Система безналичных расчетов в России: сущность, основные элементы, особенности функционирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение характеристик, основных элементов и особенностей функционирования системы безналичных расчетов в России.
Работа состоит из трех разделов. Первый раздел содержит общие характеристики связанные с проведением безналичных расчётов в России. Во втором разделе рассматриваются основные элементы безналичного расчёта. Третий раздел содержит особенности функционирования системы безналичных расчетов в России.
Работа базируется на материалах, изложенных в учебной литературе, нормативно-правовой базе и в сети Интернет.

Содержание

АННОТАЦИЯ ……………………………………………………………………………….
3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….............
4
1. СУЩНОСТЬ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА ……………………………………………
5
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА ……………………………
8
2.1. Документооборот ………………………………………………………………….........
9
2.2. Виды расчетов …………………………………………………………………………..
9
2.3. Принципы организации безналичных расчетов ……………………………...............
11
2.4. Способ платежа …………………………………………………………………………
13
2.5. Формы безналичных расчетов …………………………………………………………
13
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОССИИ ……………………..............
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...
27
Список использованной литературы ………………………………………...
28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

      распоряжение плательщика о списании денежных средств с его счета и их перечислении на счет получателя средств;

      распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.

Используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

С учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных рас­четов расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

      наименование расчетного документа;

      номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

      вид платежа;

      наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

      наименование и местонахождение банка плательщика, номер корреспон­дентского счета или субсчета;

      наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

      наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

      назначение платежа;

      сумму и очередность платежа;

      вид операции;

      подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

Расчетные документы перемещаются между организациями и банками. Такое движение расчетных документов с учетом времени их оформления называ­ется документооборотом.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные докумен­ты принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Документы, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента, помещаются в кар­тотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка.

Расчетные документы перемещаются между организациями и банками. Такое движение расчетных документов с учетом времени их оформления называ­ется документооборотом [7].

2.1.ДОКУМЕНТООБОРОТ

Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

2.2. ВИДЫ РАСЧЕТОВ

Безналичные расчеты по экономическому содержанию или по характеру опе­раций делят на расчеты по товарным и нетоварным операциям, а по месту нахож­дения поставщика и плательщика — на иногородние и одногородние (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Виды расчетов [7]

Расчеты по товарным операциям совершаются между хозяйственными организациями и обусловлены оборотом материальных ценностей.

Расчеты по нетоварным операциям включают отношения между предприятиями по финансовым обязательствам - это расчеты по использованию фактически полученной прибыли.

Иногородние расчеты - это расчеты между предприятиями, находящимися в разных населенных пунктах и потому обслуживаемыми учреждениями банка, расположенными в разных населенных пунктах.

Одногородние расчеты - расчеты между предприятиями, организациями, учреждениями, которые обслуживаются одним и тем же или разными одногородними учреждениями банка.

Одним из способов осуществления безналичных расчетов яв­ляются межбанковские расчеты, среди которых различают следу­ющие виды.

1. Расчеты через корреспондентские счета (субсчета), откры­тые в Банке России. Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка Рос­сии.

2. Расчеты через корреспондентские счета, открытые в других банках. Корреспондентский счет — это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основании заключенного между ними корреспондентского договора. Выполнение операций осуществляется по корреспондентским счетам «ЛОРО» и «НОСТРО»:

счет «НОСТРО» — это счета российского банка в ино­странных банках;

счет «ЛОРО» — это счета зарубежных банков в националь­ном кредитном учреждении.

3. Расчетные операции по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одного банка. Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами внутри кре­дитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов. По счетам межфилиальных расчетов подразделения кре­дитной организации могут проводить платежи по всем банковским операциям, разрешенным кредитной организации лицензией Банка России, определенным положением о филиале и правилами постро­ения расчетной системы кредитной организации, разработанными в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России [11].

Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно опреде­ленным принципам.

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расче­тов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и докумен­тальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация опера­тивно-бухгалтерской работы участников расчетов [10].

2.3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей. Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России. На Банк России возложены установление сроков, пра­вил и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование орга­низации расчетных, в том числе клиринговых, систем. Порядок без­наличных расчетов в народном хозяйстве определен Положением о безналичных расчетах.

Второй принцип — осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно Положе­нию о безналичных расчетах, расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответству­ющий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиен­том заключается договор банковского счета. Согласно ст. 30 Закона о банковской деятельности, в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имуществен­ная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответ­ственность за нарушение обязательств по срокам осуществления пла­тежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обес­печивающем бесперебойное осуществление платежей. Все платель­щики (предприятия, банки и др.) должны планировать поступле­ние, списание средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи ак­тивов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) платель­щика на платеж. Этот принцип реализуется применением соответ­ствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, пла­тежного поручения), подтверждающего распоряжение владельца о списании средств, или специального акцепта документов, выпи­санных получателями средств. Вместе с тем законодательством пре­дусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) спи­сания средств (штраф, взыскание).

Пятый принцип — срочности платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики. Подробное толкование понятия срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определения пе­риода времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в ч. 1 ГК РФ (ст. 190—194). Значение этого принципа заклю­чается в том, что непрерывно расходуемые средства на производ­ство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет плате­жей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами.

Шестой принцип — контроль всех участников за правильно­стью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Контроль подразделяется на предвари­тельный, текущий, последующий и внешний. Большую роль в со­блюдении этого принципа играет установление публичности бух­галтерской отчетности.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип — имущественной ответственности за со­блюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов вле­кут применение гражданско-правовой ответственности в форме воз­мещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвра­тить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а ес­ли они не выполнены последними — практически полностью воз­местить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, существенно допол­нившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за не­выполнение денежных обязательств [11].

2.4. СПОСОБ ПЛАТЕЖА

Способом платежа называется порядок, применяемый при осуществлении безналичных расчётов. Для плательщика и для получателя денежных средств важно знать, как будет осуществлен платеж: в полной сумме или частями. Кроме того, для плательщика имеет большое значение, будет ли совершен платёж из текущих поступлений или за счёт средств депонированных на отдельном счёте. В настоящее время применяются следующие способы платежа:

      в полной сумме, указанной в расчётном документе (глобальный платеж);

      в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;

      плановый платеж, т.е перечисление денег со счёта плательщика на счёт получателя исходя из плановой величины стоимости поставляемых товаров или оказываемых услуг;

      гарантированный платеж с предварительным депонированием денег на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счёт получателя;

      гарантированный платеж без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика и с последующим списанием денег с расчётного или ссудного счёта плательщика после их зачисления на счёт получателя.

2.5. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Участники сделки имеют право выбрать одну форму безна­личных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные усло­вия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и фи­нансовых задач. При задержке платежей у покупателей образу­ется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы организации финансов.

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:

      платежными поручениями;

      чеками;

      аккредитивами;

      платежными требованиями-поручениями;

      платежными требованиями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это документ, представляющий собой поручение организации обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.

Банк принимает платежные поручения от плательщика к ис­полнению только при наличии денег на его расчетном счете. Если средств для платежа нет и банк не считает возможным вы­дать предприятию ссуду, то документы возвращаются.

При проведении расчетов платежными поручениями пла­тельщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку. До­кументы из банка плательщика направляются в банк, обслужи­вающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном пору­чении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк по­лучателя перечисляет полученные денежные средства на расчет­ный счет покупателя (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей [12]

Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцеп­та товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договор­ных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

При равномерных, постоянных поставках товаров и оказа­нии услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового пла­тежа устанавливается сторонами, исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж пред­ставляется платежное поручение.

Информация о работе Система безналичных расчетов в России: сущность, основные элементы, особенности функционирования в России