Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:23, реферат
Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путём приравнивания одного товара к другому в процессе обмена. Существует эквивалентная форма выражения стоимости (товар Б служит материалом для выражения стоимости товара А). Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного труда, воплощённого в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость.
3.3 Перспективы развития денежно-кредитной сферы
В прогнозных документах (НСУР-2020, Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 гг. и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:
• обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
• поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны;
• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;
• увеличение уровня монетизации ВВП.
Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь предусматривает регулирование денежно-кредитной сферы посредством следующих мер:
• в области регулирования денежной массы — наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции;
• процентной политики — поддержание положительной в реальном выражении доходности сбережении и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, ГКО и других рублевых активов должен быть выше по сравнению с инструментами в иностранной валюте ;
• политики обменного курса — обеспечение траектории номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран — основных торговых партнеров Республики Беларусь на уровне, не допускающем укрепление его реального курса темпами, превышающими рост производительности труда. В результате будет обеспечен приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стимулирующий динамичные темпы промышленного производства и экономического роста.
Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.
В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач:
• недопущение годовой инфляции выше 5 %;
• увеличение уровня монетизации ВВП до 30 % по рублевой денежной массе и 40 % —по широкой денежной массе;
• создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, трастовых, ипотечных и др.) с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц;
• формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.
В период после 2010 г. прогнозируется обеспечить:
• недопущение годовой инфляции выше 2—3 %;
• увеличение уровня монетизации ВВП до 40—45 % по рублёвой денежной массе 50 % — по широкой денежной массе;
• достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.
Основной вектор преобразований денежно-кредитной сферы — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.
В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны.
Таким образом, в республике создана многоуровневая система разработки и реализации денежно-кредитной политики включающая анализ, прогнозирование и программирование направлений и мероприятий монетарного регулирования в долго-, средне- и краткосрочном временных аспектах. К перспективным направлениям ее развития следует отнести: усиление макросистемной направленности (долгосрочный аспект), совершенствование координации среднесрочной денежно-кредитной налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики (среднесрочная перспектива), централизация функций текущего регулирования денежной сферы (оперативная политика). Это позволит более эффективно решать как общие макроэкономические задачи развития страны, так и специфические задачи развития банковского сектора в координации с другими секторами экономики [8, с.572].
3.4 Современное состояние и динамика денежного рынка в Республике Беларусь
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 июля 2007г. сформировалась в объеме 13,03 трлн. рублей, увеличившись с начала 2007 года на 5 процентов, или на 615,2 млрд. рублей (при росте за аналогичный период 2006г. на 18,6 процента). В июне 2007г. увеличение рублевой денежной массы составило 6 процентов, что соответствует ее росту за аналогичный период 2004 – 2006гг. (рисунок 9)[ 12 , стр.6]
Рисунок 9. Темпы роста агрегата М2*
Средняя рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) в январе – июне 2007г. по сравнению с аналогичным периодом 2006г. увеличилась на 15,7 процента. Скорость обращения денежного агрегата М2* в среднегодовом исчислении снизилась с 1 июля 2006г. по 1 июля 2007г. на 14 процентов, до 7,5 оборота. Сохранение высоких темпов снижения скорости обращения может свидетельствовать о продолжающемся росте доверия к национальной валюте, увеличении сбережений в белорусских рублях и повышении устойчивости ресурсов банковской системы
Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат М1) в июне 2007г. увеличилась на 8,9 процента, что соответствует ее росту за аналогичный период 2004 -2006гг. (рисунок 10)[12 , стр. 6].С начала 2007 года активная рублевая денежная масса изменилась незначительно, увеличившись на 0,2 процента (рост за январь – июнь 2006г. составит 12,5 процента). Скорость обращения активной рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении снизилась с 1 июля 2006г. по 1 июля 2007г. на 11,7 процента, Дао 13,9 оборота.
Рисунок 10. Темпы роста агрегата М1
В составе активной рублевой денежной массы за январь – июнь 2007г. наличные деньги в обороте увеличились на 7,5 процента, переводные депозиты физических лиц – на 23,6 процента при снижении переводных депозитов юридических лиц на 17,6 процента. [Приложение Б2]. Такое сокращение переводных депозитов юридических лиц обусловлено их высоким уровнем на начало 2007 года в результате значительного роста в декабре 2006г., вызванного использованием Правительством депозитов на счетах в Национальном банке. (рисунок 11)[12 , стр. 7]Динамика наличных денег и переводных депозитов физических лиц определялась ростом в январе – июне 2007г. реальных денежных доходов населения, расширением расчетов физических лиц с использованием банковских пластиковых карточек, увеличением розничного оборота товаров и услуг.
Рисунок 11. Динамика составляющих активной рублевой денежной массы
Срочная часть рублевой денежной массы, представленная срочными и условными депозитами (далее – срочные депозиты), за январь – июнь 2007г. увеличились на 9,8 процента, или на 521,8 млрд. рублей, в том числе срочные рублевые депозиты физических лиц – на 11,9 процента, срочные рублевые депозиты юридических лиц – на 3,3 процента.
Среди агрегатов рублевой денежной массы наибольшими темпами (на 85,4 процента, или на 80,5 млрд. рублей) росли ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота).
В результате в структуре рублевой денежной массы увеличилась доля срочных депозитов, ценных бумаг банков (вне банковского оборота) и наличных денег в обороте при соответствующем снижении доли переводных депозитов (рисунок 12)[ 12, стр. 8].
Рисунок 12 Структура рублевой денежной массы
Депозиты в иностранной валюте за январь – июнь 2007г. Выросли на 20,6 процента, или на 485,0 млн. долларов США.
В их составе срочные депозиты населения в иностранной валюте увеличились н6а 25 процентов, или на 272,5 млн. долларов США. При этом их объем на 1 июля 2007г. оставался значительно ниже объема срочных депозитов населения в белорусских рублях. Объем переводных депозитов физических лиц в иностранной валюте на июля 2007г. Составил всего 68,6 млн. долларов США, снизившись с начала 2007 года на 1,6 млн. долларов США, или на 2,2 процента.
В январе – июне 2007 года рост переводных депозитов юридических лиц в иностранной валюте составил 6,8 процента, или 67,4 долларов США. В результате на 1 июля 2007г. Их объем составил 1065,0 млн. долларов США. При этом объем срочных депозитов юридических лиц в иностранной валюте на 1 июля 2007г. был значительно меньше и составил 349,8 млн. долларов США, увеличившись с начала 2007 года на 146,7 млн. долларов США, или на 72.2 процента.
В результате отмеченных тенденций широкая денежная масса на 1 июля 2007г. составила 19,18 трлн. рублей и с начала 2007 года увеличилась на 9,6 процента, или на 1,68 трлн. рублей. Средняя широкая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) за январь – июнь 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006г. на 16,6 процента. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении с 1 июля 2006г. по 1 июля 2007г. снизилась на 11,5 процента (до 5,2 оборота) при ее снижении с 1 июля 2005 г. по 1 июля 2006 г. на 11,6 процента [Приложение Б].
Денежное предложение в белорусских рублях формировалось под воздействием операций Национального банка и депозитно-кредитной деятельности банков. На увеличение рублевой денежной массы в январе – июне 2007г. на 5 процентов повлияло увеличение на 5,7 процента рублевой денежной базы при незначительном сокращении рублевого денежного мультипликатора (на 0,7 процента, с 2,61 на 1 января 2007г. до 2,59 на 1 июля 2007г.).
Балансовыми факторами роста в январе – июне 2007г. широкой денежной массы явились увеличение чистых иностранных активов банковской системы при снижении чистых внутренних активов банковской системы.
Снижение чистых внутренних активов банковской системы произошло за счет снижения чистого кредита органам государственного управления и прочих чистых позиций при увеличении требований к экономике, которое явилось основным балансовым фактором роста широкой денежной массы.
Увеличение чистых иностранных активов банковской системы сложилось в результате увеличения чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования при незначительном снижении чистых иностранных активов банков.
Ставка рефинансирования Национального банка в январе 2007г. не изменилась, а с 1 февраля 2007г. в целях повышения доходности сбережений в национальной валюте и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках была повышена с 10 до 11 процентов годовых. В результате за январь – июнь 2007г. средний уровень ставки составил 10,8 процента годовых. С 1 июля 2007г., учитывая замедление инфляционных процессов, ставка рефинансирования была снижена на 0,25 процентного пункта, до 10,75 процента годовых.
Ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям рефинансирования в начале 2007 года также были повышены и с 17 января 2007г. установлены на уровне 20 процентов годовых [12 , стр. 9].
Таким образом, в Республике Беларусь самостоятельный денежный рынок начал формироваться лишь в начале 90-х годов, после распада СССР с его плановой экономикой и единым центром в Москве. Перед ним стоит ещё много трудностей в процессе развития того, начало чего было положено в те годы. Нужно стабилизировать курс рубля, провести дедолларизацию экономики. И самое главное, нужно так повлиять на сознание белорусов, чтобы они начали доверять банкам и хранить свои сбережения в них. Нужно создать такой рынок ценных бумаг, в котором могли принимать участие все, без исключения, желающие заработать деньги.