Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5

1.1. Валютные операции и их виды 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8

2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12

2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12

2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19

3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27

Заключение 35

Используемая литература 37

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ДКБ, Баженова Т.А, 07-ф-10.docx

— 82.34 Кб (Скачать документ)

     Принципы  валютного регулирования. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле" основными принципами валютного регулирования и валютного  контроля в Российской Федерации  являются:

     1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

     2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

     3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

     4) единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;

     5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  проведении валютных операций.

     Объектом  валютного регулирования выступают  порядок и условия проведения операций в валютах, операций и сделок с другими платежными средствами, которые выражены в валютах, валютными  ценностями и т.д.

     Методом валютного регулирования является установление или изменение соотношения  спроса и предложения валют на рынках.

     Предметом валютного регулирования могут  быть купля-продажа иностранных  валют на внутреннем рынке страны; расчеты между резидентами и  нерезидентами в национальной и  иностранной валюте; трансфертные перемещения  реальных или финансовых ресурсов; сроки расчетов по текущим валютным операциям; обязанность и размеры  продажи экспортной выручки в  иностранной валюте на внутреннем рынке  или Центральному банку; количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических  лиц-резидентов; размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют. Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных  государствах резидентами, а на экономической  территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного  резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка).

     Субъекты  валютного регулирования - резиденты (юридические и (или) физические лица); нерезиденты (юридические и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты  и (или) нерезиденты).

     Способы валютного регулирования можно  разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.

     Не  меньшее значение для достижения целей валютной политики имеет валютный контроль. Валютный контроль - это комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых на основании закона специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками) и направленных на совершение валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также на выявление, предупреждение и пресечение нарушений данного порядка.

     Основной  целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эволюция  валютного регулирования  и контроля
    1. Создание  системы валютного  регулирования и  контроля

     Государственная валютная монополия была главным  принципом валютной политики СССР. Это означает, что государство  является единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрируется  в одних руках и распределяется из центра с помощью валютного  плана, имеет исключительное право  на совершение операций с валютными  ценностями, на управление принадлежащими ему золото-валютными резервами. Абсолютно все должны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР). Все важнейшие решения принимались Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомости имели ограниченную свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам. Валютная монополия традиционно рассматривалась в качестве составной части монополии государства на внешнеэкономические связи.

     Валютная  политика СССР, основанная на государственной  валютной монополии, сводилась главным  образом к перераспределению  валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и  финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными  резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких  операций вообще не могло быть).

     За  время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд изменений  и имела следующую периодизацию:

     -1917 - 1921 гг. - период валютного администрирования  ("валютный военный коммунизм");

     -1922 - 1926 гг. - период валютного регулирования;

     -1927 - 1985 гг. - административная валютная  политика государства ("новый  валютный военный коммунизм").

     -1986 - 1991 гг. - демонтаж государственной  валютной монополии и формирование  новой политики.

     Период  с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями валютных ценностей, а также монополией  Госбанка на проведение валютных операций.

     Но  начало НЭПа характеризуется изменениями в валютной политике государства. В 1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей государству, было разрешено свободное распоряжение валютой и драгоценными металлами, а также открытие валютных счетов. Правительство страны действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 г. вышел декрет, который давал самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на овладение валютным рынком, а термин "валютная монополия" просто отсутствовал.

     В 1922 г. в стране были созданы первые фондовые биржи, прошли первые официальные  котировки червонца на Московской товарной бирже. Разрешение валютных операций на биржах и банках совпало с началом  золотых и валютных интервенций  Госбанка.

     Но, начиная с 1927 г., происходят серьезные  изменения в валютной политике страны в пользу монополизации государством валютных операций. В этот период, как  и в последующие десятилетия, власть больше уже не уделяла должного внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом административными  мерами. Так, в СССР в области валютного  законодательства, по сути, не было ни одного настоящего закона, и даже пресловутый  принцип валютной монополии должным  образом не был юридически оформлен. Центральными моментами валютных актов  были определение понятия "валютные ценности", установление порядка  их вывоза и ввоза, а также исключительное право Госбанка на совершение на территории СССР сделок с любыми валютными ценностями.

     Валютное  регулирование в стране сводилось  к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки  наличных денежных знаков. Экономика  была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных  внешних влияний. Напротив, результатом  стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних  ставок.

     Только  в 1986 г. начинается демонтаж государственной  валютной монополии. С принятием  Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров  СССР №991 от 19.08.86 "О мерах по совершенствованию  управления внешнеэкономическими связями", №1074 от 17.09.87 " О дополнительных мерах  по совершенствованию внешнеэкономической  деятельности в новых условиях хозяйствования", Постановлений Совета Министров  СССР №1405 от 02.12.88 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и  иных общественных предприятий, объединений  и организаций", №203 от 07.03.89 "О  мерах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности", а также с принятием Порядка  перевода средств в иностранной  валюте на счета предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций от 02.12.88 правительство  продемонстрировало готовность ликвидировать  государственную валютную монополию.

     Предприятиям  была предоставлена возможность  оставлять себе часть валютной выручки  от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально  принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40-50% для предприятий машиностроительного  комплекса, 70% для аграрно-промышленного  комплекса и более низкие для  сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые министерства, Советы Министров республик могут централизовать до 10% валютных отчислений подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было зачислить на счета и использовать по поручении экспортной выручки, причем до 25% ее объема - для закупок потребительских товаров, медикаментов для нужд коллектива.

     Но  основные изменения в валютной политике произошли после распада СССР и были приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.

     Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего - либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 "О либерализации  внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Этот Указ положил  конец монополии государственных  внешнеэкономических ведомств на осуществление  экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников  между производителями экспортной продукции в нашей стране и  их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и  организациям независимо от форм собственности  осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.

     Коренные  преобразования в валютной политике страны были произведены с принятием  Закона РФ " О валютном регулировании  и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615-1. Он определил принципы осуществления  валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного  законодательства.

     Валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

     Валютные  операции осуществляются уполномоченными  банками, т.е. банками, имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.

     Существуют  три вида лицензий, позволяющих вести  валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.

     Банк, получивший лицензию на осуществление  операций в иностранной валюте, выполняет  функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.

     Основополагающая  роль в Законе РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле" отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими функциями:

     - определяет сферу и порядок  обращения в РФ иностранной  валюты и ценных бумаг в  иностранной валюте;

     - издает нормативные акты, обязательные  к исполнению в РФ резидентами  и нерезидентами; 

     - проводит все виды валютных  операций;

     - устанавливает правила проведения  в РФ операций с иностранной  валютой и ценными бумагами  в иностранной валюте, а также  правила проведения нерезидентами  в РФ операций с валютой  РФ и ценными бумагами в  валюте РФ;

     - устанавливает порядок обязательного  перевода, ввоза и пересылки в  Российскую Федерацию иностранной  валюты и ценных бумаг в  иностранной валюте, принадлежащих  резидентам, а также случаи и  условия открытия резидентами  счетов в иностранной валюте  в банках за пределами РФ;

     - устанавливает общие правила  выдачи лицензии банкам и иным  кредитным учреждениям на осуществление  валютных операций и выдает  такие лицензии;

Информация о работе Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений