Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:23, реферат
Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путём приравнивания одного товара к другому в процессе обмена. Существует эквивалентная форма выражения стоимости (товар Б служит материалом для выражения стоимости товара А). Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного труда, воплощённого в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость.
Следует отметить, что в ходе развития бумажно-денежного обращения сложились следующие характерные особенности этой денежной системы:
изъятие золотых монет из обращения;
отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания;
господствующее положение в денежном обращении заняли кредитные деньги (вексель, чек, банкнота, кредитная карточка);
усиление эмиссии денег (бумажных и кредитных) в целях кредитования частного предпринимательства и государства;
значительное расширение безналичного оборота, когда безналичные расчеты осуществляются путем перечисления банком денежных сумм со счета одного предприятия на счет другого, либо посредством зачета взаимных требований;
обмена всех форм платежей в золоте на внутреннем рынке и вытеснение золота из международного оборота резервными валютами или международными расчетными единицами;
государственное регулирование денежного обращения.
Таким образом, во второй половине ХХ века обмен товаров на золото даже в местах его добычи прекратился. Золото утратило функцию посредника как во внутреннем обороте страны, так и в международной торговле. Даже валюты двух стран перестали сравниваться в соответствии с золотым содержанием. Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, пытается, как правило, компенсировать нехватку денежных накоплений и предложения денежных средств на рынке путем увеличения денежной массы и проведением активной денежно-кредитной политики, способствуя установлению равновесия на денежном рынке.
3.СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНОРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1Становление денежной системы в Республике Беларусь
Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «0 Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль.
В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.
В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, поступивший в действие с 1 января 2001 г.
Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать, прежде всего, стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования.
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств — так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков.
Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. К важнейшим функциям традиционно относятся:
• аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений:
• обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
• кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;
• учет векселей и операции с ними;
• хранение финансовых и материальных ценностей;
• доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).
Определяющую роль в достижении заданных в Концепции целевых ориентиров развития банковского сектора будет играть решение следующих задач:
• обеспечение адекватных экономических условий развития банковской системы Республики Беларусь в 2001—2010 гг.;
• существенное расширение ресурсной базы банков;
• оптимизация структуры активов и пассивов банков, повышение капитализации;
• совершенствование институциональной и функциональной структур банковской системы;
• обеспечение повышения устойчивости банковской системы за счет снижения всех видов рисков;
• повышение качества управления байками (корпоративного менеджмента и внутреннего контроля);
• развитие информационных технологий;
• формирование среды добросовестной конкуренции в деятельности банков;
• создание правового обеспечения деятельности банков, адекватного новым экономическим условиям их функционирования.
Наряду с деятельностью по всестороннему укреплению денежной системы и белорусского рубля ведется активная работа Беларуси и России по созданию единой валюты в рамках Союзного государства[8, стр. 561].
3.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре — в1994 г.
1990-е годы были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания её организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодоление гиперинфляции, неконтролируемой девальвации, административного определения обменного курса и др. Постепенно отлаживалась структура монетарных институтов, повышался профессиональный уровень кадров, деятельность монетарного регулирования переводилась на научную основу и рыночные принципы. Была создана современная система монетарного регулирования.
При этом рыночно ориентированные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования все больше заменяли административные методы. В 1998—1999 гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.
С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Национального банка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной денежной массы) были поставлены под более жесткий контроль. В результате этих мер изменилась экономическая среда для банков, фирм и граждан, что изменило приоритеты их поведения в денежно-кредитной сфере.
Чем определяется предложение денег? Существуют 4 источника.
Во-первых, Центральный банк, который непосредственно управляет частью денежной массы, поскольку он контролирует денежную эмиссию. У нас — это Национальный банк Республики Беларусь, который определяет, сколько должно быть напечатано денежных знаков.
Во-вторых, на денежную массу оказывает воздействие деятельность коммерческих банков. Начав экспансию выдачи, кредитов банки могут "создавать" деньги. Для расчета потенциала кредитного источника денег применяют так называемый "депозитный мультипликатор", который равен цифре 100, деленной на норму резерва. Полученный результат показывает, насколько может расшириться количество денег вследствие "кредитной эмиссии". Однако Центральный банк различными методами устанавливает пределы, в которых банки могут расширять кредитование. Один из методов– политика "нормы обязательных резервов". Банки не могут использовать все свои депозиты для выдачи кредитов, т.к. обязаны иметь определенный резерв платежных средств, чтобы иметь возможность осуществлять выплаты тем клиентам, которые захотят снять деньги со своего счета. Если норма обязательных резервов увеличивается, банки уже не могут выдать так много кредитов, как раньше, следовательно, уменьшается и денежная масса. Если норма обязательных резервов снижается, то возрастает денежная масса.
В-третьих, Центральный банк может воздействовать на денежную массу путем купли и продажи ценных бумаг, так называемых "операций на открытом рынке". Продажа ценных бумаг влечет за собой изъятие денег с рынка, денежная масса уменьшается. Покупка способствует увеличению денежной массы.
В-четвертых, фактором изменений денежной массы является движение валюты за границу и из-за границы — в страну. Если приток валюты из-за рубежа больше, чем её отток, масса платежных средств в стране возрастает. Если отток больше чем приток, то денежная масса уменьшается.
Фактически современный этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная цель — обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.
Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 гг. и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. В свете Концепции основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики в 2001—2010 гг. и деятельности Национального банка являются;
• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы;
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Эти цели были реально закреплены в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002, 2003, 2004 гг. На их реализацию было направлено решение следующих задач:
• формирование динамики обменного курса белорусского рубля, адекватной макроэкономическим условиям, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики;
• обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса;
• развитие и укрепление банковской системы, прежде всего в части расширения ресурсной базы и повышения капитализации банков;
• повышение операционной эффективности автоматизированной системы межбанковских расчетов, ее надежности и безопасности.
Степень решения этих задач определяется системой показателей. Наряду с официальным контролируемым показателем обменного курса белорусского рубля (на конец периода) к российскому рублю Основные направления включают индикативные денежно-кредитные показатели; обменный курс (на конец периода) к доллару США, чистые иностранные активы (ЧИА) органов денежно-кредитного регулирования, динамика рублёвой денежной базы и рублевой денежной массы.
В 2002—2003 гг. было продолжено проведение денежно-кредитной политики, направленной на дальнейшее углублений финансово-экономической стабильности, поддержание плавных и предсказуемых темпов девальвации белорусского рубля. Темпы девальвации рубля в течение 2000—2003 гг. были ниже темпов инфляции. Сводный номинальный обменный курс по отношению к корзине валют, используемых в расчетах по импорту, в течение 2003 г. снизился на 17,9 %. В 2002 г. сводная номинальная девальвация составила 22,2 % при инфляции 34,9 % (в 2003 г. уровень прироста потребительских цен был снижен до 25,4 %). Соотношение темпов девальвации и инфляции на уровне около 95 % (против 75—80 % в 2001—2002 гг.) содействовало развитию экспортного потенциала, повышению ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, росту объемов производства и продаж. Индекс реального курса рубля по отношению к валютам стран торговых партнеров Беларуси снизился на 2,4%, а по отношению к российскому рублю — на 3,7 %. Успешно были выполнены в эти годы и все индикативные денежно-кредитные показатели.
Анализ денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием Республики Беларусь показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 г. (утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2003 г. № 554), которые подтверждают цели и приоритеты предыдущих лет.