Совершенствования и дальнейшего развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе.

Содержание

Введение 4
1.Общая характеристика банковской системы. 7
1.1. Понятие и сущность банковской системы 7
1.2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками 18
2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь 28
2.1. Зарождение банковской системы 28
2.2. Советская банковская система 37
2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Республике Беларусь 45
3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52
3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52
3.2. Новые технологии в банковском деле 66
3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74
Заключение 81
Список литературы 85

Работа состоит из  1 файл

Банковская система РБ 1.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

      Этот  важный вывод объясняет нежелание  Национального банка делать поспешные шаги. В то же время не теряет актуальности рекомендация «не упустить свой шанс», поскольку «мелкие и средне фирмы, обладающие высокой восприимчивостью к инновациям и быстрой адаптацией к меняющимся ситуациям на рынке, получают новые возможности увеличить свое значение в мировой экономике».

      Представители мировых финансовых институтов отмечают изменение финансового рынка. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров роль. Деньги сами превратились в товар, а спекуляция на курсе валют в наиболее выгодную рыночную операцию. Объем ежедневных валютных сделок на мировых рынках вырос с 0,25 млрд. USD в 1985 году до 1 млрд. в 1990 и 4 млрд. в 1995 году. На доллар товаров или услуг приходится 7-8 долларов валютных трансфертов(62,с.47).

      Компьютеризация, системы электронных счетов, спутниковая  связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояний и государственных границ. Во многих случаях игнорируются запреты Центральных банков. В этой связи представители коммерческих банков высказывают опасение, что Национальный банк полностью перекроет каналы электронных потоков банковской информации. Это будет мера от бессилия организации контроля банковской системы.

      Некоторые биржи Европы — Парижская, Амстердамская, Брюссельская, ориентируясь на Нью-Йоркскую биржу, производят котировки в долларах. Всё это негативные факторы для существования евро. Однако необходимо признать, что в мире окончательно сложилась биполярная валютная система доллар — евро. Рынок евро составляет 30 млрд. USD и сравним с рынком американского доллара.

      Евро  стало реальностью. В этой ситуации разумная для Беларуси стратегия свести к минимуму негативные последствия частичного перевода на евро международных расчетов и одновременно воспользоваться преимуществами этого явления. В Беларуси, России, в Украине объём торговых операций в новой валюте небольшой и составляет 100-120 евро на душу населения. Для сравнения, Чехия, Венгрия, Польша имеют оборот в 3000-4000 евро на человека (62,с.48). Однако для Беларуси существует объективная необходимость используя новую валюту закрепиться на европейском рынке. Кредиты европейских стран будут в евро, товары выгодно покупать в евро. Работа с евро не только уменьшит затраты на валютные операции Беларуси, но и позволит избежать курсовых колебаний, кроме того, она обеспечит прозрачность европейского рынка. Наконец, оплата «Газпрому» может идти в евро, поскольку зарубежные клиенты этой структуры находятся в Европе.

      Банк  «Commerzbank» имеет уставной капитал 200 млрд. DEM, активов 750 млрд. DEM и представлен во всех регионах мира. В Беларуси Банк готов предоставлять кредиты государству, предприятиям, коммерческим банкам и осуществлять портфельные инвестиции, может работать со средствами населения. Кредитам для коммерческих банков отдается преимущество. Эти кредиты имеют меньший риск из всех возможных операций «Commerzbank». Кредиты предприятиям ограничены несколькими параметрами.

      Во-первых, из-за высокого риска не могут финансироваться  долгосрочные проекты. Соответственно приемлемый для банка период кредитования и период реализации проекта во многих случаях не совпадают.

      Во-вторых, кредиты гарантируются для малого числа предприятий: нет выбора. Соответственно «Commerzbank» не использует имеющиеся кредитные ресурсы.

      В-третьих, сформированный кредитный портфель не очень качественный. Заемщики слабо прорабатывают проекты, не рассматриваются альтернативные варианты.

      В-четвертых, ненадежны резервы, поскольку они  осуществляются в белорусских рублях при этом валюта, необходимая для резервирования, пересчитывается по курсу Национального банка. Это уменьшает величину резерва в два раза.

      В-пятых, слишком много просят кредитов под  гарантию государства. Кредиторы слабо представляют совокупные объекты гарантии. Теряется прозрачность в обязательствах государства и соответственно уменьшается допустимый кредит.

      Основная  проблема «Commerzbank» в Беларуси: «Не соблюдаются принципы отношений заемщика с кредитором. Много просроченных кредитов, которые просят продлить. На Западе это не принято».

      Вопрос  с портфельными инвестициями не решен  в принципе, поскольку в Беларуси нет свободной продажи акций. Кроме этого белорусские предприятия не прошли международный аудит. Потенциально будут покупаться акции, доходность которых не менее 30%, чтобы компенсировать оперативный риск белорусского менеджмента. «30% — это не дивиденд, а только чувство, что прибыль есть. Западные инвесторы готовы реинвестировать всю прибыль в развитие бизнеса. По опыту Восточной Германии они знают — надо пережить этап реструктуризации производства».

      Банк  готов создать местные филиалы  и работать со средствами населения. Он может дать полную гарантию. Опасения могут быть только у самого банка из-за возможных конфликтов с банками-резидентами.

      Сейчас  у руководства «Commerzbank» сложилось впечатление, что Беларуси не очень хочется привлекать западный капитал в банки и предприятия, хотя такая возможность есть (62,с.49). Власти должны понять, что инвесторы не будут долго и много торговаться, у них большой выбор. Выбирают страны с приемлемыми условиями.

      Глобализация  финансового рынка западных стран  привела к нарушению стабильности. Это находит выражение в мировых финансовых кризисах. Несмотря на могущество и относительную свободу крупнейших субъектов рынка — олигопольных финансовых структур, последние не в состоянии регулировать стихийные процессы мирового рынка. Зависимость между денежной массой, находящейся в обращении, и динамикой номинального ВВП в мировом масштабе утеряны. Это поняли в западных странах. Президент США предложил мораторий на электронную торговлю (52,с.125). Очень жесткая позиция Франции.

      Национальный  банк Беларуси будет действовать  осторожно и осмотрительно. Форсированный неконтролируемый вход в систему международных финансовых отношений превратит незначительные возмущения в угрозу национальной безопасности.

      Негативные  явления не нарушат поступательное развитие. Контролируемая глобализация банковской системы имеет больше выгод, чем угроз. Уже в настоящее время из 27 функционирующих банков в Беларуси 15 имеют долю иностранного капитала из России, Австрии, США, Швеции и других стран. Национальный банк активно стимулирует привлечение иностранного капитала в свободные экономические зоны (СЭЗ). Разработано соответствующие «Положение». Минимальный уставный фонд для регистрации банков в СЭЗ снижен с 5 млн. ЕВРО до 0,5 млн. ЕВРО. Снят ряд нормативных ограничений. Одновременно предусмотрена профилактика риска физических лиц. Вклады физических лиц в банки СЭЗ допускаются только, если эти лица акционеры (собственники банка) или нерезиденты.

 

     Заключение

    Подводя итог выполненной работы, сформулируем основные результаты исследования и  выводы, сделанные на их основе:

    1. Проводимое Национальным банком  денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь. Результаты исследований показали, что в последние годы, начиная с 1991, нет должной увязки между конечными и промежуточными целями и применением инструментов денежно-кредитного регулирования. Достижения намечаемых показателей по экономическому росту осуществлялись за счет экстенсивных факторов денежно-кредитной политики при ухудшении качественных макроэкономических показателей. Так, в 1997 году при приросте ВВП на 10% прирост денежной массы составил 89%, потребительских цен - 63%. В результате к 1.10.97г. общие потери владельцев рублевых депозитов составили 4,8 трлн. рублей. Таким образом, полученный рост ВВП был профинансирован за счет обесценивания средств держателей белорусских рублей и роста просроченной задолженности за поставленные в республику энергоносители (93,6 млн. долларов США). Неоправданная эмиссия оказала отрицательное давление на многие показатели. Официальный валютный курс Национального банка и политика в этой области способствовали снижению экспорта, падению рентабельности производства, росту бартерных операций, что сдерживало обновление основных фондов, приводило к ухудшению экономических показателей, и, соответственно, к потерям доходных составляющих бюджета. Результатом политики низкой учетной ставки является ускоренная девальвация национальной валюты, высокий уровень инфляции, обесценение инвестиционных ресурсов банков, растущая долларизация экономики, что в 1998 году привело к росту потребительских цен на 181,7%. В итоге, достигнутый в 1997-1998гг. рост ВВП на основе эмиссионного кредитования представляет собой не что иное, как ускоренную выработку истощающихся собственных ресурсов предприятий и банков и «проедания» сбережений населения.

          2. Механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, предполагает разработку и принятие Банковского кодекса, который должен определить: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важно определить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимо усилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикой государства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразно связать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства.

      3. Конечными целями денежно-кредитного  регулирования являются: достижение  устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;

существенное  снижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса за счет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;

    обеспечение роста инвестиций.

   Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:

  • поддержание темпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектора экономики;
  • рост иностранных активов банковской системы республики;
  • положительные значения реальных процентных ставок;
  • стабильную динамику валютного курса белорусского рубля.

     4. Для достижения стратегических  и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.

    Представляется  необходимым реализовать систему  мер по регулированию двух противоречивых макроэкономических тенденций: с одной стороны- укрощение инфляции, с другой стороны - обеспечение роста ВВП и уменьшение безработицы. В отличие от классических западных подходов, которые решают раздельно или проблему инфляции, или проблему роста объема производства и сокращения безработицы, сочетание денежно-кредитной политики «дорогих» денег и селективного подхода к использованию политики «дешевых» денег (только в целях обеспечения инвестиций и воспроизводства) позволяет регулировать процессы увеличения ВВП, снизить безработицу и инфляцию. В итоге денежно-кредитная политика должна быть не жесткой или мягкой, а стимулирующей эффективное производство.

     Цели  денежно-кредитной политики определяют содержание и структуру денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики, которое включает политику Национального банка в области учетной ставки, операций на открытом рынке в области обязательных резервов, валютного регулирования, установления экономических нормативов для регулирования банковской деятельности.

     5. В целях повышения эффективности  функционирования банковской деятельности необходимо более широко использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь, который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежной сферы. Усилившиеся на современном этапе тесные связи между Национальным банком и правительством не означают, что государство может безгранично влиять на политику Национального банка. Существенная степень независимости последнего является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможности правительства по использованию ресурсов Национального банка для покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранее невозвратных кредитов. В связи с этим представляется целесообразным, при сохранении статуса Национального банка Республики Беларусь в предусмотренном законодательством режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействия правительства, министерств и ведомств с Национальным банком, не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.

     6. Необходимым условием развития любой сложноорганизованной социальной системы, не ограниченной принципом единоначалия, является наличие диалектических противоречий между различными органами ее управления, а в вытекающей отсюда необходимости компромиссов берут свое начало взаимное сдерживание и равновесие этих органов, которые обеспечивают соблюдение законных прав управляемых субъектов. Государственное управление банковской системой обеспечивает соблюдение законных прав и интересов кредитных организаций, их кредиторов и вкладчиков при условии, если на верхнем уровне банковской системы реализована система сдержек и противовесов между различными органами управления.

Информация о работе Совершенствования и дальнейшего развития банковской системы