая зависимость ЕС от России, причем в ближайшие 20-25 лет других альтернатив российским поставкам не предвидится: значительная доля ЕС в экспорте России, в иностранных инвестициях в Россию и в ее внешнем долге; наконец, это экономические, политические и социальные интересы значительного слоя российского общества в вопросе стратегического сотрудничества с Евросоюзом.

Однако можно перечислить  и множество аргументов против подобной интеграции. Противников интеграции достаточно не только в ЕС, но и в  самой России. При этом многие считают (и их большинство), что Россия ни географически, ни политически, ни экономически не «поместится» в ЕС.

Что же касается уже предположительно недалеких перспектив вступления в ВТО с точки зрения банковской системы, то, безусловно, возрастает открытость банковской системы, еще более усилятся внешняя конкуренция и риски. Однако есть одна тема, которая навязывается России, и связана она с попытками заставить нас предоставить иностранным банкам на территории страны лучшие условия в сравнении с теми, в которых работают отечественные банки. В частности, предлагается убрать все границы для открытия филиалов. Это означает, что иностранные банки желают работать через прямые филиалы. Следовательно, они будут менее контролируемы и с большими финансовыми возможностями. Прямые филиалы неприемлемы, и российское банковское сообщество отстаивает интересы России и ее банковской системы на всех международных переговорах по вступлению в ВТО.

И в заключение отметим, что  банковский сектор страны все еще  находится в состоянии «переходности». Следовательно, его необходимо преодолеть, чтобы устойчиво и динамично развиваться. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - важная и чрезвычайно сложная задача экономических реформ и преобразований современной российской экономики.

 

Заключение

        Проведен анализ основных этапов  развития банковской системы  Российской Федерации, который  подтвердил, что в последние годы  ситуация в банковском секторе  значительно улучшилась. Благоприятная  тенденция сложилась в росте  ликвидности кредитных организаций,  увеличился приток денежных средств в российские коммерческие банки из-за границы, улучшилась политика Центрального банка России в вопросах банковского надзора и регулирования.

Исследование  возможных источников информации о  деятельности банков показало, что: основным источником информации остается в настоящее  время официальная отчетность банков, которая отражает все основные процессы, происходящие в банковской сфере.

Изучена деятельность Центрального банка РФ как главного банка банковской системы, рассмотрены методы денежно-кредитной  политики и банковского регулирования  и надзора. Анализ баланса Банка  России показал, что основным источником размещения средств Банка России являются «Международные резервы, депозиты и ценные бумаги», которые занимают 88,5% от общего объема активных операций. Изучение структуры пассива ЦБ РФ показало, что основными источниками  привлечения средств являются средства на счетах Банка России кредитных организаций (59,4 %), и кредиты и депозиты, выданные коммерческим банкам (35,6 %).

Рассмотрены проблемы и перспективы  развития банковской системы Российской Федерации.

 

Список используемой литературы

 

1. Банки и банковские  операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 98 с.

2. Банки и небанковские  кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жуков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 528 с.

3. Банковское дело: учебник / Под ред. проф. О. И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2008. - 766 с.

4. Головин, Ю.В. Банки  и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2009.

5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой  Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее


Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ