Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа
Целью работы является изучение характеристик, основных элементов и особенностей функционирования системы безналичных расчетов в России.
Работа состоит из трех разделов. Первый раздел содержит общие характеристики связанные с проведением безналичных расчётов в России. Во втором разделе рассматриваются основные элементы безналичного расчёта. Третий раздел содержит особенности функционирования системы безналичных расчетов в России.
Работа базируется на материалах, изложенных в учебной литературе, нормативно-правовой базе и в сети Интернет.
АННОТАЦИЯ ……………………………………………………………………………….
3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….............
4
1. СУЩНОСТЬ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА ……………………………………………
5
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА ……………………………
8
2.1. Документооборот ………………………………………………………………….........
9
2.2. Виды расчетов …………………………………………………………………………..
9
2.3. Принципы организации безналичных расчетов ……………………………...............
11
2.4. Способ платежа …………………………………………………………………………
13
2.5. Формы безналичных расчетов …………………………………………………………
13
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОССИИ ……………………..............
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...
27
Список использованной литературы ………………………………………...
28
распоряжение плательщика о списании денежных средств с его счета и их перечислении на счет получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.
Используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.
С учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
наименование расчетного документа;
номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
вид платежа;
наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка плательщика, номер корреспондентского счета или субсчета;
наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
назначение платежа;
сумму и очередность платежа;
вид операции;
подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
Расчетные документы перемещаются между организациями и банками. Такое движение расчетных документов с учетом времени их оформления называется документооборотом.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Документы, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента, помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка.
Расчетные документы перемещаются между организациями и банками. Такое движение расчетных документов с учетом времени их оформления называется документооборотом [7].
2.1.ДОКУМЕНТООБОРОТ
Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
2.2. ВИДЫ РАСЧЕТОВ
Безналичные расчеты по экономическому содержанию или по характеру операций делят на расчеты по товарным и нетоварным операциям, а по месту нахождения поставщика и плательщика — на иногородние и одногородние (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Виды расчетов [7]
Расчеты по товарным операциям совершаются между хозяйственными организациями и обусловлены оборотом материальных ценностей.
Расчеты по нетоварным операциям включают отношения между предприятиями по финансовым обязательствам - это расчеты по использованию фактически полученной прибыли.
Иногородние расчеты - это расчеты между предприятиями, находящимися в разных населенных пунктах и потому обслуживаемыми учреждениями банка, расположенными в разных населенных пунктах.
Одногородние расчеты - расчеты между предприятиями, организациями, учреждениями, которые обслуживаются одним и тем же или разными одногородними учреждениями банка.
Одним из способов осуществления безналичных расчетов являются межбанковские расчеты, среди которых различают следующие виды.
1. Расчеты через корреспондентские счета (субсчета), открытые в Банке России. Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России.
2. Расчеты через корреспондентские счета, открытые в других банках. Корреспондентский счет — это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основании заключенного между ними корреспондентского договора. Выполнение операций осуществляется по корреспондентским счетам «ЛОРО» и «НОСТРО»:
счет «НОСТРО» — это счета российского банка в иностранных банках;
счет «ЛОРО» — это счета зарубежных банков в национальном кредитном учреждении.
3. Расчетные операции по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одного банка. Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами внутри кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов. По счетам межфилиальных расчетов подразделения кредитной организации могут проводить платежи по всем банковским операциям, разрешенным кредитной организации лицензией Банка России, определенным положением о филиале и правилами построения расчетной системы кредитной организации, разработанными в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России [11].
Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно определенным принципам.
Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и документальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов [10].
2.3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей. Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России. На Банк России возложены установление сроков, правил и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем. Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен Положением о безналичных расчетах.
Второй принцип — осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно Положению о безналичных расчетах, расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Согласно ст. 30 Закона о банковской деятельности, в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Все плательщики (предприятия, банки и др.) должны планировать поступление, списание средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Этот принцип реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), подтверждающего распоряжение владельца о списании средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств. Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств (штраф, взыскание).
Пятый принцип — срочности платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики. Подробное толкование понятия срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определения периода времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в ч. 1 ГК РФ (ст. 190—194). Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами.
Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий и внешний. Большую роль в соблюдении этого принципа играет установление публичности бухгалтерской отчетности.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип — имущественной ответственности за соблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними — практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, существенно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств [11].
2.4. СПОСОБ ПЛАТЕЖА
Способом платежа называется порядок, применяемый при осуществлении безналичных расчётов. Для плательщика и для получателя денежных средств важно знать, как будет осуществлен платеж: в полной сумме или частями. Кроме того, для плательщика имеет большое значение, будет ли совершен платёж из текущих поступлений или за счёт средств депонированных на отдельном счёте. В настоящее время применяются следующие способы платежа:
в полной сумме, указанной в расчётном документе (глобальный платеж);
в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
плановый платеж, т.е перечисление денег со счёта плательщика на счёт получателя исходя из плановой величины стоимости поставляемых товаров или оказываемых услуг;
гарантированный платеж с предварительным депонированием денег на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счёт получателя;
гарантированный платеж без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика и с последующим списанием денег с расчётного или ссудного счёта плательщика после их зачисления на счёт получателя.
2.5. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы организации финансов.
В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:
платежными поручениями;
чеками;
аккредитивами;
платежными требованиями-поручениями;
платежными требованиями.
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это документ, представляющий собой поручение организации обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.
Банк принимает платежные поручения от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчетном счете. Если средств для платежа нет и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документы возвращаются.
При проведении расчетов платежными поручениями плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей [12]
Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
При равномерных, постоянных поставках товаров и оказании услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового платежа устанавливается сторонами, исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж представляется платежное поручение.