Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа
Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономической теории. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Большинство развитых стран добились ее существенного снижения. Проблема инфляции в российской экономике остается нерешенной. Хотя темп инфляции в РФ неуклонно и медленно снижается, необходимость дальнейшего снижения ее темпа остается.
Введение…………………….………………………………………………...….3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции………………………………….….5
Понятие инфляции……………………………………………………………5
Формы и виды инфляции……………………………………………………..7
Причины инфляции………………………………………………………….11
Цена инфляции………………………………………………………………13
Социально-экономические последствия инфляции……………………….14
Глава 2. Инфляция в России на современном этапе и антиинфляционная политика государства……………………………………………………………19
2.1 Анализ социально-экономического развития и уровня инфляции
в РФ в 2012 году………………………………………………………………....19
2.2 Основные методы антиинфляционной политики…………………….……26
2.3 Реализация денежно-кредитной политики в 2012 году…………….……..29
Заключение………………………………… …………………………….……32
Практические задачи…………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
К первой группе относятся денежные (монетарные) факторы, вызывающие нарушение закона денежного оборота, т. е. выпуск денег сверх потребностей в них товарооборота. Избыточная денежная масса порождает неоправданное расширение спроса, реакцией на которое является рост цен.
Вторая группа объединяет неденежные факторы, обуславливающие рост издержек производства, который, в свою очередь, вызывает рост цен, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к возросшему уровню последних.
В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост общего уровня цен на товары и услуги.
Рассматривая инфляцию как результат взаимодействия монетарных факторов (спроса) и неденежных факторов (предложения), мы конкретизируем вызывающие ее причины.
Инфляцию спроса вызывают три основных денежных (монетарных) фактора.
1. Дефицит государственного бюджета. Покрытие бюджетного дефицита может происходить двумя путями: размещением государственных займов на денежном рынке или получением ссуды в центральном банке. Эмиссию денег сверх потребности товарооборота в деньгах и соответственно инфляцию спроса вызывает кредитование правительства центральным банком в форме покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке или предоставления ссуды правительству.
2. Избыточное кредитование, т. е. расширение масштабов кредитования сверх потребностей экономики. Оно ведет к созданию платежных средств в объеме, превышающем потребность товарооборота, и созданию избыточного спроса.
3. Внешнеэкономический фактор - эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке центральным банком иностранной валюты (в целях регулирования курса иностранной валюты и/или объема официальных валютных резервов).
Инфляцию издержек характеризует воздействие шести основных неденежных факторов на процессы ценообразования.
1. Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве.
2. Монополистическое ценообразование.
3. Увеличение издержек
производства на единицу
4. Рост затрат на сырье, энергоносители, транспортные и коммунальные услуги.
5. Рост косвенных налогов, входящих в цену товаров.
6. Внешнеэкономический фактор:
а) рост мировых цен на товары,
б) снижение курса национальной валюты.
Как правило, не встречается инфляция спроса или издержек в «чистом виде»: имеют место отдельные факторы как одного, так и другого вида инфляции.
Особенности современной инфляции:
во-первых, классическая инфляция возникала, как правило, в результате чрезмерного по сравнению с потребностями товарооборота выпуска денег, а современная инфляция - многофакторный процесс;
во-вторых, раньше инфляция имело место время от времени в той или иной стране, а теперь она имеет (за редким исключением) хронический и всеобщий характер;
в-третьих, в силу глобализации экономики возросло значение внешнего фактора инфляции.
Под «ценой» инфляции понимаются конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и его структурных звеньев, т.е. речь идет о том, кому и на сколько повышение цен выгодно, а для кого оно разорительно.
На практике встречаются три основных варианта «цены» инфляции: позитивный (что означает прирост доходов), нулевой и негативный (убыточный).
Инфляция приносит доход государству. Эмиссия – привилегия государства. И когда правительство не решается увеличивать прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание денег таким способом покрывается бюджетный дефицит.
Однако эмиссия уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такой своего рода налог на наличные деньги называется инфляционным налогом. Величина инфляционного налога равна произведению уровня инфляции на сумму денег, имеющихся у населения
Ти= И ⋅ М,
где Ти – величина инфляционного налога; И – уровень инфляции; М – сумма денег, имеющаяся в наличии у населения.
Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога. Налог на наличные деньги составляет существенную долю доходов государства.Доход государства, получаемый в результате увеличения находящихся в обращении денег, называется сеньоражем. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск.
Кроме государства на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции коммерческие банки срывают сроки выплаты и иных платежей с тем, чтобы деньги отдать в кредит под большие проценты. Большой выигрыш от роста цен получают монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит, повышают цены товаров, вызывая тем самым дополнительный спрос.
Нулевой вариант –
«автоматическая индексация»
1.5 Социально-экономические последствия инфляции
В экономической
практике субъектам рынка
Инфляция противоречиво воздействует на экономический рост. Незначительная инфляция (до 3-4% в год) способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.
Несоблюдение
же этой меры приводит к
далеко идущим негативным
Ещё одним последствием - отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
Инфляция также сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению доходности сбережений. Сбережения приносят все меньший реальный доход. На определенном этапе темпы роста цен могут обогнать ставку процента и придать ей отрицательное значение. В этих условиях сбережение теряет экономический смысл. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. С развитием инфляции вкладчики (в целях защиты своих сбережений) направляют их на приобретение высокодоходных бумаг, иностранной валюты, материальных ценностей - недвижимости, драгоценностей, произведений искусства, потребительских товаров длительного пользования. Накопления в обществе приобретают преимущественно товарно-материальную форму. Большая часть населения, не имеющая возможности такого использования своих сбережений, направляет их на расширение текущего потребления и спроса. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.
Утрата стимулов
к денежным накоплениям
Инфляция негативно
сказывается на инвестициях.
Инфляция сказывается
на состоянии государственных
финансов. С одной стороны, финансируя
дефицит бюджета путем
С другой
стороны, инфляция
Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
Следующее последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. И в завершение особо отметим, что рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы
Негативные
последствия инфляции
Важным
последствием инфляции
Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции