Спрос и предложение денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, доклад

Описание

Основная цель курсовой работы- рассмотреть, как определяется количество денег, необходимое для нормального функционирования национального хозяйства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить монетаристскую и кейнсианскую концепции спроса и предложения на деньги;
- исследовать особенности предложение денег;

- проанализировать равновесие на денежном рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 – 4
1. Спрос на деньги: классическая и кеинсианская концепции……………5 – 13
2. Предложение денег. Денежный мультипликатор……………………..14 – 20
3. Краткосрочное равновесие на денежном рынке……………………….21 – 25
4. Долгосрочное равновесие денежного рынка…………………………..26 – 27
Заключение………………………………………………………………….28 – 30
Список литературы………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

спрос и предложение денег.docx

— 313.85 Кб (Скачать документ)

мика рискует попасть  в инфляционный режим развития.

Заключение

Написав курсовую работу, я  могу подвести некоторые итоги:

 1. Деньги — одна из важнейших экономических категорий. По поводу их сущности многие экономисты придерживаются различных взглядов. Одни определяют деньги через присущие им функции: мера стоимости, средство

обращения, средство сбережения. Другие считают, что деньги — это  актив,

который повсеместно принимается  людьми как платежное средство. В  мак-

роэкономике под деньгами подразумевается определенный набор  денежных агрегатов, которые формируют денежную массу.

2. Состав и число используемых агрегатов различаются по странам, однако

чаще всего в экономическом  анализе пользуются агрегатом МЛ — наличные

деньги (банкноты и монеты) и агрегатом М2 — наличные деньги плюс депозиты КБ. В макроэкономике агрегат /W2 принято называть денежной массой М.

3. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством

банковской системы, включающей ЦБ и КБ. Центральный банк создает

наличные деньги, которые  поступают в экономику путем  покупки у насе-

ления, фирм и правительства  золота, иностранной валюты и ценных бумаг,

а также через предоставление правительству и КБ кредита. Одна часть

поступившей в экономику  наличности оседает в кассе домашних хозяйств

и фирм, другая попадает в  КБ в виде депозитов. Для поддержания  ликвид-

ности КБ из имеющихся у  них депозитов формируют на специальном  счете

в ЦБ обязательные резервы, размер которых в виде определенной нормы

доводится до них сверху. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, на-

зываемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд насе-

лению и фирмам.

4. Когда КБ выдают ссуды,  количество денег в экономике  возрастает на вели-

чину денежного мультипликатора; при возвращении ссуд денежная масса

сокращается в соответствии с тем же денежным мультипликатором. Сле-

довательно, КБ также принимают  участие в создании денег. Разница  со-

стоит лишь в том, что ЦБ создает наличность и обязательные резервы,

которые в сумме образуют денежную базу, а КБ — депозитные (кредит-

ные) деньги.

5. Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег.

Он определяется как отношение  денежной массы М к денежной базе Н:

т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из на-

личности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на сче-

тах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную

норме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданных

банковской системой, пропорционально  избыточным резервам, умножен-

ным на коэффициент денежной мультипликации.

6. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия прежде

всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяет

денежную базу и таким  образом оказывает мультипликационный эффект на

предложение денег. В его  распоряжении имеются также такие  инструменты,

как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит

к изменению кредитных  ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-

продажа государственных  облигаций). Эти операции оказывают  влияние на

величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.

7. Спрос на деньги — это желание населения и фирм иметь у себя опреде-

ленный запас платежных  средств. Он может быть трансакционным, по мо-

тиву предосторожности, спекулятивным. Трансакционный спрос состоит в

том, что люди нуждаются  в деньгах как в удобном  инструменте обслужива-

ния сделок. Его величина есть функция национального дохода. Спрос по

мотиву предосторожности возникает в связи с тем, что людям приходится

сталкиваться с непредвиденными  платежами. Объем денежных средств,

необходимых им для этих целей, также зависит от национального  дохода.

Спекулятивный спрос — это спрос на денежный запас для получения вы-

годы от сделок с дешевыми финансовыми (акции, облигации) и реальными

активами. Спекулятивные  запасы денег связаны с процентной ставкой: чем

выше ставка, тем ниже спекулятивный спрос на деньги, и  наоборот.

Совокупный спрос на деньги — функция дохода и процентной ставки.

8. Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги

полностью удовлетворяется  их предложением. Такое состояние  может быть

достигнуто при определенной положительной банковской процентной став-

ке. Если доходы в экономике, например, возрастут, то это приведет к росту

спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки. При

снижении доходов будет  наблюдаться обратная картина. Таким  образом,

равновесие на денежном рынке  будет сохраняться при условии, если про-

центная ставка будет изменяться в том же направлении, в каком  изменя-

ется доход. Данное условие  графически изображает модель Хансена

(модель LM).

9. Увеличение предложения  денег в экономике приводит  к понижению банков-

ской процентной ставки. Политика систематического нарушения  равновесия

денежного рынка через  увеличение предложения денег получила название

кейнсианской  денежной политики. Эта политика используется государст-

вом для воздействия на реальный сектор экономики, которое  достигается

изменением процентных ставок, инвестиций, занятости, объема производ-

ства и уровня доходов. Однако активное использование данной политики

может привести к попаданию  экономики в ликвидную ловушку.

Ликвидная ловушка — это такая ситуация в экономике, когда процентные

ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увели-

чение предложения денег  не способно оказать на них никакого влияния, в

результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками,

растет спрос на деньги и усиливается инфляция. Выход  из ликвидной

ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной

финансовой политики. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки

оказывается непригодной.

10. Государство может использовать  денежный рынок не только в  краткосроч-

ном, но и в долгосрочном периоде. Если в краткосрочном периоде, регули-

руя процентные ставки, государство  воздействует на товарные рынки, то

целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное ре-

гулирование. Краткосрочная  денежная политика допустима только в рамках

долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле

М. Фридмена. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)" // "Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002, "Российская газета", N 127, 13.07.2002, "Собрание законодательства  РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790. 
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2006) "О банках и банковской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492, "Российская газета", N 27, 10.02.1996. 
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Вестник Банка России от 30 ноября 2006 года № 66 (936). 
4. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2006, 189 с. 
5. Бондарь А. В., Воробьев В. А., Новикова Л. Н. и др. Макроэкономика. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007, 415 с. 
6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика. Учебник. – М.: Дело. 2004, 472 с. 
7. Киселева Е. Макроэкономика. Конспект лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2006, 352c. 
8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006, 654c. 
9. Фомин Г.Н. Основы экономической теории. - М.: РДЛ, 2004, 407с. 
10. Экономическая теория в вопросах и ответах / под ред. И.П. Николаевой. - М.: КноРус, 2005, 188 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Спрос и предложение денег