Совершенствование денежно-кредитной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Банка России и анализ их практического применения.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:

1. Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики.

2. Провести анализ принципов денежно-кредитной политики.

3. Выявление проблем и отражение путей решения проблем денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России 5
1.1. Социально-экономическая сущность и методы денежно-
кредитной политики России

5
1.2. Принципы денежно-кредитной политики России 9
1.3. Денежно-кредитное регулирование 11
2. Анализ денежно-кредитной политики России 17
Реализация денежно-кредитной политики в 2010 году
17
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

25
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа на 2011-2013 год
28
2.4. Политика валютного курса 32
3. Совершенствование денежно-кредитной политики России 34
3.1. Непреодолимые противоречия денежно-кредитной политики
России

34
3.2. Проблемы денежно-кредитной политики России 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Денежно-кредитная политика (копия).doc

— 1,005.00 Кб (Скачать документ)

      Курсовая политика в 2011 - 2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.

     На  стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит  использование механизма плавающего интервала допустимых значений стоимости  бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты.

     Указанный подход позволит сдерживать чрезмерно резкие колебания валютного курса, создающие риски для стабильности российской финансовой системы, и вместе с тем не будет препятствовать формированию рыночных тенденций курсовой динамики, обусловленных фундаментальными изменениями состояния мировой экономики, обеспечивая условия для адаптации участников рынка к плавающему валютному курсу. Эластичность границ и ширина операционного коридора будут постепенно меняться в рамках решения задачи повышения гибкости курсообразования.

     В переходный период порядок проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать использование целевых покупок или продаж иностранной валюты, осуществляемых в заранее установленных объемах и интервалах. Параметры проведения данных операций будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков на ожидания экономических агентов, состояние внутренних финансовых рынков и динамику основных показателей денежно-кредитной сферы.

     В 2011 - 2013 годах основными факторами  изменения курса рубля будут  баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции (3, С. 25).

            3. Совершенствование денежно-кредитной политики  России

    3.1. Непреодолимые противоречия  денежно - кредитной

      политики  России

     Денежно-кредитная  политика всегда и везде сталкивается с тремя противоречиями, которые она не в состоянии преодолеть. Эти противоречия взаимообусловлены и порождаются коммерческим интересом, являясь его родимыми пятнами.

     Во-первых, основная проблема денежно-кредитного регулирования в том, что оно может осуществляться лишь при наличии на рынке выбора потребительских товаров. А влияет оно на производство товаров лишь постольку, поскольку в них заинтересован коммерческий капитал, поскольку он готов участвовать в инвестировании производства этих товаров. Коммерческий же капитал по своей сути живет непрерывным поиском сиюминутной прибыли в рыночной стихии товарно-денежных отношений. Сам по себе он не способен на планирование долгосрочных капиталовложений и соответствующее кредитование и не ищет возможностей участия в инвестировании промышленного и сельскохозяйственного производства, потому что такое производство может развиваться только при долгосрочном кредитовании под низкий процент и не дает дивиденда, который дают спекулятивные сделки.

     Поэтому денежно-кредитная политика, оказываясь главным средством влияния правительства  на рыночные отношения при политическом господстве, при диктатуре коммерческого  интереса, коммерческого капитализма  неизбежно ведет к деградации производства.

     Во-вторых, бумажные денежные знаки, электронные деньги, ценные бумаги, которые в современной экономике являются основными средствами обращения на рынке, в отличие от золота и серебра сами по себе не могут выступать в качестве товара, способного быть универсальным товаром. Их появление - прямое следствие бурного развития промышленного производства, которое стало настолько капиталоемким, выпускает такое количество продукции, что золота и серебра просто не хватит для обслуживания рыночных обменов и сделок, всевозможных кредитных операций. Бумажные дензнаки, электронные деньги, ценные бумаги выполняют функцию денег лишь потому, что государственная власть заставляет их признать таковыми и выступает гарантом, который незримо, присутствует при любых сделках, связанных с этими деньгами. Иначе говоря, эти виды денег способны выполнять свою функцию универсального товара благодаря государственной власти и тем действеннее, чем такая власть сильнее. Но это противоречит идеологическим целям либерализма в отношении государства, согласно либерализму влияние государства на рыночные отношения должно ослабевать и в идеале исчезнуть.

     В-третьих, денежно-кредитная политика, которая  обосновывается теоретической концепцией непрерывного уменьшения вмешательства  правительства в рыночные отношения, при логическом развитии неотвратимо ведет к тому, что рыночные отношения выходят из-под всякого контроля исполнительной власти. Тогда стихия спекулятивно-коммерческого интереса превращается в самодовлеющую силу, которая подрывает сами политические основания, на которых денежно-кредитная политика только и может осуществляться (7, С. 168).

     Денежно-кредитная  политика неизбежно приходит в столкновение с интересами экономических монополий, которые способны создавать свои собственные внутренние системы  товарно-денежных отношений. В этих внутренних системах товарно-денежных отношений роль денег при товарообмене может быть сведена к минимуму и товар может обмениваться на товар по иной, не рыночной стоимости, так как цена обращающегося внутри монополий товара подлаживается под их сложные интересы организации максимального влияния на экономику. То есть, монополии создают мощные препятствия стихии рынка. Если прибегнуть к образным сравнениям, монополии выступают несокрушимыми волнорезами, о которые разбивается стихия спекулятивно-коммерческого интереса и коммерческого капитализма. Когда политическая власть превращается в диктатуру коммерческого интереса, в диктатуру идеологического либерализма, она получает возможность разрушать экономические монополии ради осуществления денежно-кредитной политики, ради создания условий для наибольшего сиюминутного роста коммерческих капиталов.

     Все три приведенных противоречия денежно-кредитной  политики отчетливо проявляются  в современном мире, в котором  идет повсеместное наступление коммерческого интереса в экономике и в политике ради установления господства глобального коммерческого капитализма с единым мировым правительством, призванным это господство обслуживать. Последнее десятилетие на всем капиталистическом Западе и в мире в целом усиливается влияние олигархического коммерческого капитала и идеологии либерализма на массовые настроения и на политику правительств. Даже на богатом Западе производство, требующее долгосрочного и среднесрочного кредитования, переживает не лучшие времена. Во всех западных странах роль денежно-кредитных инструментов регулирования рыночных отношений усиливается, подготавливая упадок базовых отраслей экономики, требующих стратегических капиталовложений - то есть энергетики, транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры, инфраструктуры, обеспечивающей долгосрочную и планируемую в интересах производства подготовку кадров. Это выражается и в образе жизни большинства населения в этих развитых капиталистических странах, в их стремлении жить сегодняшним днем, не заботясь о будущем. 

     3.2. Проблемы денежно-кредитной  политики  России

      Проведение  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий  экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

      Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным  Банком наиболее рациональных мер).

      Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния  внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

      Нестабильность  российской экономики приводит к  нестабильности спроса и предложения  на кредитном рынке, выявляя положительные  и отрицательные стороны методов  кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог  ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

      Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых  доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен  для различного рода махинаций (6, С. 21).

      Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

      Дефицит денежной массы в обращении и  устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

      Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного  оборота многообразны. К ним можно отнести:

      - экономический кризис;

      - кризис неплатежей;

      - кризис наличности;

      - плохая организация системы межбанковских  расчетов;

      - замедление расчетов.

      Сознательное  сокращение прибыли и доходов  предприятий с целью ухода  от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

      Резкий  рост налично-денежного оборота  приводит к увеличению издержек государства  на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

      Выполняя  расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

      Денежный  рынок наличности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем  кассовых операций и т.д. Такие риски  приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций. 

      Другой  негативный фактор заключается в  том, что скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

      Кроме того, одной из основных проблем  денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в  обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

      На  современном этапе развития денежно-кредитной  сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для  решения наиболее срочных проблем (4, С. 262). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование денежно-кредитной политики России