Тенденции денежно-кредитной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ денежно-кредитной политики, а также анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики, изучить ее инструменты и цели, а также описать современную денежно-кредитную политику РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность кредитно-денежной политики 5
1.1 Цели и задачи денежно-кредитной политики 5
1.2 Теория денег - основа денежно-кредитной политики 8
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики 10
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики 16
2.1 Анализ денежно-кредитной политики в России 16
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 17
Глава 3. Тенденции денежно-кредитной политики в РФ 19
3.1.Перспективы развития денежно-кредитной системы в России 19
3.2.Сценарии макроэкономического развития в РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 120.38 Кб (Скачать документ)

          Характерно, что в  этих условиях уже и российский финансовый рынок начал демонстрировать  отказ от доллара. За последние пять лет доля внешней задолженности  России, деноминированная в европейских  валютах, возросла, по оценкам экспертов  ЕС, с 1/4 до 1/3 и продолжает увеличиваться, в том числе из-за размещения евробондов.

    По  оценкам специалистов, новая валютная единица евро снимает ряд прежде уникальных преимуществ доллара, а  именно:

    1) с целью экономии на накладных  расходах и валютных рисках  многие европейские трейдеры переходят на евро как валюту контрактов даже в торговле сырьевыми товарами;

    2) объединенный рынок капитала, заменяющий  на базе евро прежде узкие  и разрозненные рынки стран  ее "зоны", станет со временем  не менее емким и ликвидным,  чем американский;

    3) наконец, страны "зоны евро" имеют в МВФ блок в 30 % голосов  против 18 % у США, а это немаловажно  при известных особых отношениях  МВФ и России.

    В этих условиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданной  привязки рубля исключительно к  доллару и перехода на его привязку к корзине международных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается на коллективные золотовалютные резервы стран ее "зоны" и их упорядоченные государственные  финансы (подчиняющиеся общим критериям  стабилизациии) и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар. Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являются традиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определенную базу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов и наднациональных валютных органов ЕС, управляющих "зоной евро", что, естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США.12

3.2.Сценарии  макроэкономического  развития в РФ

Сценарии  макроэкономического развития на 2011 год и период 2012 и 2013 годов и  прогноз платежного баланса 

 
    В 2010 году улучшились внешние условия  для российской экономики. Международные  финансовые институты и экономические  организации прогнозируют продолжение  в 2011 - 2013 годах роста мировой экономики  темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли. 
    В экономике европейских стран - торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее сохраняется риск оттока капитала. 
    Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011 - 2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. 
    В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель. 
    В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%. 
    В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель. 
  
    Цены на нефть сорта "Юралс" (долларов США за баррель) 
     Рисунок (не приводится) 
  
    Предполагается также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%. 
    В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта "Юралс" до 90 долларов США за баррель. 
    В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%. 
    В 2012 - 2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7 - 5,0%. 
    В первом варианте прогноза в 2011 году ожидается резкое падение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и существенное сокращение сальдо баланса товаров и услуг (до 49,7 млрд. долларов США). Условия второго варианта предполагают менее масштабное снижение профицита счета текущих операций - до 35,7 млрд. долларов США и баланса товаров и услуг - до 86,4 млрд. долларов США. При более благоприятной ценовой конъюнктуре топливно-энергетического рынка в третьем варианте на фоне роста положительного сальдо баланса товаров и услуг до 121,0 млрд. долларов США профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США. 
    Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в разных вариантах прогнозируется в диапазоне 45,0 - 53,7 млрд. долларов США. 
    Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2011 году в условиях первого варианта предполагается отрицательным в сумме 13,0 млрд. долларов США. В рамках второго и третьего вариантов опережающий рост внешних обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0 - 20,0 млрд. долларов США. 
    В первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит сокращение резервных активов на 8,3 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах положительное сальдо по текущим операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 47,7 и 89,3 млрд. долларов США соответственно). 
    Прогноз платежного баланса на 2012 - 2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс" - в пределах 60 - 95 долларов США за баррель. 
    В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг - до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году - и его дефициту в сумме 5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США, и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США). 
 

Прогноз платежного баланса Российской Федерации  на 2011 - 2013 годы (млрд. долларов США)  

  2010 год  (оценка) 2011 год 2012 год 2013 год
76 долларов США за баррель I вариант (60 долларов США за баррель) II вариант (75 долларов США за баррель) III вариант (90 долларов США за баррель) I вариант (60 долларов США за баррель) II вариант (78 долларов США за баррель) III вариант (95 долларов США за баррель) I вариант (60 долларов США за баррель) II вариант (79 долларов США за баррель) III вариант (95 долларов США за баррель)
Счет  текущих операций 70,5 4,7 35,7 67,3 -26,0 17,7 46,8 -53,0 -21,3 0,8
Баланс  товаров и услуг 118,3 49,7 86,4 121,0 19,7 69,0 101,2 -5,7 31,9 57,2
Экспорт товаров и услуг 439,0 388,3 448,5 495,8 389,6 471,1 535,9 395,8 489,6 561,1
Импорт  товаров и услуг -320,6 -338,6 -362,1 -374,8 -369,9 -402,2 -434,7 -401,4 -457,7 -503,9
Баланс  доходов и текущих трансфертов -47,8 -45,0 -50,6 -53,7 -45,7 -51,3 -54,4 -47,4 -53,2 -56,4
Счет  операций с капиталом и финансовыми инструментами -20,5 -13,0 12,0 22,0 2,0 17,0 27,0 7,0 22,0 32,0
Финансовый  счет (кроме резервных активов) -20,6 -13,0 12,0 22,0 2,0 17,0 27,0 7,0 22,0 32,0
Сектор  государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования 1,4 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) -22,0 -15,0 10,0 20,0 0,0 15,0 25,0 5,0 20,0 30,0
Изменение валютных резервов ("+" - снижение, "-" - рост) -50,0 8,3 -47,7 -89,3 24,1 -34,6 -73,8 46,0 -0,7 -32,8
 

  
    Сальдо  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами в  результате более активного привлечения  иностранного капитала корпорациями и  банками в 2012 - 2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его  значение будет изменяться от минимального (2,0 - 7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0 - 32,0 млрд. долларов США) в третьем. 
    В рамках первого варианта чистый приток инвестиций по финансовому счету не компенсирует отрицательное сальдо баланса по текущим операциям, что обусловит снижение резервных активов на 24,1 млрд. долларов США в 2012 году и на 46,0 млрд. долларов США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах в 2012 году активное сальдо счета текущих операций и ввоз капитала обеспечат условия для увеличения резервных активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов США соответственно. В 2013 году в третьем варианте сохранятся условия для роста резервных активов (на 32,8 млрд. долларов США), во втором варианте предполагается их стабилизация.
13 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

    Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

    Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным  банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями  быстрой корректировки регулирующих мер.

    Главным направлением деятельности центральных  банков является регулирование денежного  обращения.

    Одно  из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

    Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы  коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения  меняет процентную ставку; изменение  процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

      Преимущества кредитно-денежной  политики состоят в ее гибкости  и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

    На  сегодняшний день направления денежно-кредитной  политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах  на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.  

    Однако  явных свидетельств того, что банковская система  справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

    Что нужно, для того чтобы лучше вписаться  в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь  необходимо по линии банковского  надзора, по повышению достоверности  банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций  к кредитным организациям, прибегающим  к намеренному искажению своей  отчетности.

    Когда речь идет о выделении надзорных  функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые  имеются у государства по контролю над банковской системой.

    Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского  банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

    В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают  непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном  сайте центрального банка РФ могут  быть публикованы взаимоисключающие  данные, что ставит под сомнение  достоверность  банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат  за тот же период, рассчитанный по международным  стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.

    К сожалению, и доля кредитов реальному  сектору в обшей структуре  активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент  от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень  с показателями других стран, даже европейских  стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся  в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Нормативно-правовые  акты Российской  Федерации.

1. Федеральный  закон «О Центральном банке  РФ (Банке России)».от 10 июля 2002 г. №86 (в ред. От 26 апреля 2007 г)

2. Федеральный  закон «О банках и банковской  деятельности». От 12 декабря 1990г.

№395-1(в  ред. От 22 июля 2008 г) 

   2. Литература

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2007.
  2. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2008.
  3. Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.

Информация о работе Тенденции денежно-кредитной политики в РФ