Процедура реорганизации коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание

Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Даже при относительно стабильной экономике некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации.

Содержание

Введение

1.Порядок реорганизации кредитных предприятий на территории Pоссийской Федеpации

2. Анализ процессов реорганизаций коммерческих банков в Pоссийской Федеpации.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

 Введение

 

1.Порядок реорганизации кредитных предприятий на территории Pоссийской Федеpации

 

2. Анализ процессов  реорганизаций  коммерческих банков в Pоссийской Федеpации.

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность кредитных  организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким  уровнем риска, что в совокупности с колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского  сектора на рынке финансовых услуг  и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Даже при относительно стабильной экономике некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации.

 

В эпоху глобализации наблюдается беспрецедентная волна  слияний и поглощений. Наиболее интенсивно консолидация происходит в финансовом секторе, масштабы слияний и поглощений с участием кредитно-финансовых учреждений (рыночная стоимость сделок свыше 1 млрд дол.) растут небывалыми темпами.

 

Сделки, совершаемые в  форме слияний или присоединений, в международной практике и в  России подлежат обязательному регулированию  как в части соблюдения равноправной конкуренции, так в части их юридического оформления.

 

В нашей стране реорганизация  кредитных организаций в форме  слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), «О банках и банковской деятельности», Инструкцией Банка России № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Порядок  реорганизации кредитных предприятий  на территории Pоссийской Федеpации

 

Деятельность кредитных  предприятий в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента высокого профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Даже при сравнительно стабильной экономике некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении специальных мероприятий по финансовому оздоровлению либо реорганизации.

 

Можно выделить и иные не менее значимые причины, побуждающие коммерческие банки к реорганизации бизнеса. К числу таких причин следует отнести глобализацию экономики, ужесточение требований органов надзора во всем мире к капитальной базе кредитных институтов и оценке ее достаточности, амбициозность намерений собственников, побуждающих менеджмент осуществлять агрессивную политику, направленную на завоевание конкурентных преимуществ. Такие и иные причины дают импульс совершенствованию процессов, связанных с реорганизацией.

 

Сделки, совершаемые на банковском рынке в форме слияний  либо присоединений, в международной  практике и в России подлежат обязательному  регулированию как в части  соблюдения равноправной конкуренции, так в части их юридического оформления.

 

В нашей стране реорганизация  кредитных предприятий в форме  слияния и присоединения выполняется  согласно с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности", Инструкцией Банка России "О порядке иcпoльзoвaния федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных предприятий и лицензирования банковской деятельности" № 75-И; предприятий, находящихся во время реорганизации,-- с учетом норм Положения № 230-П "О реорганизации кредитных предприятий в форме слияния и присоединения", Инструкцией Банка России № 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", учредительными документами банка и нормативными актами Федеральной антимонопольной службы.

 

К сожалению, в российском законодательстве понятие "реорганизация" не раскрывается, в нормативных актах выделены лишь формы ее проведения. Например, в ГК Pоссийской Федеpации, федеральных законах и инструкциях Банка России есть указания на то, что реорганизация юридического лица может быть выполнена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно законодательству реорганизация кредитной организации в форме слияния либо присоединения рассматривается в качестве меры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных предприятий. Очевидно, что такая реорганизация может не только осуществляться как принудительная мера воздействия со стороны органа надзора, но и выполняться по инициативе собственников коммерческого банка, о чем свидетельствуют международный опыт и российская практика. Под реорганизацией следует понимать изменение структуры организации при сохранении направленности ее совершенствования.

 

Экономисты отмечают, что в банковской системе реорганизация -- это изменение организационной структуры и юридического статуса коммерческого банка при условии сохранения осуществляемых им функций и операций.

 

В России реорганизация  кредитных предприятий проходит, как правило, в форме присоединения, в то же время как законодательством предусмотрены и другие формы. В зарубежной практике наряду с термином "слияние" используется термин "поглощение", указывающий на недружественный, насильственный характер реорганизации.

 

В Федеральном законе "Об акционерных обществах" определено, что под слиянием обществ признается возникновение нового общества путем  передачи ему всех прав и обязанностей двух либо нескольких обществ с прекращением деятельности последних.

 

Присоединение -- это прекращение деятельности одного либо нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу -- присоединяющему.

 

Другими словами, при  слиянии оба банка перестают  быть юридическими лицами, на их базе создается  новая организация; при присоединении один из банков сохраняет свой юридический статус.

 

При реорганизации в  форме слияния юридические лица считаются реорганизованными с  момента государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица.

 

Как свидетельствует экономическая действительность, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое среди них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

 

С правовой точки зрения слияние двух и более юридических  лиц представляет собой такой  процесс взаимоотношений между  ними, в итоге которого права и  обязанности каждого среди них  переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух либо более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк обязан пройти государственную регистрацию и лицензирование.

 

В отличие от этого  присоединение одного либо нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с  правовой точки зрения -- переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору -- аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидация как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся нужные изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии либо сохранением прежней лицензии.

 

С экономической (финансовой) точки зрения сущность слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова -- укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов (данный процесс часто называют концентрацией капитала, но это неверное употребление термина).

 

К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.

 

1. При реорганизации,  предполагающей создание нового  банка (банков), Банк России рассматривает  вопрос о выдаче ему (им) новой  лицензии. Причем он принимает  во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. К новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к объему уставного капитала не предъявляются.

 

Если участниками нового банка становятся прежние участники  реорганизуемых банков и их вклады в уставный капитал в абсолютном выражении остаются неизменными или уменьшаются, то Банк России не будет дополнительно проверять, правомерно ли были оплачены эти вклады.

 

Документы, нужные для  государственной регистрации нового банка, представляются в территориальное учреждение Банка России, как правило, в течение 1-го месяца со дня принятия решения о реорганизации банка. За регистрацию банка, созданного в итоге реорганизации, взимается сбор в количестве 0,01% от объявленного уставного капитала. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, сбор за его открытие составляет сумму, равную 100 МРОТ.

 

Перерегистрация внутренних структурных подразделений, располагающихся  вне мест нахождения головных контор реорганизующихся банков (операционных касс вне кассовых узлов, обменных пунктов, дополнительных офисов), во внутренние подразделения нового банка проводится по его заявлению без повторного направления в Банк России документов, представлявшихся ранее для открытия указанных подразделений.

 

Реорганизующимся банкам рекомендуется принять на общем  собрании участников каждого среди  них решение о назначении аудиторской  кoмпaнии (аудитора), который будет  контролировать соответствие проведения процедур реорганизации требованиям  законодательства. Аудиторская фирма (аудитор), в частности, может готовить к совместному общему собранию участников реорганизующихся банков отчеты о прибылях и убытках банков, заключения о возможности осуществления пруденциальных норм деятельности и о соответствии законодательству проведенных банками реорганизационных процедур.

 

Информация о реорганизации  банков публикуется в "Вестнике Банка  России".

 

В Положении Банка  России № 12 обозначены следующие основные этапы реорганизации банков в  форме слияния либо присоединения:

 

-подготовка договора о слиянии либо присоединении;

 

-уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России о предстоящем слиянии либо присоединении;

 

-проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;

 

-проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;

 

-уведомление кредиторов реорганизующихся банков о принятом общими собраниями участников решении о реорганизации;

 

-проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

 

-представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

 

Нормативные требования к содержанию перечисленных стадий следующие:

 

1. Подготовка договора  о слиянии либо присоединении. При подготовке договора должны быть решены следующие вопросы:

 

-порядок и условия слияния либо присоединения;

 

- порядок конвертации долей уставного капитала каждого банка в доли уставного капитала нового банка;

 

- права владельцев долей капитала реорганизующихся банков;

 

-порядок возникновения новых обязательств, сторонами которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания (согласования изменений и дополнений в устав) нового банка;

 

-дата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право участвовать в общем совместном собрании участников нового банка;

 

-открытие филиалов нового банка на основе реорганизованных банков.

 

2. Уведомление территориального  учреждения (учреждений) Банка России  по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии либо присоединении.

 

Уполномоченный на то орган управления банка не позднее  чем за 30 дней до проведения общего собрания участников банка, на котором  предполагается принять решение  о его реорганизации, уведомляет территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения о предстоящей реорганизации и о предполагаемом месте нахождения нового банка и, кроме того, о месте и времени проведения общего собрания участников. К уведомлению прилагаются:

 

-проект договора о слиянии либо присоединении;

 

- проект бизнес-плана нового банка, содержащий обоснование возможности будущего банка соблюдать пруденциальные нормы деятельности, структуру управления и внутреннего контроля, информацию о предполагаемых руководителях банка, оценку стоимости активов и пассивов реорганизующихся банков;

 

-проекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из банков (за исключением присоединяющего банка), которые должны содержать положение о правопреемстве по обязательствам в отношении их кредиторов и должников и, кроме того, перечень имущества, относящегося к основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и иным видам ценностей, которые будут передаваться новому банку;

Информация о работе Процедура реорганизации коммерческих банков