Развитие форм кредита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование кредита как экономической категории в условиях рыночной экономики в зависимости от кредитора. В случае такой классификации кредиты подразделяются на банковские, государственные, коммерческие.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…2
Глава 1. Банковский кредит…………………………………………….…3
Глава 2. Государственный кредит………………………………………..10
Глава 3. Коммерческий кредит……………………………………………24
Заключение………………………………………………………………….27
Задача №9.…………………………………………………………………..30
Задача №19…………………………………………………………………..31
Список литературы ………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК Деньги, Кредит, Банки.docx

— 67.36 Кб (Скачать документ)

Государство устанавливает  нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка  облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который  невозможен без высокой степени  ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным  операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. 
Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом  государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. 
Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. 
Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии  они делятся на выпускаемые: а) центральным  правительством; б) республиканскими правительствами; в) местными органами власти.

Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости  от формы выплаты доходов выделяют: а) процентные займы; б) выигрышные займы; в) процентно-выигрышные займы; г) беспроигрышные займы; д) беспроцентные (целевые) займы.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части-в форме выигрышей. 
Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно - выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. 
Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения  займы делятся на: а) краткосрочные  займы - срок погашения до 1 года; б) среднесрочные  займы - срок погашения до 5 лет; в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на: а) добровольные займы; б) займы, размещенные по подписке; в) принудительные займы.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность  за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения  по подписке с рассрочкой платежа, формально  являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. 
В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

В тесной связи  с государственными займами находится  вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг ( облигаций, казначейских обязательств ), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств  общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита  характеризуется тем, что государственные  кредитные учреждения непосредственно  ( не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг ) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. 
Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и  управления за счет бюджетных средств  на условиях возвратности, срочности  и платности. В настоящее время  в нашей стране эта форма активно  не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности  сопровождаемой разгосударствлением  и приватизацией хозяйственных  структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

Отношения по линии  казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку  в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. 
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное  бюджетное финансирование в отношении  государственных хозрасчетных предприятий  полностью себя изжило. Оно сохраняет  право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в  затруднительном положении ввиду  особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной  конъюнктуры, кризисных явлений  в экономике и т. п.

По гарантированным  займам правительство реально несет  финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия  для возрождения гарантированных  займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

 

Глава 3. Коммерческого кредит

 

В процессе предпринимательской  деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности  максимально увеличить свой оборотный  капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны (то есть со стороны продавца), такое  кредитование служит одним из важнейших  инструментов конкурентной борьбы, позволяющих  привлечь значительное число клиентов.

Таким образом, коммерческий кредит можно охарактеризовать как особую форму взаимоотношений поставщика и потребителя. Особенность ее заключается в том, что сам продавец предоставляет покупателю кредит. Точнее он предоставляет отсрочку платежа по отпущенным товарам или оказанным услугам. Но это и есть кредит, а, поскольку переданная заемщику стоимость выражена в товарной форме, то и сам кредит является товарным. Происходящая при этом и упомянутая выше передача стоимости представляет не что иное, как куплю и продажу товара, т.е. коммерческую сделку, а потому и сам кредит получил название коммерческого кредита. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

Основное условие  коммерческого кредитования – это  то, что в качестве коммерческого  кредита рассматривается только кредит, предоставляемый не по самостоятельному заемному обязательству (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров  на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Применение коммерческого  кредита требует наличия у  продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Выделяют несколько  основных способов предоставления коммерческого  кредита:

  • вексельный способ;
  • открытый счет;
  • скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто);
  • сезонный кредит («фрэнчайз»);
  • консигнация.

 

При вексельном способе покупателю передают коммерческие товаро-распорядительные документы после акцепта. Такой способ коммерческого кредитования стал  наиболее распространенным.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому  обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Проценты за пользование кредитом по открытому счету, как правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

Информация о работе Развитие форм кредита в России