Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:47, реферат
После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
Экономический
факультет
Кафедра
экономики и финансов
«Сравнение
банковских систем Белоруссии
и России»
Научно-исследовательское эссе
по дисциплине
«Деньги. Кредит. Банки»
Выполнила
Гусейнова
Рагима Шуджаат кызы
Проверила
После Октябрьской революции
филиалы действовавших в
Основным законодательным
К актам банковского законодательства
относятся:
· законодательные акты (Конституция Республики
Беларусь3, Гражданский кодекс Республики
Беларусь4, Банковский Кодекс, законы
Республики Беларусь, декреты и указы
Президента Республики Беларусь);
· распоряжения Президента Республики
Беларусь, которые носят нормативный характер;
· постановления Правительства Республики
Беларусь;
· нормативные правовые акты Национального
банка Республики Беларусь (далее - Национальный
банк);
· нормативные правовые акты, принимаемые
(издаваемые) Национальным банком совместно
с Правительством Республики Беларусь
или по его поручению - совместно с республиканскими
органами государственного управления.
Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете Министров Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.5 В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – КГК6. Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Осуществляя контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. К специализированным органам государственного финансового контроля относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью. Национальная банковская система Беларуси является динамично и эффективно развивающимся сектором экономики, которая формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.7
Банковская система республики состоит из двух уровней:
Первый уровень
Национальный
банк Республики Беларусь – главное
звено банковской системы страны, создан
в 1991 г., действует на основе Конституции
Республики Беларусь, Банковского кодекса
и др.
Он выполняет функции центрального банка
страны: осуществляет государственную
регистрацию и регулирование деятельности
банков, лицензирование банковской деятельности,
регулирование кредитных отношений и
денежного обращения, определение порядка
расчетов и исключительное право эмиссии
денег. Органами управления являются
Правление (председатель и члены Правления
назначаются Президентом Республики Беларусь)
и Совет директоров (его члены выбираются
Правлением). Эмиссия денег осуществляется
Национальным банком в форме выпуска в
обращение безналичных и наличных (банкнот
и монет) денег. Объемы совокупной эмиссии
безналичных денег, банкнот и монет определяются
и регулируются исключительно Национальным
банком при утверждении и реализации основных
направлений денежно-кредитной политики
Республики Беларусь. Национальный банк
эмитирует белорусский рубль. Ограничение
обращения белорусского рубля на территории
Республики Беларусь не допускается. Национальный
банк тесно сотрудничает с МВФ
(Международный
валютный фонд), Мировым банком и ЕБРР
(Европейский
банк реконструкции и развития), имеет
корреспондентские счета в ряде зарубежных
стран. Национальный банк взаимодействует
с МВФ с момента принятия Беларуси в эту
международную финансовую организацию
(1992 г.). С 1996 г. он входит в Группу банковских
надзорщиков из стран Центральной и Восточной
Европы (BSCEE Group), которая является региональной
структурой Базельского комитета по банковскому
надзору, а также проводит работу по установлению
и развитию контактов и информационного
обмена с органами банковского надзора
зарубежных стран. По поручению Верховного
Совета или по предложению правительства
берет на себя в качестве представителя
республики обязательства и осуществляет
операции, связанные с участием Беларуси
в работе международных организаций. В
состав Национального банка входят шесть
головных управлений в каждой области
республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных
им отделений, Центр международных и межбанковских
расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный
техникум.
Второй уровень
Коммерческие
банки и небанковские кредитно-финансовые
организации. На 1 января 2009 г. банковский
сектор включал 31 банк. Его филиальная
сеть за отчетный год сократилась с 365
до 323 филиалов, что обусловлено оптимизацией
банками их региональных структур, ликвидацией
убыточных филиалов, переходом на современные
технологии управления.8
На территории Республики Беларусь находились
8 представительств иностранных банков,
в том числе Российской Федерации, Литвы,
Латвии, Германии, а также представительство
Межгосударственного банка.
Иностранный капитал присутствовал в
уставных фондах 25 банков, в 8 из которых
он составлял 100 процентов.
В 2008 году зарегистрировано 4 банка, из
них 3 банка с преобладающим участием иностранного
капитала: ЗАО "Белорусский Банк Малого
Бизнеса" (Великобритания, Нидерланды,
США и другие инвесторы), ЗАО "Цептер
Банк" (Швейцария), ЗАО "ТК Банк"
(Иран).
В целях минимизации
Состоянию
белорусской банковской системы последнего
пятилетия присущи определенные признаки.
Активы всей банковской системы Беларуси
составляют лишь менее 30% от размера ВВП,
что крайне мало. Банковская система отстает
от нужд экономики и по существу является
ее тормозом. По мировым меркам, промышленность
Республики Беларусь считается достаточно
крупной, а банки мелкие. Крупные коммерческие
банки, принадлежащие государству, - Беларусбанк,
Белагропромбанк, Белпромстройбанк и
Белинвестбанк - функционируют в неодинаковых
экономических условиях с остальными
банками. Эти банки, выделены в специальную
группу, уполномоченную обслуживать государственные
программы и мероприятия. На их долю приходится
порядка 80-90% ресурсов по основным статьям
сводного баланса активов и пассивов банковской
системы. Совокупность негативных факторов
(низкая капитализация, высокий удельный
вес сомнительных к погашению кредитов,
отсутствие финансовых инструментов,
защищающих банковские активы от обесценения,
высокая концентрация капиталов в государственных
банках) представляет собой серьезные
проблемы для банковского сектора, требует
его кардинального оздоровления в общем,
контексте экономических реформ. Единственный
выход - подготовить законодательную базу
для коренных рыночных реформ в денежно-кредитной
и банковской системах страны, согласованных
с аналогичным законодательством в реальном
секторе экономики. Прежде всего, необходимо
законодательно запретить использование
денежно-кредитной эмиссии для финансирования
бюджетного дефицита, а также любых государственных
и иных проектов и установить зависимость
эмиссии от роста ВВП и скорости оборота
денежной единицы. Функцию надзора за
деятельностью коммерческих банков и
небанковских финансово-кредитных учреждений
следовало бы выделить из ведения эмиссионного
банка.10
Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов:
1-й — с середины XVIII в. до 1860 г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
2-й — с 1860 по 1917 г. — период развития и совершенствования банковской системы;
3-й — с 1917 по 1930 г. — формирование новой банковской системы;
Информация о работе Сравнение банковских систем Белоруссии и России