Совершенствование системы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

Курсовая работа состоит из двух основных глав. Первая глава посвящена общим вопросам организации безналичных расчетов. Во второй главе курсовой работы говорится о прогнозировании дальнейшего снижения доли наличных денег в объеме платежей, проблемы и недостатки осуществления безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенствованию платежно-расчетной системы, которые могут повысить результативность и качество работы коммерческих банков в данном направлении.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов
1.1 Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ
1.2 Классификация, и инструменты безналичных расчетов
1.3 Формы безналичных расчетов в соответствии с современным законодательством РФ
1.4 Основные направления совершенствования безналичных расчетов
1.5 Создание эффективной электронной платежной системы
Глава 2. «Безнал выживает наличку»
Заключение
Список литературы и другие источники информации

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ДКБ.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     К сожалению, существующая в России неопределенность правовых условий на данный момент порождает правовой риск.

     Осуществление расчётов преимущественно по банковским счетам. Наличие банковских счетов, как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчётов. Безналичные расчёты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счёт. Для расчётного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счёта – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом.

     Экономические принципы безналичных расчетов:

     Принцип срочности платежа означает осуществление  расчетов исходя из сроков, предусмотренных  в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и так далее.

     Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

     Срочный платеж может совершаться:

  • до начала торговой операции, то есть до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж);
  • немедленно после завершения торговой операции (например, платежным поручением плательщика);
  • через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

     На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.

     Досрочный платеж – это выполнение денежного  обязательства до истечения оговоренного срока.

     Отсроченный платеж характеризует невозможность  погасить денежное обязательство в  намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, то есть продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств. 
Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

     Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности  платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у  плательщика или его гаранта  ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

     В зависимости от характера ликвидных  средств, следует различать оперативную  и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства).

     Оперативное обеспечение платежей может иметь  разнообразные формы (в том числе  и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю). Перспективная  обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

     Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.

     Каждое  предприятие, организация могут  иметь в банке только один основной счет – расчетный или текущий. Расчетные счета открываются  всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

     Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.

     Самостоятельность владельца текущего счета существенно  ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Классификация безналичных  расчетов 

     Основу  классификации безналичных расчетов составляют вид расчетного документа, способ организации платежей, характер экономических связей и состав участников.

     В зависимости от вида расчетного документа  различают: расчеты платежными требованиями, расчеты инкассовыми поручениями, расчеты платежными поручениями, расчеты  чеками, расчеты аккредитивами.

     Расчетные документы на бумажных носителях оформляются на бланках определенного формата, изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

     В зависимости от способа организации  платежа, различают следующие безналичные  расчеты:

  • расчет путем зачета взаимных требований;
  • плановые расчеты, то есть перечисление денег со счета покупателя на счет продавца, исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или оказанных услуг;
  • факторинговые операции, то есть передача долговых обязательств предприятий факторинговым учреждениям;
  • лизинговые операции, то есть услуги по аренде с правом последующего выкупа;
  • расчеты в полной сумме, указанной в расчетном документе (глобальный платеж), и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
  • расчеты с гарантированным платежом, то есть с предварительным депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счет покупателя, и расчеты без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика.

     В зависимости от характера экономических  связей безналичные расчеты подразделяются на:

  • иногородние, то есть расчеты между предприятиями, счета которых открыты в учреждениях банка, находящихся в различных городах;
  • одногородние, то есть счета предприятий открыты в банках одного города или разных, но обслуживаемых одним вычислительным центром;
  • расчеты по товарным операциям, то есть за товары, услуги, выполненные работы, и расчеты по нетоварным операциям, то есть расчеты, связанные с распределением денежных накоплений по кредитным операциям, и так далее.

     Особенности реализации продукции диктуют деление  безналичных расчетов на прямые, то есть осуществляемые непосредственно  между поставщиком и потребителем, и расчеты по транзитным операциям, когда в реализации продукции участвует промежуточное звено.

 

      1.4 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях 

     В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в  том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

     Для коммерческих банков расчеты – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около две трети всего операционного времени работы банков.

     Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика.

     Особое  место в совершенствовании безналичных  расчетов занимает повсеместное внедрение  новаций в проведение безналичных  расчетов.

     Суть  инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:

  • «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;
  • самообслуживание;
  • дистанционное обслуживание;
  • использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);
  • создание телефонных центров;
  • предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий

     Во  многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без  посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.

     Современные тенденции развития безналичных  расчетов обусловлены интенсивным  развитием современных информационных технологий и основаны не на развитии новых форм платежных инструкций, а на создании принципиально нового механизма безналичного денежного обращения на основе использования так называемой безбумажной технологии.

     Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и дискеты.

     Во  многих странах сегодня повсеместно применяются IT-технологии и развивается e-banking. Эти услуги предоставляют клиенту возможность удаленного управления своим счетом с использованием тех или иных телекоммуникационных сетей. В нашей стране уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. Вряд ли ее обороты можно назвать очень большими, однако данная услуга успешно развивается и доказала свою перспективность в Беларуси. Несмотря на недоверие большинства населения к Интернет-технологиям, число клиентов, предпочитающих дистанционный способ общения с банком постепенно увеличивается. Специалисты банков отмечают, что клиенты все чаще используют Интернет не только для проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для работы с банковскими продуктами.

     Интернет-банкинг  является наиболее совершенным и  перспективным воплощением технологии домашний интернет. В отличии от системы «Клиент-банк», Интернет-банкинг  не привязан к конкретному компьютеру с установленным программным  обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Таким образом он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере. В нашей стране подобные услуги оказываются банками только корпоративным клиентам - юридическим лицам. Банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а так же по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь.

Информация о работе Совершенствование системы безналичных расчетов