Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью настоящего исследования является теоретическое рассмотрение сущности банковских рисков на примере ОАО «Сбербанк».
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач:
1рассмотреть банковские риски и системы управления ими в России;
2.дать понятие банковским рискам, определить их виды и подходы к классификации;
3.рассмотреть процесс управления банковскими рисками;
4.выявить основные проблемы управления банковским риском;
5.сформулировать систему управления банковскими рисками;
6.дать краткую характеристику объекта исследования –ОАО «Сбербанк», определить его финансово – экономическое состояние;
7.проанализировать систему управления рисками в ОАО «Сбербанк»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКИЕ РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 6
1.1 Понятие банковских рисков 6
1.2 Виды банковских рисков 7
1.3.Проблема управления рисками 11
1.4 Методы управления банковским риском 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 19
2.1 Положение Сбербанка России на финансовом рынке 19
2.2 Развитие кредитного бизнеса ОАО «Сбербанк России» 24
2.3 Управление кредитными рисками 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Сегодня банкам предлагается множество видов страхования, ориентированных как раз на защиту от операционных рисков - рисков потерь, вызванных неадекватными, неэффективными или ошибочными процессами, действиями персонала или систем, а также внешними факторами. Эта тема могла бы стать основой для активизации сотрудничества между страховщиками и банкирами, однако роль страхования в управлении операционными рисками до сих пор до конца не выяснена.
Не менее сложная методологическая проблема - управление рисками как на макро-, так и на микроуровне. На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются: минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков; требования к составу и нормативы достаточности капитала; стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками; требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и общем риске банка; нормативные требования к методикам количественной оценки риска и т.д. На уровне коммерческих банков в дополнение к внешним используются внутренние механизмы управления рисками, к которым относятся внутренние модели оценки и методы управления рисками (лимитирование, хеджирование, внутренний контроль и др.)
Система управления
банковскими рисками — это
совокупность приемов (способов и методов)
работы персонала банка, позволяющих
обеспечить положительный финансовый
результат при наличии
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска7.
Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.
Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.
Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.
Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска.
Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:
Оценка фактической степени риска банка может основываться на двух приемах — оценка уровня показателей риска и классификации активов по группам риска. В основе классификации показателей риска могут лежать сфера риска и вид показателя. В зависимости от сферы риска, которая связана с объектом его оценки, выделяются методы оценки совокупного (портфельного) риска банка, индивидуального риска (связанного с конкретным продуктом, услугой, операцией, контрагентом), комплексного риска (связанного с определенным направлением деятельности банка).
В качестве показателей
оценки степени риска могут
Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска.
Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:
Мониторинг
риска — это процесс
Процесс мониторинга
риска включает в себя: распределение
обязанностей по мониторингу риска,
определение системы
Обязанности по
мониторингу рисков распределяются
между функциональными
Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:
К методам регулирования риска можно отнести:
Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:
Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:
- с учетом
вышеуказанных принципов
- установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;
- использовать
данные принципы в качестве
базы для создания важнейших
процедур управленческого
- определить
процедуры обеспечения
- ориентируясь
на вышеупомянутые принципы и
процедуры, следует
Имея возможность управлять риском, можно или предотвратить угрозу наступления негативных событий, или быть готовым к ним. Автоматизированные системы управления риском дают такую возможность.
Преимущества, которые можно получить, управляя рисками:
Системы управления рисками позволяют увидеть "слабые места" в бизнес-процессах компании, те что приводят к потерям. Зная их, можно построить работу так, чтобы издержки снизились, а прибыль стала выше. Например, система управления операционным риском показывает, в каком подразделении или по какому направлению бизнеса был зафиксирован ущерб или ожидается его повышение, а значит можно принять меры к тому, чтобы в будущем потери были уменьшены. Ни для кого не секрет, что для определения стратегических и тактических целей организации необходимо планирование. Управление рисками позволяет не только строить более точные планы развития компании и планы работы, но и претворять эти планы в жизнь. Подчас в больших компаниях руководители, видя отчеты подчиненных сотрудников или подразделений, не имеют возможности получить цельную картину происходящего и понять, из каких частей складывается эта картина. Системы управления рисками показывают в динамике изменение основных показателей функционирования бизнеса, а также позволяют быстро и наглядно показать, из чего складываются эти данные. Все это повышает удобство, качество и оперативность работы. Результативное и эффективное управление доступно только тем менеджерам, которые держат под контролем происходящее во вверенных им организациях или подразделениях. Такой контроль невозможен без использования автоматизированных систем, предоставляющих информацию о работе подчиненных подразделений и сотрудников, особенно в компаниях с большим количеством офисов, распределенных по обширной территории.