Управление пассивами коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 19:09, контрольная работа

Описание

В процессе управления пассивами можно выделить 2 этапа:

1)Исследование структуры источников собственных и привлеченных средств

а)определяется размер собственных средств и их соответствие требованиям Инструкции

б)степень рискованности банковских операций;

в)обращают внимание на иммобилизацию средств. Иммобилизация включает: стоимость основных средств негосударственных ценных бумаг, собственные средства, отвлеченные в расчеты, факторинговые средства.

Работа состоит из  1 файл

Банковское дело.docx

— 23.70 Кб (Скачать документ)
 
 

Московская  академия Предпринимательства  при Правительстве  г. Москвы 
 

Письменная  экзаменационная работа

 по дисциплине  «Банковское дело». 
 
 

                    Выполнила:  студентка 6 курса, факультета КиМ, вечернее отделение Борщева Ю.К.

                    Проверил: доцент Павлов В.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г. Москва 2011г. 

Управление  пассивами коммерческих банков.

Управление пассивами   –это   деятельность   различных   подразделений   банка,   направленная

на:

  • совершение развитой депозитной  базы  банка;
  • на  увеличение  собственного капитала банка;
  • на рост доходов банка;
  • рационализация  клиентской  базы банка.

В процессе управления пассивами можно выделить 2 этапа:

1)Исследование  структуры   источников  собственных   и   привлеченных   средств

а)определяется размер собственных средств и их соответствие  требованиям  Инструкции

б)степень  рискованности  банковских операций;

в)обращают   внимание   на иммобилизацию  средств.  Иммобилизация  включает:  стоимость   основных средств негосударственных ценных бумаг, собственные средства, отвлеченные  в  расчеты,  факторинговые средства.

2)Оценка структуры  привлеченных средств,  в  целях   последующего  управления.

Определяется общая  сумма привлеченных средств  и  их  распределение  по  группам:

срочные депозиты; депозиты до востребования; средства,  поступающие  от  продажи

акций. Этот анализ показывает ту или иную преобладающую  группу.  Далее

следует разработка систем мероприятий(реклама). Для  оценки  депозитной  базы

используется: Коэффициент  использования  депозитов=средняя  задолжность  по  кредиту/средние  остатки по  привлеченным  средствам.  Коэффициент  показывает  какая  часть  депозитов используется в  кредитных операциях. Коэффициент <65, то  рисковано;  если >75-агрессивная  кредитная политика.

ВЫВОДЫ (в процессе управления пассивами) :

-выявляются меры

-тенденции развития  отдельных видов  обязательств,  определяется  среднесрочный   и долгосрочный уровень ликвидности;

-определяетсяся  темпы роста депозитной базы.

Основные из них: 1)средний срок депозитов=сумма депозитов  данного  вида*на  срок

их хранения. Показывает  какой  частью  привлеченных  депозитов  банк  может

пользоваться   сейчас. 2)коэффициент   нестабильности=(сумма    долгосрочного

изъятия  депозитов/общая  сумма   депозитов)*100%.   Характеризует   уровень досрочного изъятия срочных  депозитов.

Управление  активами коммерческих банков.

Под управлением  активами понимают пути и порядок  размещения собственных и привлеченных средств с целью получения  дохода и обеспечения ликвидности  КБ.

Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь  свой рынок (для их быстрого превращения  в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия трансформации  активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа  активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог  получить за счет них, во вторых, это  ведет к ухудшению баланса.

Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых  средств в количестве, необходимом  для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается  наиболее рискованным из-за доступности  кредита и изменчивости процентных ставок. 

Ликвидность коммерческих банков и методы ее поддержания.

Ликвидность – возможностьть  банка  своевременно,  в  полном  объеме,  без  потерь обеспечить выполнение своих обязательств перед всеми  контрагентами, в том числе в  будущем. Без потерь – значит предусмотреть  дополнительную  мобилизацию  ликвидности,  без увеличения расходов.

 Активы с позиции  ликвидности : 1)наиболее ликвидны  активы (денежные средства и приравниваемые  к  ним, средства, которые находятся   в  денежной  форме  или   легко  ее  примут) 2)краткосрочные  ликвидные активы   (выданнные   кратксрочные   кредиты,   вложенные   в   ценные бумаги для перепродажи,  факторинговые операции и т.д) 3) долгосрочные активы,  которые   должны быть реализованы через  год и более,  в  т.ч.  долгосрочные  ссуды,  вложения в ценные бумаги  для инвестирования, лизинг. 4)  труднореализуемые   активы  (имущество  банка,  просроченная  задолженность   по ссудам, дебиторская)

 Отношения, связанные  с ликвидностью: 1) отношения между  банком и клиентом (операции срочные  либо до востребования) 2) междуд  банком и ЦБ по установлению  экономических нормативов  ликвидности.  Банк должен иметь не меньше  установленной нормы ликвидных  активов  3)  между банком, ЦБ  и другим КБ (формировать конкретные  размеры ликвидных активов других  банков в  данной структуре) 4) между ЦБ и КБ по  формированию  и  перечислению  в  ЦБ  обязательный резерв (страхование  результатов для гарантийного  запаса активов по выполнению  обязательств банком).

 Выводы: 1) Ликвидность  – важная экономическая категория,  характерная для банковской деятельности 2) важная характеристика надежности  банка. 3)  выполнение  требованийй   ликвидности  позволяет банку   остаться платежеспособным 4) наличие  ликвидных активов – залог  качественного и  быстрого  расчетно-кассового обслуживания  клиентов.

Ликвидность — важнейшая  качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его  надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности  банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования пассивов.

Ликвидность тесно  связана с доходностью банка, но в большинстве случаев желание  достижения высокой ликвидности  противоречит необходимости обеспечения  более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого  банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно  проводить в комплексе.

Доходность и ликвидность  банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения  дешевых и размещения дорогих  ресурсов является проведение такой  политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. Руководство банка  — акционеры (пайщики) — заинтересованы в более высоких доходах, которые  могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т.п. Однако подобные действия серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую  при изъятии вкладов и для  удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить  обоснованные и законные потребности  клиентов приведет к немедленной  потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиции и, в  конечном счете, к возможному краху  банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и  устойчивость банковской системы в  целом.

Методы управления ликвидностью.

1)  централизованные  –  государство  (экономические   нормативы, обязательные резервы,  гарантии, система рефинансирования, и т.д.)

2) децентрализованные  – сам банк и его персонал (сбалансированность активов и  пассивов, формирование процентной  политики по пассивным и активным  операциям в целях повышения  стабильности).

 Централизованные (со стороны государства и ЦБ):

1) система экономическихх  нормативов, обязательных для банка

2)обязательные резервы

3)система рефинансирования  и возможностити полученияя центральных  кредитов для регулирования   ликвидности.

4) применение в  КБ мер  воздействия  за  нарушение показателей  (нормативов)  ликвидности  в

соответствии с  законом «О Центральном Банке»

 Децентрализованные  методы:

1) сбалансированность  активов и пассивов по срокам  и суммам,

2) Проведение диверсификации  активов и пассивов.

3) формирование привлекательной  процентной политики по пассивным  и активным  операциям для повышения  стабильности депозитной базы  банка.

4) проведение мероприятий  по улучшению показателей деятельности  банка в сфере ликвидности  (подготовка и размещение новой   эмиссии  акций  и  др  ценных бумаг,  помощь  учредителей,  продажа активов, заключение договоров  с организациями имеющими фонды)

5) операции РЕПО  с другими коммерческими банками.

Основным методом  управления ликвидностью и платежеспособностью  российских коммерческих банков (с  позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических  нормативов Банка России. В настоящее  время для обеспечения экономических  условий устойчивого функционирования банковской системы Банк России устанавливает, например, следующие экономические  нормативы деятельности коммерческих банков:

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

нормативы достаточности капитала;

нормативы ликвидности;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков;

максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам. 

Банки на рынке ценных бумаг  и инвестиций.

Особое место на рынке ценных бумаг занимают коммерческие банки, что связано с сочетанием эмиссионной, инвестиционной и посреднической деятельности на рынке, а так же широким  видовым перечнем ценных бумаг, с  которыми осуществляются операции.  Кроме того, преимущество банков заключается  в наличии специфических услуг  по операциям с ценными бумагами, характерных только для кредитных  организаций, а так же наличием ряда ценных бумаг, которые эмитируются  только кредитными организациями.

В последние годы активно наращиваются объемы операций c корпоративными ценными бумагами, расширяется их видовой ассортимент. Кроме того, важно отметить, что  банки Москвы играют ключевую роль в становление рынка корпоративных  ценных бумаг в России.

В соответствии с  российским законодательством банкам на этом рынке разрешено выступать  в качестве: – Эмитента – Инвестора  – Посредника

Как эмитенты банки  занимают лидирующие позиции на рынке  ценных бумаг, что связано с наличием собственных ценных бумаг, которые  не может эмитировать никакой  другой финансовый институт (депозитные и сберегательные сертификаты), а  так же с динамичностью деятельности, требующей большой мобильности  в привлечение ресурсов.

К основным целям  эмиссионной деятельности банков на рынке ценных бумаг можно отнести  следующие: – привлечение дополнительных денежных ресурсов для традиционной кредитной, расчетной и инвестиционной деятельности на основе эмиссии ценных бумаг; – поддержание необходимого запаса ликвидности; – расширение клиентской базы, путем предоставления возможности  вложения средств в альтернативные инструменты; – обеспечение необходимого уровня капитализации банка исходя из действующего законодательства и  ситуации на рынке;

Как инвесторы банки  действуют за счет собственных ресурсов, а так же заемных и привлеченных средств, стремясь достичь при этом следующие цели: – получение прибыли  от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку  процентов и дивидендов, а также  роста курсовой стоимости ценных бумаг; – получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям  с ценными бумагами; – расширение сферы влияния банка и привлечение  новой клиентуры за счет участия  в капиталах предприятий и  организаций (через участие в  портфелях их ценных бумаг), учреждения подконтрольных финансовых структур; – доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые  дают такое право и собственником  которых становится банк.

Информация о работе Управление пассивами коммерческих банков