Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:42, курсовая работа
Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей России за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит активизация внешнеэкономической деятельности предприятий, рост ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Введение……………………………………………………………………...…..2
1. Сущность и элементы валютной системы …………..……………..….
1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы ………………..
1.2. Эволюция валютной системы …………………………………………….
2. Характеристика валютной системы Российской Федерации…...….
2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования валютной
системы Российской Федерации……………………………………….....
2.2. Особенности валютной системы РФ……………………………….…...
3. Валютное регулирование в Российской Федерации…...…………....
3.1. Основные направления валютного регулирования в РФ…………….....
3.2. Проблемы валютного регулирования……………………………….…...
Заключение……………………………………………………………….….
Список использованной литературы……………………………………..
Приложение
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции с валютными ценностями, а именно:
Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы - чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности - акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.
Рассмотрим, какие нормы и правила должны соблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с Основными положениями (раздел II, пункт 1) расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок расчетов определен и письмом Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.
При проведении расчетов с нерезидентами в иностранной валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.
Нарушением валютного законодательства Российской Федерации является проведение расчетов с нерезидентами за поставку на экспорт продукции (работ, услуг) в сроки, превышающие 180 дней, без разрешения Центрального банка РФ. При этом следует иметь в виду, что отсчет 180 дней согласно пункту 2 (подпункт «б») раздела II Основных положений начинается от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке). Датой же отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. указанная на транспортном документе, или на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. В случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат или из разных портов отгрузки) при отгрузке товара на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа. Если срок платежа за экспортируемые товары не превышает 180 дней от даты отгрузки, то такая операция согласно пункту 9 статьи 1 Закона является текущей. Если же срок оплаты превышает 180 дней, то операция по проведению расчета в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона является валютной операцией, связанной с движением капитала, и соответственно требует специального разрешения Центрального банка РФ. По работам и услугам отсчет 180 дней начинается от даты их фактического оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В соответствии с пунктом 2 раздела II Основных положений это правило распространяется также на экспортные поставки по консигнационным соглашениям (подпункт «в»), на бартерные, товарообменные и компенсационные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней определяются как срок встречной поставки товара от даты его отгрузки контрагентом, а также на реэкспортные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней нужно отсчитывать от даты оплаты резидентом товара, подлежащего последующему реэкспорту. Если за экспортируемые товары, работы и услуги в контракте предусмотрены авансовые платежи, то в соответствии с Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным приказом Центрального банка РФ от 24.04.96 г. № 02-94 они могут зачисляться резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке Российской Федерации независимо от срока, прошедшего с даты их зачисления до таможенного оформления экспортируемого товара, приема нерезидентом выполненных работ и оказанных услуг, без специального разрешения Банка России (т.е. срок от даты зачисления до даты таможенного оформления экспортного товара или до даты сдачи-приемки работ и услуг может превышать 180 дней). Такой же принцип действует и при импорте товаров, в том числе по договорам консигнации: если срок оплаты превышает 180 дней от даты отгрузки либо поставка производится более чем через 180 дней с даты оплаты, то это операции, связанные с движением капитала, и соответственно на их проведение требуется разрешение Банка России. Однако, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения без разрешения ЦБ РФ резиденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации, а также на валютный счет нерезидента в уполномоченном банке Российской Федерации в счет оплаты за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления) независимо от срока, прошедшего с момента ввоза (таможенного оформления) до даты платежа. При импорте работ или услуг перевод в счет их оплаты может производиться независимо от срока, прошедшего с даты их приема резидентом до даты платежа. Если контрактом на импорт товаров, работ, услуг предусмотрен авансовый платеж, то импортируемые товары, работы и услуги должны быть переданы резиденту в срок, не превышающий 180 дней с даты платежа. Следует иметь в виду, что за разрешением на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, нужно обращаться заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» указано, что в случае, если по контракту предусматривается превышение срока поступления экспортной выручки - 180 календарных дней с даты таможенного оформления экспортного товара и, таким образом, имеет место операция, связанная с движением капитала, экспортер должен получить лицензию Центрального банка РФ на совершение валютной операции до подписания контракта. Это логично, поскольку обязательства партнеров возникают с момента подписания контракта. Поэтому при оказании услуг, выполнении работ разрешение на операцию, платеж по которой превышает 180 дней от даты сдачи-приемки, должно быть получено до подписания контракта. Если же просроченная дебиторская задолженность образовалась в процессе исполнения контракта по вине иностранного партнера, то в соответствии с пунктом 6.10 указанной совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола «О взаимодействии МВЭС РФ и Центрального банка Российской Федерации при осуществлении экспортного и валютного контроля» от 22.07.94 г. экспортеру следует обратиться в МВЭС России для получения письменного подтверждения обоснованности задержки получения валютной выручки от экспорта, которая произошла по обстоятельствам, не зависящим от экспортера. При этом он должен принять меры к погашению задолженности и предъявить рекламацию. В таких случаях Банком России не выдаются разрешения на совершение операций, связанных с движением капитала.
Резидент получил от нерезидента аванс под поставку экспортной продукции, выполнение работ или оказание услуг. А затем по причине неисполнения своих контрактных обязательств возвратил аванс и уплатил проценты. В этом случае на перечисление процентов нужно заранее получить разрешение Центрального банка РФ, так как Основными положениями уплата процентов при возврате авансов прямо отнесена к числу операций, требующих разрешения Центрального банка РФ. В перечне текущих валютных операций, который приведен в пункте 9 статьи 1 Закона, эта операция также не содержится. При осуществлении расчетов по внешнеэкономической деятельности с нерезидентами возникают параллельно расчеты между резидентами, связанные с внешнеэкономическими операциями.
Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами. Основные положения (раздел III) допускают использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в расчетах между юридическими лицами-резидентами в следующих случаях: между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; между импортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей; за транзитные перевозки грузов через территорию России; за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи; при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции (работ, услуг) из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера; при оплате комиссионного вознаграждения организациям-посредникам за посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции; при оплате расходов внешнеэкономических посреднических организаций, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте; при оплате расходов банковских учреждений, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями для покрытия расходов в валюте; при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте; при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Согласно пункту 8 раздела II Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», утвержденной приказом ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 02-104А (ред. от 17.07.97 г.), предприятия, в том числе посреднические, могут оплачивать в иностранной валюте экспортные таможенные пошлины и таможенные процедуры; посреднические организации могут производить расчеты в иностранной валюте с поставщиками экспортной продукции в пределах причитающихся им сумм и с заказчиками импортных товаров по суммам, предназначенным для оплаты импорта, на основании заключенных с предприятиями-поставщиками и заказчиками договоров. В соответствии с письмом Центрального банка РФ от 13.04.94 г. № 87 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного облигационного займа» в иностранной валюте (как и в рублях) могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа. На основании письма Банка России от 2.09.94 г. № 108 «О переводе арбитражного сбора в иностранной валюте» допускается перевод сбора полностью или частично в иностранной валюте с текущего валютного счета резидента в пользу арбитражного суда или морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации на рассмотрение дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из заключенных между ними контрактов. В том случае, если производство по делу прекращается, арбитражный сбор в иностранной валюте возвращается истцу. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров. Расчеты осуществляются в безналичном порядке в тех валютах, в которых заключены контракты с иностранными контрагентами (Основные положения, раздел III, пункты 3 и 4). Во всех остальных случаях проведение расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации не допускается.
По действующему
российскому законодательству юридические
лица-резиденты обязаны
Переводы резидентами денежных средств на безвозмездной основе на счета нерезидентов (рублевый / валютный), если нерезидент является некоммерческой - благотворительной организацией (спонсорство). В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений осуществляются лишь текущие валютные операции. Перечень текущих операций определен Приказом ЦБР от 24.04.96 г. №02-94 "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций". Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Указанная операция относится не к текущим, а к операциям, связанным с движением капитала. В соответствии с п.2 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, т.е. при наличии у резидента соответствующего разрешения (лицензии) Банка России. При совершении российскими предприятиями, организациями и гражданами указанных сделок или действий без лицензии Банка России, т.е. с нарушением действующего законодательства, такие сделки в установленном порядке признаются недействительными, действия - незаконными, а все полученное по этим сделкам или в результате таких действий изымается в доход государства на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[18]. В соответствии с Письмом ЦБР от 06.1095 №12-524, для получения разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в Банк России необходимо представить следующий примерный перечень документов: Письмо - заявление в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Нотариально заверенные копии учредительных документов резидента. Нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации резидента. Справка из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства. Справки из уполномоченных банков Российской Федерации, в которых у резидента открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже ее части, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств). Справка из Госкомимущества России, его территориальных управлений и / или других уполномоченных государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в федеральной собственности (в случае если распоряжение этими объектами должно осуществляться по решению указанных органов и / или с их согласия). Баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских заключений (если аудиторские проверки имели место). Баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой образования с заявкой в Банк России (заверенный подписями руководителями, главного бухгалтера и удостоверенный печатью резидента). Отчет о финансовых результатах резидента (прибыли / убытках) за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату датой обращения с заявкой в Банк России (заверенный налоговой инспекцией). Справка из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов резиденту.