Ссудный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием финансово-кредитной системы государства. Роль и место финансовых и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XIX века. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия финансово-кредитной системы страны.
Деньги, кредит, банки являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект. Каждый человек так или иначе постоянно или эпизодически обращается к банковским услугам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Определение и сущность рынка ссудных капиталов
1.1. Рынок ссудных капиталов: основные понятия…………………………7
1.2. Структура рынка ссудных капиталов…………………………………...9
1.3. Функции рынка ссудных капиталов…………………………………...11
2.Сущность и эволюция ссудных капиталов
2.1.Особенности ссудного капитала и этапы исторического развития…..13
2.2. Источники ссудного капитала………………………………………….18
2.3.Кредит: его сущность, формы и функции……………………………...20
2.4.Определение, сущность и формы ссудного процента………………...26
3.Рынок ссудного капитала в РБ
3.1.Развитие ипотечного кредитования в РБ………………………………31
3.2.Микрокредитование в РБ………………………………………………..33
3.3.Описание рынка лизинга в РБ…………………………………………..37
3.4.Факторинг в РБ…………………………………………………………..39
3.5.Развитие международного кредита в РБ……………………………….41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

Ссудный капитал.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

    Создавая  систему ипотечного кредитования с  учетом различных вариантов субсидирования, правительство сможет на новом уровне решать острую социальную проблему обеспечения  населения жильем.

    В Беларуси предстоит еще немало сделать  для развития ипотечного кредитования, а, как показывает опыт России, первые шаги становления ипотеки чрезвычайно  трудны. Тем не менее отличительной  чертой данной кредитной операции является ее обеспеченность реальной собственностью, а также возможность возмещения средств по неисполненным обязательствам из стоимости ипотеки. Этим и обусловлен высокий потенциал ипотечного кредитования. 

    3.2. Микрокредитование

     Рынок микрокредитования в республике начал развиваться совсем недавно. В настоящее время он представлен  следующими секторами:

  1. Программами микрокредитования, которые предлагают коммерческие банки, в том числе с участием международных финансовых организаций.
  2. Республиканскими и региональными фондами и учреждениями финансовой поддержки предпринимательства.
  3. Потребительскими кооперативами.

     Текущая ситуация характеризуется ростом числа  программ микрокредитования, предлагаемых коммерческими банками. В Беларуси они получили развитие в 2001 году во многом благодоря кредитной линии  и технической помощи Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Уполномоченными банками-агентами стали ОАО «Белгазпромбанк» и  «Приорбанк», в 2005 году к ним присоединилось ЗАО «Астанаэксимбанк» (14 апреля 2008 года - ЗАО «БТА банк»). Другие белорусские  банки также развивают программы  микрокредитования, используя при  этом собственные ресурсы. Среди  них ОАО «Белинвестбанк» и  ОАО «Паритетбанк».

     Несмотря  на жесткую регламентацию банковской деятельности в особенности при  выдаче кредитов, наблюдается определенное улучшение доступа предпринимателей к микрокредитам. Если в 2001 году время  удовлетворения кредитной заявки составляло 2-3 месяца, то в настоящее время  оно сократилось до 5-10 дней. Для  получения микрокредитов до 3000 долларов США требуется предоставить упрощенный пакет документов.

     Принятие  решения о выдаче микрокредита осуществляется на основе анализа финансового состояния, движения денежных средств по счету, визуальной оценке кредитным офицером бизнеса и имущества предпринимателя. Несмотря на это, на рынке кредитования банковского сектора без внимания остались начинающие предприниматели.

     Белорусский фонд финансовой поддержки  предпринимательства

     Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП) - первая некоммерческая организация, которая в 1998 году при содействии Программы развития ООН начала выдавать микрокредиты индивидуальным предпринимателям. Требования по обеспечению кредита  и пакет документов не отличается от традиционной банковской практики. Однако привлекательность микрокредитов, предлагаемых Фондом, заключается в  низкой процентной ставке, которая  соответствует ставке рефинансирования. При всей необходимости развития фонда, он постоянно испытывает дефицит  средств и не может удовлетворить  даже 10 процентов от желающих получить микрокредит. Нестабильная ситуация деятельности Фонда связана прежде всего с  его зависимость от государственного финансирования. Реальные поступления  из государственной программы поддержки  предпринимательства на цели микрокредитования  в десятки раз ниже запланированных. Аналогичные проблемы характерны и  для региональных фондов, и для  учреждений финансовой поддержки предпринимателей.

     Потребительские кооперативы

     В мировой практике широко развиты  и пользуются популярностью среди  населения и предпринимательского сектора потребительские кооперативы  в сфере финансов (кредитные союзы). Будучи некоммерческими организациями, кредитные союзы осуществляют привлечение  средств и кредитование в интересах  своих участников и за их счет, обеспечивая  при этом пайщикам выгодные условия  по ссудосберегательным услугам. Основными  целями при этом являются сбережения средств вкладчиков и оказание финансовой взаимопомощи друг другу через займы.

     Кредитная кооперация в Республике Беларусь находится  на начальном этапе своего развития. На сегодняшний день фактически работают два кредитных союза в Минске: общество взаимопомощи граждан - потребительский  кооператив «Столичный клуб взаимопомощи»  и общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства  «Стольный».[6, с. 4-6]

     Анализ  развития рынка микрофинансовых  услуг в Республике Беларусь, проведенный  Представительством Программы развития ООН в рамкам Международного года микрокредитования, показал, что, несмотря на определенные положительные тенденции  в последние годы, микрофинансирование  находится на начальном этапе  своего развития, значительно отставая от других стран СНГ.

     Развитие  микрофинансирования сдерживают следующие  причины:

  1. Отсутствует комплексный подход и государственная политика в области развития микрофинансирования, направленные на облегчение доступа микропредприятий и малообеспеченных граждан к финансово- кредитным ресурсам и услугам;
  2. Недооценивается значение микрофинансирования в социально- экономическом развитии страны как эффективного инструмента содействия занятости и самозанятости населения, поддержки деловых инициатив в малых городах и сельских регионах;
  3. Не определено место микрофинансирования в национальной финансовой системе;
  4. Недостаточен уровень специальных знаний по микрофинансированию у поставщиков финансово-кредитных услуг, что препятствует внедрению современных методик микрофинансирования и расширения ассортимента услуг для обслуживания малообеспеченного населения;
  5. Отсутствует правовое поле для развития негосударственных некоммерчесикх организаций, призванных оказывать микрофинансовые услуги микропредприятиям и малообеспеченному населению, прежде всего в удаленных регионах, малых городах и сельских населенных пунктах;
  6. Низкий уровень финансовой культуры населения и предпринимательского сектора. [7, с.46]

     Опрос предпринимательского сектора

     В 2005 году Программой развития ООН был  проведен опрос представителей малого бизнеса по проблеме микрофинансирования. Полученные данные наглядно продемонстрировали препятствие на пути тех, кто занимается предпринимательской деятельностью. Основная проблема, с которой сталкиваются люди, желающие начать свое дело, - это  формирование стартового капитала. Люди начинающие свой бизнес, надеются в  основном на собственные силы. Анализ структуры источников финансовых средств (приложение А) показал, что большая  часть опрошенных начинали свой бизнес только за счет собственных средств. Только у 13 процентов опрошенных потребность  в финансовых ресурсах была удовлетворена  полностью, 29 -на 50 процентов, у 21 - только на 10 процентов (приложение А). Основными  причинами того, что большинство  предпринимателей не смогли удовлетворить  спрос на кредиты в банковской системе, являются:

    1. Сложная и длительная процедура.
    2. Недостаточное обеспечение кредита.
    3. Нежелание банка работать с малым бизнесом.
  1. Высокие расходы по оформлению кредита. [6, с.8-9]

     Несмотря  на это, Национальный банк и Представительство  Программы

развития  ООН (ПРООН) в Республике Беларусь прикладывают большие усилия для развития микрофинансирования  в стране, т.к. микрофинансирование  давно признано и используется мировым  сообществом, как эффективный инструмент преодаления бедности и активизации  предпринимательского сектора.

 

    

     3.3.Описание  рынка лизинга  Республики Беларусь

     Первые  лизинговые сделки в Беларуси датируются 1991 годом, когда экономика страны стала на рыночный путь развития. Хотя лизинг в республике давно уже  не экзотика и популярность его растет из года в год, доля лизинга в общем  объеме инвестиций в основные фонды  составляет лишь 6-7%, что в 7 раз меньше, чем в странах с развитой экономикой. На сегодняшний день лизинг как финансовый инструмент не до конца оценен как  теми, кто нуждается в приобретении основных фондов, так и теми, кто  занимается их производством и реализацией.

     Согласно  данным Министерства статистики и анализа  РБ с 2005 по 2007 год доля лизинга в  объеме инвестиций в основной капитал  вырос с 6% до 7,1%.

     Важным  параметром исследования рынка лизинга  является объем лизингового портфеля, который отражает суммарную цену договоров лизинга на конец года.

     Объем лизингового портфеля на конец 2005 года составил 1299 млрд. руб., на конец 2006 года -1717 млрд. руб., на конец 2007-2425 млрд. руб.

     По  видам лизинга 93% общей стоимости  объектов переданных в лизинг составляет финансовый лизинг, 6% - возвратный, а  объекты, переданные в оперативный, сублизинг, международный лизинг суммарно не дотянули в 2007 году даже до 1 %. Важный для наращивания экспорта международный  лизинг составил только 0,03% от общего объема лизинговых операций в стране.

     При анализе географии регистрации  лизингодателей следует отметить характерную  для нашей страны неоднородность распределения лизингодателей по регионам. Так, на г. Минск приходится 94% совокупного  объема лизинговых операций. Лидирующие позиции Минска обусловлены концентрацией  в столице как субъектов бизнеса, которые являются потенциальными лизингополучателями, так и лизинговых компаний, большинство  из которых зарегистрированы в Минске. Высокие показатели Минской области  обусловлены реализацией программы  модернизации материально-технической базы агропромышленного комплекса, осуществляемой с привлечением бюджетных средств.

     Несмотря  на существующие нормативные акты, регулирующие отношение лизинга, на практике возникает большое количество вопросов, которые затрудняют развитие данного вида услуг в Республике Беларусь:

1. При  эксплуатации объектов лизинга,  приобретенных у нерезидентов  Республики Беларусь, возникает  необходимость замены частей  оборудования по гарантии продавца. При их поставке комплектующие  нужно растаможивать. По законодательству  это должен делать лизингодатель.  Арендодателю неэффективно заниматься  растаможиванием частей оборудования, так как это требует значительных  трудовых и временных затрат. В связи с этим необходимо  внести изменения в законодательную  базу РБ в части предоставления  арендаторам самостоятельно проводить  операции по растаможиванию объектов  лизинга и комплектующих частей  к ним.

  1. Законодательство РБ предусматривает минимальный срок финансового лизинга (не менее 1 года), что сдерживает арендаторов, которые выражают желание погасить задолженность по лизингу до истечения срока.
  2. Особенность отечественного рынка лизинговых услуг является его низкая прозрачность. Не все участники рынка готовы предоставлять достоверную информацию о себе, повышая свою прозрачность для инвесторов и клиентов. Низкая прозрачность является на сегодняшний день одним из основных барьеров на пути дальнейшего развития лизинговых отношений в Республике Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 

     3.4.Факторинг

     В РБ имеются все необходимые условия  и предпосылки для применения факторинговых операций при осуществлении  сделок между субъектами хозяйствования как внутри страны, так и на международной  арене. Так, между субъектами хозяйствования остро стоит проблема задержки платежей, что ведет к нарастанию дефицита оборотных средств и нарушению  производственного цикла. Кроме  того, недостаточная капиталовооруженность  предприятий и растущие риски  кредитования способствую развитию факторинга в Беларуси.

     Широкое распространение факторинга в нашей  стране сдерживается различными факторами: от плохой информированности субъектов  хозяйствования и недостаточного развития финансового планирования на предприятии  до недостатков законодательного регулирования  операций. Вот основные из них:

Информация о работе Ссудный капитал