Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 10:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие валютных операций;
Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.
Введение 3
1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5
1.1. Валютные операции и их виды 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8
2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12
2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12
2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19
3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27
Заключение 35
Используемая литература 37
Приложение
-
устанавливает единые формы
-
готовит и публикует
-
выполняет другие функции,
Открытие
российскими организациями
С
1 января 1994 года реализация гражданам
на территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) за наличную иностранную
валюту запрещена. При этом расчеты
между предприятиями и
Действующее
валютное законодательство запрещает
всем участникам внешнеэкономических
связей, а также физическим лицам
- резидентам вывозить и пересылать
за границу, ввозить и пересылать
из-за границы облигации
Ввоз
и пересылка иностранной
Закон
Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле"
установил не только основные понятия
валютного законодательства, обозначил
объекты и субъекты валютного
контроля, но и определил полномочия
различных государственных
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:
- Центральный банк Российской Федерации;
-
Правительство Российской
-
Государственный таможенный
В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный банк России была возложена функция основного органа валютного регулирования в стране.
ЦБ
России устанавливает единые формы
первичной учетной
Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным банком России, а также через агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.
Поспешно проводимая в начале 1990-х годов либерализация валютной политики привела к бегству капитала из нашей страны, нарастанию степени долларизации и росту внешнего долга. Поэтому необходимо проанализировать последствия либерализации валютной политики, чтобы предложить меры государственного регулирования указанных процессов.
Новое валютное законодательство России, основанное на положениях Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", является во всех отношениях более либеральным, чем предыдущее.
Разрешается использовать только три вида валютных ограничений:
Как показала практика применения Закона, его либеральный характер состоит прежде всего в положениях ст. 6, в соответствии с которой валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений.
Исключение до некоторых пор
составлял конечный перечень
валютных операций, связанных с
движением капитала, для проведения
которых органы валютного
Были пересмотрены состав и количество специальных счетов нерезидентов в валюте РФ, обязательных к открытию. До принятия Закона № 173-ФЗ нерезиденты могли открыть:
В соответствии с Законом № 173-ФЗ нерезиденты без ограничений могут открывать следующие конвертируемые счета:
Таким образом, до 2003г. специальные счета использовались с целью установления полного контроля над операциями нерезидентов, следовательно, в этой сфере валютного регулирования преобладали рестрикции. Закон № 173- ФЗ вводит уведомительный порядок осуществления операций на территории РФ, т.е. либерализует их. [7]
Со
времени вступления в силу Закона
в июне 2004 г. меры регулирования вводились
органами валютного регулирования
по строго ограниченному кругу валютных
операций в целях воздействия
на отдельные направления
Так, в области внешнеторговой деятельности Правительство РФ ввело только одно требование о резервировании в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона: расчеты и переводы резидентов в пользу нерезидентов в виде предварительной оплаты по импортным внешнеторговым договорам в случае, если предоставление работ, услуг в пользу резидента не было осуществлено по истечении 180 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N 302). Остальные виды валютных операций в области внешнеторговой деятельности проводились без ограничений.
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона Правительство РФ ввело требование о резервировании при осуществлении валютных операций резидентов в пользу нерезидентов для целей приобретения резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 204).
Банком
России было введено требование об
использовании специальных
Введение
перечисленных мер
Концепцией
Закона N 173-ФЗ была предусмотрена постепенная
либерализация валютного
Учитывая
наличие позитивных тенденций в
развитии экономики России - устойчивый
рост золотовалютных резервов, стабильность
курса валюты РФ, положительный платежный
баланс, низкие темпы инфляционных
процессов, с середины 2006 г. стали
вводиться меры по досрочной либерализации
валютного законодательства Российской
Федерации. Подобные действия законодательных
и регулирующих органов явились
также результатом
Сложившиеся макроэкономические факторы позволили Банку России как органу валютного регулирования уже в марте 2006 г. предпринять первые шаги по внесению изменений в нормативные акты, касающиеся либерализации валютного законодательства Российской Федерации.
Указанием Банка России от 20.03.2006 N 1676-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" было установлено, что обязательная продажа части валютной выручки осуществляется резидентами в размере 0% от суммы валютной выручки. Получение экспортной выручки полностью в иностранной валюте дало возможность предприятиям эффективно проводить расчеты с поставщиками экспортных товаров по агентским договорам в иностранной валюте. Для уполномоченных банков такой порядок обязательной продажи позволил осуществлять банковское кредитование экспортных контрактов клиентов с обеспечением возврата кредитных средств полностью за счет поступающей от нерезидента экспортной выручки. При реализации подобных схем возможно предусмотреть в договоре на банковское обслуживание (дополнении к нему) право уполномоченного банка на безакцептное списание поступивших средств экспортной выручки с транзитного счета клиента на текущий валютный счет и дальнейшее ее списание в погашение предоставленного кредита. Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона до 01.01.2007 действовала ст. 21 "Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке", то есть формально возможность введения Банком России иного размера обязательной продажи остается. Также остается в силе Инструкция Банка России от 30.03.2004 N 111-И, положения которой предусматривают обязательное открытие резидентам (юридическим лицам и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями) транзитных счетов для зачисления на них всех поступлений в их пользу в иностранной валюте, требование о представлении резидентом распоряжения на перечисление средств с транзитного счета на текущий валютный счет в течение 7 рабочих дней с даты зачисления.
Информация о работе Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений