Трастовые операции банков как разновидность посреднических операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – это изучение развития трастовых операций за рубежом и в России.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотрение зарубежного опыта проведения трастовых операций коммерческими банками;

Содержание

Введение 3
1. Зарубежный опыт проведения трастовых операций коммерческими банками. 5
1.1 Понятие и виды трастовых операций……………………………………………..5
1.2. Трастовые услуги физическим лицам……………………………………………8
1.3. Трастовые услуги юридическим лицам…………………………………………12
2. Проведение трастовых операций коммерческими банками России 17
2.1. Механизм доверительных операций в банковской сфере……………………..18
2.2. Договор траста……………………………………………………………………22
2.3. Права и обязанности доверительного управляющего…………………………24
3. Проблемы внедрения трастовых операций в коммерческие банки России и перспективы их дальнейшего развития. 27
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Понятие и виды трастовых операций.docx

— 71.17 Кб (Скачать документ)

     Последующие масштабные этапы развития траста в Российской Федерации связаны с приватизацией государственной собственности и управлением государственными предприятиями и государственными пакетами акций.

     Трастовые компании создавались и развивались  преимущественно как дочерние фирмы  коммерческих банков.

     Первыми специализированными трастовыми институтами  в России стали инвестиционные фонды  и инвестиционные компании.

     В декабре 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)» № 2296 от 24.12.1993 г., регулировавший трастовые отношения до принятия 26 января 1996 г. части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.8

     Российские  коммерческие банки начали предоставлять  трастовые услуги по операциям с  ценными бумагами по линии агентских  услуг. К таким услугам, прежде всего, следует отнести управление активами и услуги по первичному размещению ценных бумаг.

     В сфере управления активами коммерческие банки России осуществляют операции с ценными бумагами, проводят инвестиции по поручению клиента, которые включают куплю и продажу ценных бумаг, формирование их портфеля. Поскольку в рамках рыночной экономики компании и предприятия создают свои портфели ценных бумаг, а управлять ими квалифицированно не могут или не хотят из-за отсутствия систематизированной информации о рынке ценных бумаг, для этого используются банки, которые обладают такой информацией, могут консультировать и предоставлять другие услуги.

     Что касается услуг  по первичному размещению, то банки предоставляют услуги по размещению акций на рынке ценных бумаг, создают реестр акционеров,  выплачивают ежегодно доходы акционерам.

     Другим  видом трастовых услуг, применяемых  российскими банками, является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Оказание таких услуг вызвано тем, что ведение реестра акционеров при большой численности работников представляет собой сложную задачу. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютерном виде, так как иначе трудно иметь оперативную информацию о положении реестра, а без этого практически невозможно анализировать состояние курсовой стоимости акций, их ликвидность, полный пакет акций, принадлежащий работникам того или иного предприятия.

     Более того, чтобы сделка о купле и  продаже была действительной и имела  юридическую силу, она должна быть зарегистрирована кредитно-финансовым институтом, в частности банком. Ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки; внесение изменений по итогам чековых  аукционов; выдачу выписок из реестра; изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов; операции по перепродаже акций при  условии, что сделка зарегистрирована в другом кредитно-финансовом институте; выдачу отчетов и списка по начисленным  дивидендам.9

2.1. Механизм доверительных операций в банковской сфере.

    Схематически  механизм доверительного управления, который, исходя из действующего ГК РФ, осуществляется в России, выглядит следующим образом (рис.1).

    1. Учредитель управления определяет порядок управления активами с финансовым посредником в соответствии с условиями предоставления услуги и подписывает договор доверительного управления имуществом.

    2. На основании подписанного договора учредитель перечисляет определенную денежную сумму в банк на счет доверительного управления, открываемый финансовому посреднику. В случае передачи в доверительное управление ценных бумаг, учредитель переводит их на счет депо (счет доверительного управляющего) в депозитарий.

    3. Управляющий (финансовый посредник) формирует и управляет инвестиционным портфелем на рынке ценных бумаг, совершая на нем допустимые договором и законодательством операции, используя при этом счет доверительного управления в банке и/или счет депо. На счет доверительного управления в банке поступают все средства, получаемые в ходе управления, а на счет депо – ценные бумаги.

    4. Управляющий обеспечивает информационное обслуживание учредителя об исполнении договора доверительного управления, представляя соответствующие отчеты по указанным в договоре формам и срокам.

    5. Получение выгодоприобретателем по окончании действия условий договора активов и /или дохода от управления в виде денежных средств и/или ценных бумаг. 

    Схема доверительного управления в России (рис.1)10

    

    

    

    

    

    

    

    

    Банк  может выступать и в качестве управляющего, тогда схема доверительного управления значительно меняется.

     Банк  за обслуживание счетов “депо” получает комиссионные независимо от числа и объема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0,25% от номинала стоимости бумаги. Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течение трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ. При открытии  счета “депо” банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи. Разница, возникающая в результате этой операции, образует доход банка.

     Коммерческие  банки в России осуществляют доверительное  управление с созданием Общих  фондов банковского управления. В начале июля 1997г. была опубликована Инструкция ЦБ РФ№63 «О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», которая определила юридические основы создания нового финансового инструмента – ОФБУ и сформулировала основные принципы организации и управления ими.

     Инициатива  создания ОФБУ принадлежит банку. При  этом решение о создании принимается  правлением или иным исполнительным и распорядительным банковским органом, одновременно с утверждением инвестиционной декларации фонда и Общих условий доверительного управления имуществом.

     Инструкция  определяет ОФБУ как «имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления. То обстоятельство, что банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий упрощает и ускоряет процесс создания ОФБУ, поскольку  у банка нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Согласно Инструкции деятельность по доверительному управлению имуществом ОФБУ осуществляется на основании общей банковской лицензии.

     Для ОФБУ действие Инструкции распространяется только на резидентов РФ. Объектами  доверительного управления в ОФБУ могут  быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ на правах собственности. Практически единственный актив, запрещенный для ОФБУ – недвижимость.

     Отношения учредителя управления и банка – доверительного управляющего в ОФБУ оформляются договором о доверительном управлении, который заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. Инвестору ОФБУ выписывается сертификат долевого участия, который, не являясь ценной бумагой, представляет собой документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ. Регистрация ОФБУ требует публичного обнародования инвестиционной декларации.

     Инвестиционная  декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. В соответствии с Инструкцией  Банка России ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями  имущественного контроля или письменным соглашением. Доля нерыночных не должна превышать 10% от стоимости активов  фонда.11

     В долевом сертификате не устанавливается определенный процент, который должен получить инвестор. Риск инвестиций в ОФБУ выше, чем в банковский вклад, где получить определенную сумму  может помешать только банкротство самой кредитной организации. Повышенный риск компенсируется повышенной доходностью. Однако долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имущества, погашаются за счет этого имущества. Доходы инвесторов в ОФБУ представляют собой разницу между суммой, полученной инвестором в момент полного или частичного прекращения договора и суммой, инвестируемой в момент заключения договора.

     В целом схема ОФБУ будет проста, поскольку у банка нет необходимости прибегать к услугам специализированного депозитария, реестродержателя, оценщика и аудитора. Преимуществом ОФБУ выступает отсутствие требований обязательного резервирования привлекаемых средств.12

2.2. Договор траста

     Основные  нормы, определяющие содержание договора доверительного управления, закрепляются в гл.53 ГК РФ и федеральном законе «О рынке ценных бумаг». В перечисленных нормативных актах описывается порядок заключения и исполнения договора доверительного управления.

     Согласно  положениям ГК РФ, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, и последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

     Критерием, позволяющим отличать траст от иных форм работы на рынке, доверительные управляющие считают обязательным наличие на договорах пометки “Д.У.”(“доверительный управляющий”).

     В ГК РФ определяются условия договора, согласия по которым должны достичь стороны и отразить это в договоре доверительного управления:

        -состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

        -наименование юридического лица  или имя гражданина, в интересах которого осуществляется доверительное управление;

        -размер и форма вознаграждения  управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

        -срок действия договора.

     Постоянно пополняется список объектов траста, т.е. имущества, передаваемого в доверительное управление. Доверительное управление ценными бумагами обязательно дополняется доверительным управлением денежными средствами. Управление первым без второго невозможно, хотя бы потому, что управление ценными бумагами включает и совершение операций по их купле-продаже. Очевидно, что денежные средства также будут находиться в доверительном управлении  управляющего, который ограничен в своих действиях специальной целью расходования – только на инвестирование в ценные бумаги.13

     «Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется отдельный учет». (ГК РФ п.1 ст.1018)

     Итак, для доверительного управляющего операции по управлению имуществом являются забалансовыми. Имущество, переданное в доверительное управление, не влияет на собственные активы управляющего, а может оказывать влияние (на пассивную сторону баланса) лишь вознаграждение, полученное управляющим от учредителя управления. Следовательно, переданное в доверительное управление имущество, собственник должен учитывать на своем балансе, несмотря на то, что фактически оно находится у доверительного управляющего.

     Условия, касающиеся срока договора, определены следующим образом:

        -договор срочный;

        -срок договора не может превышать  пяти лет;

        -при отсутствии взаимных претензий  возможна автоматическая пролонгация.

     Цели, которые преследует учредитель, обычно сводятся к получению дохода, превышающего ставки депозита ГКО и др. Если говорить об управляющем активами, то управляющий заинтересован, прежде всего, в комиссионных и увеличении оборота своей компании или банка.

     Договор по доверительному управлению активами является самым важным документом, который определяет дальнейшее взаимодействие с управляющим. Основное в договоре – система вознаграждения управляющего и инвестиционная декларация.

     Помимо  установленных законодательством  РФ обязательных условий договора доверительного управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги, должен содержать инвестиционную декларацию управляющего. В ней инвестор указывает, какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий, направления и способы инвестирования денежных средств. Оплата трастовых услуг российских банков обычно составляет около 1% суммы вклада, при размещении средств в валюте и около 5% в рублях.14

     Прекращение договора доверительного управления имуществом.

     1. Договор доверительного управления прекращается вследствие:

        - смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидация юридического лица-выгодоприобретателя;

Информация о работе Трастовые операции банков как разновидность посреднических операций