Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:42, курсовая работа
Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей России за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит активизация внешнеэкономической деятельности предприятий, рост ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Введение……………………………………………………………………...…..2
1. Сущность и элементы валютной системы …………..……………..….
1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы ………………..
1.2. Эволюция валютной системы …………………………………………….
2. Характеристика валютной системы Российской Федерации…...….
2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования валютной
системы Российской Федерации……………………………………….....
2.2. Особенности валютной системы РФ……………………………….…...
3. Валютное регулирование в Российской Федерации…...…………....
3.1. Основные направления валютного регулирования в РФ…………….....
3.2. Проблемы валютного регулирования……………………………….…...
Заключение……………………………………………………………….….
Список использованной литературы……………………………………..
Приложение
Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.)[8.C43-47].
В процессе проведения в России экономических реформ становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего валютного рынка в частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми де-факто из-за пробелов в законодательстве.
Наиболее значительная часть капитала, по подсчетам Мельникова В.Н. составляющая 18-19 млрд. долларов, уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по импорту продукции.
Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков – крупнейших покупателей иностранной валюты на межбанковской валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так называемые «фирмы - однодневки». «Фирмы - однодневки», как правило, состоят из одного – двух физических лиц, имеют юридический адрес на арендованную квартиру и минимально допустимый уставной капитал в 100 МРОТ. Каждая из таких фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. долларов для оплаты поставок по импортным контрактам. Как правило, платежные условия предусматривают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются офшорные зоны. Несмотря на явный фиктивный характер таких сделок, действующее законодательство не предоставляет уполномоченному банку права отказать клиенту в совершении сделок.
«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны:
1. Сокращается предложение
2. Сокращаются валютные резервы, что косвенно бьет по курсу рубля. Если хотя бы часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза больше, чем в настоящее время.
3.
Сокращаются инвестиционные
4.
Уменьшается налогооблагаемая
5.
В страну не инвестируется
прибыль, полученная от «
6. Снижается устойчивость финансового рынка, возникает асимметрия между его сегментами.
Для удержания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на удержание "бегства" капитала, с мерами административного и финансового контроля за валютными операциями, переводами и инвестициями за рубежом.
Специалисты
в области валютного
Не менее важен контроль за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко используются как форма "бегства" капитала, если после перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный контракт как несостоявшийся.
Необходим контроль за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз (от двух до пяти-шести, по некоторым оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания "бегства" капитала в оффшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.
Учитывая важную роль банков и различных финансово-кредитных учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам.
Международное сотрудничество непременное условие сдерживания утечки капитала из России. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля.
Таким
образом, если грамотно производить
контроль за капиталом, то это может
дать возможность правительству
России сохранить свой денежный и экономический
суверенитет и свободу действия для стремления
к положительному росту, а также восстановить
финансовые институты в России, поскольку
это необходимо, так как рынки могут быть
эффективны только в тех случаях, когда
их деятельность обеспечивается соответствующими
институтами. Россия может и должна найти
способы пресечь "бегство" капитала
и частично вернуть его в страну в целях
возрождения национальной экономики.
Заключение.
Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
Разумеется, существование и использование валюты предполагает развитие валютных отношений. Одной из важнейших задач финансовой политики любого государства является укрепление национальной валюты. Стабильность национальной валюты - один из главных показателей финансовой устойчивости национальной экономики. Для поддержания устойчивости необходимы три основных элемента: валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль. [9, стр. 364-365]
Понятие «валютная система» очень обширно. Сюда входят валютные отношения, валютные операции, непосредственно основа валютной системы российский рубль, режим валютного рынка, валютное регулирование, валютный и экспортный контроль и т.д.
Основными
направлениями контроля является проверка:
соответствия проводимых операций действующему
валютному законодательству и наличия
необходимых для них
В данный момент валютная политика России вырабатывается в чрезвычайно сложных экономических и политических условиях. Так как из-за существующих проблем России нужно корректировать механизм управления валютной системой государства. Здесь нельзя подобрать шаблон или делать так, как в других странах. Каждое государство должно самостоятельно разработать свою линию поведения для эффективного и слаженного функционирования валютной системы своей страны.
В процессе создания эффективно работающего и подконтрольного внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов.
Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.
Во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере, "шарахания" из стороны в сторону могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям.
Поведение
субъектов хозяйственной
В-третьих, валютное законодательство в Российской Федерации еще далеко от полного своего становления. Оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для специалистов, а не только работников предприятий и банков). Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто делались в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем эффективнее будет валютная политика государства. Тем более, что, как показала практика, предоставление многочисленных льгот не только существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим использованием уже предоставленных льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников перед другими, стимулируя иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот, прежде всего и опасно тем, что оно нарушает целостный, единообразный механизм государственного регулирования и контроля, делает практически невозможным строгий анализ экономических последствий подобных мер.
В-четвертых,
не вызывает сомнений необходимость
сочетания активного
Надо
сказать, что в России регулируются
валютные отношения с другими
странами. Руководство валютной политикой
осуществляет президент, правительство,
государственная дума. Они принимают законодательные
акты в области валютной политики, обеспечивают
их соблюдение, распределяют полномочия
и функции по управлению и регулированию.
Банк России осуществляет валютное регулирование
путем валютных интервенций на главных
валютных биржах (Москва и Санкт-Петербург)
и с помощью различных нормативных документов.
Заключение
Национальная валютная система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система России формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство и вступила в июне 1992 года в МВФ.
Понятие «валютная система» очень обширно. Сюда входят валютные отношения, валютные операции, непосредственно основа валютной системы российский рубль, режим валютного рынка, валютное регулирование, валютный и экспортный контроль и т.д.
Основными
направлениями контроля является проверка:
соответствия проводимых операций действующему
валютному законодательству и наличия
необходимых для них
В данный момент валютная политика России вырабатывается в чрезвычайно сложных экономических и политических условиях. Так как из-за существующих проблем России нужно корректировать механизм управления валютной системой государства. Здесь нельзя подобрать шаблон или делать так, как в других странах. Каждое государство должно самостоятельно разработать свою линию поведения для эффективного и слаженного функционирования валютной системы своей страны.