Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, доклад
Основная цель курсовой работы- рассмотреть, как определяется количество денег, необходимое для нормального функционирования национального хозяйства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить монетаристскую и кейнсианскую концепции спроса и предложения на деньги;
- исследовать особенности предложение денег;
- проанализировать равновесие на денежном рынке.
Введение………………………………………………………………………3 – 4
1. Спрос на деньги: классическая и кеинсианская концепции……………5 – 13
2. Предложение денег. Денежный мультипликатор……………………..14 – 20
3. Краткосрочное равновесие на денежном рынке……………………….21 – 25
4. Долгосрочное равновесие денежного рынка…………………………..26 – 27
Заключение………………………………………………………………….28 – 30
Список литературы………………………………………………………………31
3) операции на открытом
рынке: купля или продажа
Эти операции связаны с
изменением величины банковских резервов,
а следовательно, денежной базы (подробнее
они будут рассмотрены в
Центральный Банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:
1) коммерческие банки
сами определяют величину
2) Центральный Банк не
может точно предусмотреть
3) величина определяется
поведением населения и
3. Краткосрочное равновесие на денежном рынке
Механизм любого рынка — это поиск равновесия. Вначале будем исходить
из предположения, что
предложение денег
допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег
будет фиксировано на уровне и на графике (рис. 2) представлено
вертикальной прямой
Спрос на деньги (кривая L на рис. 2) рассматривается как убывающая
функция процентной ставки для заданного уровня дохода (при неизменном
уровне цен номинальные и реальные процентные ставки равны). В точке
равновесия спрос на деньги равен их предложению.
Рис. 2. Равновесие денежного рынка
Гибкая процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок.
Экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от
изменения процентной ставки. Так, если, будет выше равновесной, то
предложение денег превысит спрос на них. Домашние хозяйства и фирмы,
у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от
нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные депозиты и т. п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось,
соответствует низкому курсу облигаций, поэтому будет выгодно скупать
дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будующем вследствие снижения. Банки и другие финансовые учреждения при
Рис. 3. Механизм денежного рынка
превышении предложения денег над спросом начнут снижать процентные
ставки. Постепенно через изменение экономическими агентами структуры
активов и понижение банками процентных ставок равновесие на рынке
восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.
Колебания равновесных значений процентной ставки и денежной массы
могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом
кривых спроса и предложения денег.
Так, например, увеличение уровня дохода (рис. 3,а) повышает спрос
на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги Ц ) и процентную ставку от i1 до i2. Сокращение предложения денег также ведет к росту процент-
ной ставки (рис. 3,6), и наоборот.
Рассмотрим более подробно ситуацию, изображенную на рис. 3,а.
В случае увеличения совокупного дохода спрос на деньги возрастает и де-
нежный рынок перемещается в новое состояние, которое характеризует
более высокая процентная ставка i2. Таким образом, вместе с ростом дохо-
да Y возрастает и процентная ставка i..Если отразить эти два фактора на
графике, то получим кривую ликвидности денег LM, известную в миро-
вой экономической науке как модель Хансена (рис. 4).
Эта модель иллюстрирует важную зависимость. Она показывает, что
для достижения равновесия на денежном рынке необходимо соблюдение
следующего условия: при данном предложении денег с ростом доходов
должна возрастать процентная ставка. Только в этом случае будет уве-
личиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс
Рис. 4. Модель Хансена
(кривая ликвидности денег LM)
облигаций, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит по-
купку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и позволит
поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии.
На рис. 3,5 показано, как предложение денег, за которым стоит ЦБ,
может изменять процентную ставку. Сокращая предложение денег (кри-
вая Мх1 смещается влево, в п о л о ж е н и е Ц Б способен повысить
процентную ставку, а значит замедлить инвестиционный процесс, сокра-
тить занятость и объем национального производства. В случае увели-
чения предложения денег в экономике произойдут противоположные
эффекты.
Политика систематического нарушения равновесия денежного
рынка для оказания влияния на уровень процентной ставки, а через
него на инвестиции и другие макроэкономические переменные полу-
чила название кейнсианской денежной политики.
Кейнсианская денежная политика — один из наиболее распространен-
ных способов государственного воздействия на экономику. К такому регу-
лированию процентных ставок через изменение предложения денег прибе-
гали в послевоенный период во многих западных странах, но практически
везде в конечном счете денежный рынок попал в так называемую ликвид-
ную ловушку.
ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА — это такая ситуация в экономике, когда воз-
растающее предложение денег Мsn уже не в состоянии вызвать дальней-
шее снижение процентных ставок (ниже i0) как видно на рис. 5. Если
процентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать
влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходит
замедление инвестиционного процесса, а значит, нет отсоса денег, нет
новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежного рынка.
Рис. 5. Ликвидная ловушка
Налицо, таким образом, инфляция, т. е. разрыв между реальным
сектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком.
По существу, в ликвидную ловушку попалось государство, так как оно
"открыло шлюз" для наращивания денежной массы М* ради стимулиро-
вания инвестиций и производства и в итоге спровоцировало предпочте-
ние ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от по-
купок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки
низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для
спекулятивных целей.
Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как
денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более
того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожида-
ний, нагнетающим ажиотажный спрос, побуждающий людей избавляться
от денег по причине резкого падения их покупательной способности, и
т. п. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную
политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку.
Условием такой политики является контроль за денежным предложе-
нием: рост денежной массы не должен превышать критической отметки,
когда процентные ставки падают до минимально возможного уровня.
Однако если экономика оказалась в ликвидной ловушке, то как из нее
выбраться?
Для выхода из ликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная
сила, и такой силой может быть только государство. Вот почему в ситуа-
ции ликвидной ловушки денежная политика оказывается неэффективной,
более того — инфляционно опасной. Государство вправе использовать
лишь финансовую (налогово-бюджетную) политику.
4. Долгосрочное равновесие денежного рынка
Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны
лишь для краткосрочного периода: изменение процентных ставок вслед за
изменением объема предложения денег происходит в течение двух-трех
месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно,
поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на
деньги и их предложением.
Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдать-
ся условие непопадания в ликвидную ловушку, т. е. даже если государство
будет жестко контролировать
предложение денег в
де, не приближаясь к критическому рубежу Мп , инфляционной опасности
ему не избежать. Почему? Дело в том, что каждое очередное впрыскивание
денег M'i,..., Ms5, ... способствует росту занятости и увеличению
доходов, которые будут не столько сберегаться, сколько направляться на
текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта
реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение
реальной ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного
спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к уве-
личению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств.
Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накопле-
ний, стимулируя, таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня
цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хо-
зяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет умень-
шить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эф-
фект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связан-
ное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояния полной
занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением
денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что
производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут
расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на
исходном уровне.
Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки
эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходы направляются
на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, а следова-
тельно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет
добиваться снижения процентных ставок, тем меньших результатов оно
будет достигать, тем, следовательно,
менее эффективной будет
состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной
ставки не зависит от того,
сколько раз государство
денег, т. е. не зависит от количества денег, которое государство вливает в
экономику.
Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в дол-
госрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому
уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее
название в экономической науке денежного (монетарного) правила
М. Фридмена, не включает процентных ставок:
где М — долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения
денег;
— долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального
дохода;
— темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции.
Если предположить, что долгосрочный (среднегодовой) темп изменения
национального дохода Y известен, то для выбора правильного значения М необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего неинфля-
ционному росту экономики.
Ожидаемый темп инфляции — целевой показатель. Это тот темп повы-
шения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не про-
водило краткосрочной денежной политики, направленной на снижение
процентных ставок и стимулирование экономического роста.
Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государст-
ва является стабилизация инфляционного процесса, превращение те-
кущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денеж-
ная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допус-
тима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на
фундаментальном уравнении равновесия М. Фридмена.
ПРИМЕР. Предположим, что государство взяло курс на проведение долго-
срочной неинфляционной политики экономического развития. Анализ пока-
зал, что среднегодовой темп роста денежной массы, определенный для
трехлетнего периода, должен составить 5%. Пусть в первом году ситуация
складывается так, что государство вынуждено пойти на краткосрочное де-
нежное регулирование процентной ставки, инвестиций и производства, в
результате чего ему придется увеличить денежную массу на 7%. Если в сле-
дующем году интересы занятости и производства потребуют сохранить
прежнюю денежную политику и государство опять увеличит предложение
денег тем же темпом (7%), то в последнем, третьем году ему не останется ничего другого, как ограничить предложение денег жестким лимитом в раз-
мере 1%. В противном случае оно выйдет за рамки долгосрочной денежной
стратегии, условия которой формулируются монетарным правилом, и эконо-