Сущность инфляции, ее причины методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:32, контрольная работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать понятие инфляция, причины и методы ее регулирования.
Задачи: 1. Дать понятие "инфляция" и назвать ее основные виды; 2. Описать основные социально-экономические последствия инфляции; 3. Выявить причины инфляции и назвать их особенности в России; 4. Охарактеризовать методы антиинфляционной политики.

Содержание

Введение 4
1. Сущность инфляции, формы ее проявления и виды. Социально-экономические последствия инфляции. 5
2. Причины инфляции спроса и инфляции издержек. Особенности инфляционного процесса в России. 11
3. Методы стабилизации денежного оборота. 18
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

контрДКБ гот.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

    При более значительном росте цен  правительства обращаются к проведению денежных реформ.

    Денежные  реформы – это упорядочение денежной системы путем изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран мира после войн, революций и других катаклизмов. Необходимость их проведения обусловливается расстройством денежной системы, изменением политического устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц [2, стр.111].

    Результативность  денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы денежная реформа сопровождалась созданием условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной сферы страны (в том числе изменением порядка эмиссии, обеспечением банкнот и др.) В современных развитых странах антиинфляционные программы стабилизации и проводимые денежно-кредитные политики фактически заменяют денежные реформы.

    Существующие  денежные реформы подразделяются на четыре вида:

    Нуллификация аннулирование обесцененной обращающейся и введение новой денежной единицы.

    Ревальвация (реставрация) – восстановление стоимостного содержания денежной единицы до прежней величины.

    Девальвация уменьшение стоимостного содержания денежной единицы.

    Деноминацияувеличение стоимостного содержания денежной единицы путем "зачеркивания нулей".

    Самое большее, что удается достигнуть с помощью денежных реформ, — это некоторое уменьшение остроты проявления инфляционного процесса, т.е. временная дезинфляция. Более целенаправленной, а потому действенной мерой борьбы с инфляцией является такая антиинфляционная политика государства, которая направлена на подавление этого процесса путем устранения причин его возникновения.

    Антиинфляционная  политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики — политика доходов и дефляционная политика (или регулирование спроса).

    «Политика доходов», которая заключается в параллельном контроле над ценами и заработной платой путем полного замораживания или установления пределов их роста. Однако не учитывая экономические корни инфляционного процесса, против которого она направлена, политика доходов переводит проблему из одной плоскости в другую: открытая (ценовая) инфляция переходит в скрытую (подавленную), что отнюдь не является положительным результатом.

    Дефляционная  политика направлена на подавление инфляции спроса и включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения.

    Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике при переходе от государственной к рыночной экономике и сопровождались таким антиинфляционным средством, как конфискационная денежная реформа. [2, стр.71].

    Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефициты. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и др. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки «шоковой терапии».

    Значительное  место в государственном регулировании  денежного обращения принадлежит Центральному Банку (ЦБ) в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Главная задача для Банка России в среднесрочной перспективе - плавное снижение инфляции. Одним из антиинфляционных методов является таргетирование - установление ЦБ целевых ориентиров прироста денежной массы. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. Таргетирование выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.

    Влияние ЦБ значительно, но отнюдь не имеет  определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны.

       Только  ЦБ подчинена денежная эмиссия. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия Центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

       ЦБ  осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

       Активные  действия, проводимые исключительно  в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистичнеской структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства. Повышение роли центрального  банка важная предпосылка успеха.

    Исторически денежные реформы проводились как  в условиях металлического денежного обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы использовались при переходе от одного денежного товара или типа денежной системы к другому: в XVI–XVIIвв. медные деньги заменялись серебряными, в XVIIIв. серебряные – золотыми. Денежные реформы 1821 г. в Великобритании, 1879 г. в США восстанавливали размен банкнот на золото. Первая мировая война и кризис 1929-1933гг. привели страны мира к реформам, отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег.

    В ходе исторического развития денежные реформы не только расширяли сферу охвата, но и принимали новые формы. Так, после Второй мировой войны во многих странах мира борьба с инфляцией проводилась с использованием метода "шоковой терапии", который означал, что обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги (с целью резкого уменьшения массы бумажных денег) сопровождается также временным (полным или частичным) замораживанием банковских вкладов населения и предпринимателей [2, стр.113].

    Основные  направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов [13]

    В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

    В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годовом выражении в 2014 году.

    Реализация  денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного куса

    Последовательное  сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

    В качестве операционного ориентира  процентной политики Банк России будет  использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

    Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

    Учитывая  уроки финансово-экономи-ческого  кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

    В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

    Успешность  реализации стратегии денежно-кредитной  политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.

    Банк  России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Информация о работе Сущность инфляции, ее причины методы регулирования