Совершенствования и дальнейшего развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе.

Содержание

Введение 4
1.Общая характеристика банковской системы. 7
1.1. Понятие и сущность банковской системы 7
1.2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками 18
2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь 28
2.1. Зарождение банковской системы 28
2.2. Советская банковская система 37
2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Республике Беларусь 45
3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52
3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52
3.2. Новые технологии в банковском деле 66
3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74
Заключение 81
Список литературы 85

Работа состоит из  1 файл

Банковская система РБ 1.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

Кредиты экономике на 01.06. 2000, составили 604,2 млрд. рублей (рубли и иностранная валюта в рублевом эквиваленте), из них: кредиты в национальной валюте — 290,8 млрд.рублей и кредиты в иностранных валютах — 549,7 млн. в эквиваленте долларов США (64,с.22). Доля сомнительных и просроченных кредитов в целом по всей задолженности — 12%.

      Правлением  Национального банка Республики Беларусь 27 января 2000 года на расширенном заседании руководителям органов управления банками была поставлена задача обеспечить неукоснительное соблюдение законодательных и нормативных документов, своевременное взыскание просроченных и сомнительных кредитов с применением комплекса предусмотренных  законодательством мер, не допуская наличия доли просроченных и сомнительных кредитов в кредитном портфеле банка более 10%. По международным стандартам превышение этого норматива крайне нежелательно.

      На 01.06.2000 не имели просроченных и сомнительных кредитов 5 банков, не превысили 10% долю 19 банков, то есть большинство. Не соответствует норме вышеуказанный показатель у 4 банков.

      В нашей стране осуществляется ряд  мер нормативно-правового и организационного характера, в частности по повышению кредитной дисциплины (включая усиление личной ответственности руководителей предприятий-заемщиков и руководителей банков), и в первую очередь по валютным кредитам.

      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2000 года №124 банки получили право направлять своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременный возврат кредитов в иностранной валюте; осуществлять контроль за движением средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц; взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения просроченных кредитов в иностранной валюте; принимать решения о приостановлении выдачи средств на выплату заработной платы работникам аппарата управления юридических лиц сверх минимального потребительского бюджета на одного работающего и т.п.

      Национальный  банк Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2000 года №162 получил право налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 минимальных заработных плат за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам; требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности в случае неоднократного нарушения (два и более раза в течение года) этим банком установленных Национальным банком экономических нормативов и неисполнения нормативных правовых актов, повлекших неплатежеспособность банка либо создавших угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка.

      К руководителям банков, в которых выявляются нарушения банковского законодательства, Национальный банк применяет в полном объеме право назначения внеочередной аттестации на профессиональную пригодность. Повышается внимание Национального банка к уровню работы высшего и среднего управленческого персонала таких банков, организации внутреннего контроля в нем, к достоверности учета и отчетности. Оценку уровню управления в этих банках дают специально направляемые в них проверки.

      Банковский  сектор с социальной, общественной точки зрения — это сектор повышенного риска. У руководства банков не должно быть чувства безнаказанности или иждивенчества по отношению к банковскому сообществу, Национальному банку или государству.

      Третьим фактором, повышения надежности банковской системы является готовность населения хранить свои сбережения в белорусских банках.

      Рост  вкладов физических лиц в банках республики устойчиво продолжается. За январь — май 2000 года вклады населения увеличились на 93,4 млрд. рублей, в том числе на 28,2 млрд. рублей в национальной валюте, в свободно-конвертируемой — на 26 млн. в эквиваленте долларов США. В итоге вклады населения составили на 1 июня текущего года 184,8 млрд. рублей, в том числе в национальной валюте — 55,1 млрд. рублей, в иностранной валюте — 227,6 млн. в эквиваленте долларов США (60,с.117). Это существенный (прежде всего в отношении иностранной валюты) источник ресурсов для белорусских банков, расширению использования которого необходимо всемерно содействовать. Работа в этом направлении ведется..

      С активным участием центрального банка нашей страны, ряда других министерств и ведомств закончена разработка проекта Закона Республики Беларусь «О гарантировании возврата банковских вкладов физических лиц». Цель данного проекта — обеспечение гарантии физическим лицам по возврату их денежных средств, размещенных во вклады в банках, в тех случаях, когда банк самостоятельно не в состоянии исполнить свои обязательства перед гражданами. Механизм реального гарантирования государством защищенности вкладов физических лиц в банках от возможных банкротств, предлагаемый в законопроекте, позволит повысить авторитет национальной банковской системы в глазах вкладчиков. В итоге это должно обеспечить привлечение в экономический оборот значительного объема денежных средств, сосредоточенных у населения республики.

      В соответствии с проектом закона гарантом возврата вкладов от имени государства должна стать специализированная организация — Государственная резервная корпорация гарантирования возврата банковских вкладов в банках.

      В случае принятия этого закона в Беларуси будет создана система защиты вкладов населения, отвечающая, с одной стороны, экономическим возможностям страны, с другой — международным рекомендациям по обеспечению сохранности вкладов физических лиц. Система на более высоком уровне продолжит выполнение той экономической и социальной функции, которую в настоящее время выполняет Гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц при Национальном банке Республики Беларусь.

      Четвертым фактором обеспечения стабильности банковской системы является адекватное и своевременное реагирование на возникающие в банках проблемные и кризисные ситуации. Существенный шаг в этом направлении позволяет сделать Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 № 423-3. Он устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) либо объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве). Документ регулирует порядок и условия проведения производства по делам о банкротстве, осуществления мер по предупреждению несостоятельности и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты интересов должника.

      Положения Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в целом соответствуют международным требованиям и стандартам, предъявляемым к процедуре признания кредитных организаций экономически несостоятельными (банкротами).

Пятым и ключевым фактором в повышении  надежности банковской системы необходимо рассматривать совершенствование банковского надзора.

      Банковский  надзор существует в разных формах более 100 лет. Наибольшего развития он достиг в странах Западной Европы и США. В последние 25 — 27 лет банковский надзор начал интенсивно развиваться и в других государствах (58,с.107).

      В Беларуси надзорная деятельность начала развиваться с 1987 года, то есть с создания еще в Белорусской ССР специализированных банков, а затем первых коммерческих банков. В структуре Национального банка Республики Беларусь было создано Управление по работе с коммерческими банками, которое после переименовали в Управление по регулированию деятельности банков. На его базе в 1992 году образовано Управление по надзору за деятельностью банков, а в областных главках Национального банка — региональные надзорные подразделения. С 1996 года банковский надзор получил следующее организационное строение — департамент, управления, отделы, секторы.

      В настоящее время надзорные функции  в системе центрального аппарата Национального банка выполняет Департамент банковского надзора, состоящий из двух управлений и нескольких самостоятельных отделов. В областных главках также имеются подразделения, осуществляющие контроль за работой филиалов банков, которые расположены на подведомственной им территории. Общая численность сотрудников Национального банка, работающих в центральном аппарате и подразделениях банковского надзора на территории республики, составляет около 110 человек (61,с.8).

      Национальный  банк Республики Беларусь ставит своей целью обеспечить международный уровень качества работы и надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты нашей страны, процедуры банковского надзора должны соответствовать требованиям, принятым во всем мире.

      Кратко  и наиболее концентрированно международные требования по организации эффективного банковского надзора сформулированы в виде Основных Базельских принципов. Часть требований этих принципов в республике уже выполняется. Рассмотрим несколько самых основных.

      Еще в начале 90-х годов были приняты национальные законы для банковской деятельности, которые затем были развиты и детализированы в Банковском кодексе Республики Беларусь. Созданы органы банковского надзора с четко разграниченной ответственностью и задачами для каждого органа. Им предоставлена достаточная оперативная самостоятельность. Налажен информационный обмен и координация между различными контрольными органами, ответственными за контроль банковской деятельности. Сделаны шаги по повышению прозрачности работы банков. Налаживается система обмена информацией с иностранными надзорными органами и многое другое.

      С 1 января 2000 года банки республики при определении всех экономических нормативов перешли на расчет двухуровневого капитала банка, который широко применяется в международной практике. Он более реально отражает финансовую устойчивость банка посредством ограничения влияния на размер капитала нестабильных источников.

      Начато  также использование других модифицированных экономических нормативов, в частности это касается: соотношения высоколиквидных и суммарных активов банка; совокупной величины кредитов акционерам (участникам) кредитной организации и максимального размера кредитов инсайдерам кредитной организации. Это существенно расширяет возможности контроля со стороны Национального банка за степенью устойчивости и надежности белорусских банков.

      Вместе  с тем по некоторым направлениям, обеспечивающим соответствие международным требованиям для эффективного надзора за банками, еще многое предстоит сделать. Важнейшие среди них: устойчивость макроэкономической политики, эффективная рыночная дисциплина, обеспечение высокого уровня защиты депозитов граждан в банках, существенное повышение уровня юридического и материального обеспечения надзорной деятельности, достижение в республике принятых в мировой практике стандартов бухгалтерского учета и другие.

      В целях совершенствования банковского  надзора необходимо прежде всего  повысить оперативность и достоверность оценки финансового положения банка. Выполнение большинства экономических нормативов контролируется по данным баланса банка на первое число месяца. Этот процесс хорошо отлажен надзорными органами методологически и организационно. Однако, во-первых, финансовое положение банка может серьезно меняться, даже за месячный период, то есть между двумя контрольными датами. Во-вторых, на составление банками пруденциальной отчетности, ее получение и проверку надзорными органами при существующей технологии уходит 18 — 20 дней, что влияет не лучшим образом на принятие по-настоящему оперативных мер в отношении банка — время оказывается упущенным. В-третьих, банки научились на первое число месяца «выводить» необходимый показатель, который может существенно отличаться от реального.

      Необходимо  разработать методологию пруденциального контроля банка на 4 — 5 внутримесячных дат, а в перспективе перейти по нескольким ключевым показателям на ежедневный контроль. Для этого нужно в полной мере использовать все возможности автоматизированного получения и обработки надзорной и аналитической информации по банкам.

      С другой стороны, все более понятной становится необходимость построения прогнозов финансового положения отдельных банков и банковской системы в целом на перспективный период — от нескольких месяцев до 1 — 3 лет (59,с.320). Потребность в таких расчетах становится особенно острой, когда необходимо оценить последствия изменений для банков в их работе в макроэкономических условиях. Следует также существенно усовершенствовать методологию проверок банков на местах, приблизив ее к лучшим международным стандартам.

      Более активную роль в контроле за работой банков, получая необходимую информацию, могут играть акционеры, клиенты банков. В этих целях, в соответствии с мировой тенденцией к повышению прозрачности банков, в Национальном банке разработаны Правила информирования общественности о банках и небанковских финансовых организациях, которые утверждены Правлением Национального банка Республики Беларусь и направлены для исполнения во все банки страны.

Информация о работе Совершенствования и дальнейшего развития банковской системы