Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 03:37, курсовая работа
Банки - необходимый финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег.
Введение
1. Теоретические аспекты организации и проведения валютных операций в Республике Беларусь
1.1 Экономическое содержание и принципы организации валютных операций
1.2 Классификация валютных операций
1.3 Особенности организации валютного регулирования и валютного контроля в РБ
2. Оценка эффективности осуществления валютных операций на примере филиала № 703 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Бобруйска
2.1 Динамика основных показателей развития филиала № 703 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Бобруйска
2.2 Анализ валютных операций филиала № 703 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Бобруйска с участием физических лиц
3. Совершенствование анализа и эффективности валютно-обменных операций
3.1 Совершенствование влияния валютно-обменных операций на финансовый результат банка
3.2 Предложения по совершенствованию экономического анализа и развитию деятельности филиала № 703 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Бобруйска
Заключение
Список использованных источников
Согласно статье 284 Кодекса к валютно-обменным операциям относятся:
- операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);
- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты):
- иные операции, определенные Национальным банком.
Согласно статье 14 Кодекса право осуществления валютно-обменных операций принадлежит исключительно банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (далее - уполномоченные банки). К используемому в контексте статьи термину «уполномоченный банк» относятся также центральный аппарат Национального банка, Главные управления и отделения Национального банка.
Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по устанавливаемым банками курсам, которые постоянно контролируются ими и приводятся в соответствие с развитием рынка. Курс покупки иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с выплатой в белорусских рублях, курс продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с оплатой в белорусский рублях, курс конверсии иностранной валюты устанавливаются и оформляются приказом (распоряжением) по банку до начала рабочего дня обменного пункта или кассы. В течение рабочего дня банки могут, изменять установленные обменные курсы. Установление или изменение обменных курсов фиксируется в специальном журнале установления обменных курсов. Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен уполномоченным лицом коммерческого банка. Кассир записывает информацию о полученных обменных курсах в журнале установления обменных курсов.
Цены на наличную валюту могут указываться как за единицу валюты (доллар США, евро), так и за каждые 10 единиц иностранной валюты (японские иены), за каждые 100 единиц иностранной валюты (румынский лей, иранский реал, монгольский тугрик, ливанский фунт), а также за 10000 единиц иностранной валюты (турецкие лиры).
В мировой практике существуют два вида котировок: прямая и косвенная.
В большинстве стран курсы иностранной валюты выражаются в национальной валюте, т. е. указывается сколько будет стоить единица иностранной валюты в национальной. Эту форму указания цен называют прямой котировкой.
Пример прямой котировки (данные условные):
- в Республике Беларусь 1 американский доллар стоит 2145 рублей;
- в Литве 1 американский доллар стоит 4 лита.
Противоположным является понятие косвенной котировки. При этом указывается не цена за единицу иностранной валюты, а иностранный эквивалент за единицу национальной валюты. Подобная система применяется в небольшом количестве стран, в частности, в Англии.
Пример косвенной котировки: в Лондоне 1,6 американских доллара будут котироваться к одному фунту стерлингов.
При покупке клиентами иностранной наличной валюты через банки за основу принимается более низкая цена покупки (курс покупателя), при продаже - более высокая цена (курс продавца). Для покрытия расходов по обслуживанию операций и получения прибыли между этими курсами существует разница, называемая маржой. Как правило, разница между ценами покупки и продажи наличной валюты выше, чем разница между курсами покупки и продажи безналичной валюты. Поскольку затраты, связанные с операциями с наличной иностранной валютой, также значительно выше (транспортировка денег, приобретение приспособлений для проверки банкнот на подлинность - каталоги отличительных признаков, детектор наличия магнитных добавок в красителях, ультрафиолетовая лампа, лупа и др.).
При покупке и продаже платежных документов в иностранной валюте (это выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские чеки или иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями, а также чеки Tax-free) банки могут взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях. В последнее время комиссионные за покупку и продажу иностранной валюты банками Республики Беларусь не предусматриваются.
Операции покупки и продажи иностранной валюты банками производятся только с теми валютами, на которые установлены обменные курсы.
В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения Национального банка на данные операции).
Таким образом, спектр услуг, предоставляемых банками по операциям с иностранной валютой, широк и каждым годом расширяется. Банки оперативно реагируют на изменение спроса на отдельные виды услуг, что особенно важно в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без таких операций, как покупка-продажа наличной иностранной валюты с участием физических лиц, осуществления переводов за границу, покупки-продажи дорожных чеков, выдачи наличной иностранной валюты на командировочные расходы корпоративным клиентам, практически невозможна повседневная работа любого банка с клиентами.
1.3 Особенности организации валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь
Совершенствование действующей валютной системы в Республике Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной задачей для нашей экономики.
Проводимая в Республике Беларусь валютная политика осуществляется в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях.
Под валютным регулированием понимается совокупность форм организации денежных потоков при проведении внешнеторговых операций в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения должной динамики валютного курса и равновесия на валютном рынке.
Основная цель валютного регулирования - устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж.
От методов валютного, внешнеэкономического регулирования зависит финансовое состояние предприятий-экспортеров, а также предприятий импортоориентированных отраслей. Вследствие высокой зависимости национального производства от импорта сырья, низкого уровня внедрения наукоемких и энергосберегающих технологий происходит снижение конкурентоспособности отечественной продукции и увеличение износа основных фондов.
В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона РБ от 22.07.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятие Закона является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.
Закон содержит основные понятия, имеющие отношение к валютному регулированию и валютному контролю, классификацию валютных операций, порядок проведения валютных операций в зависимости от субъектного состава валютных сделок, основные принципы расчетов, ввоза и вывоза иностранной валюты, органов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, компетенцию и основные обязанности. И, наконец, Закон установил функции агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов.
Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.[2].
В настоящее время создана система валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием административных и экономических методов обеспечить «прозрачность» на внутреннем валютном рынке.
Система административного валютного регулирования и контроля основана на определении системы расчетов по внешнеэкономическим операциям, жестком регулировании поступления и использования валютных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также на действии целого ряда экономических санкций и ограничений.
Административные меры валютного регулирования на определенном краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для инвестирования в экономику.
В долгосрочном плане регулирование через валютные ограничения не может обеспечить стабильности на валютном, внешнеторговом и финансовых рынках.
По мере выравнивания внешнеторговых диспропорций, динамики ВВП и обменного курса белорусского рубля целесообразен переход к либеральному направлению валютного регулирования.
Основы валютного регулирования должны быть направлены на обеспечение сбалансированности платежного баланса и стабильности белорусского рубля, экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества Республики Беларусь.
Вопрос существования валютного контроля зависит от многих факторов, прежде всего, от темпов вхождения государства в рынок. Актуальным в настоящее время представляется вопрос о либерализации валютного контроля, и факт постановки данного вопроса является признаком того, что финансово-экономическое сообщество, по всей видимости, уже достигло того уровня рыночной зрелости, когда необходимо рассмотреть возможность смягчения устоявшихся норм государственного контроля в отношении валютных операций. Экономика Беларуси имеет достаточную степень открытости, и существующие на сегодняшний день валютные ограничения и скрупулезный контроль часто вносят диссонанс в желаемую гармонию внешнеторговой и валютной политики государства. Первые шаги в направлении снятия таких ограничений в области валютного регулирования уже предприняты. Теперь очередь за валютным контролем.
Государственный валютный контроль - это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1. определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
2. обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
3. предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
4. проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
5. анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются: Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Комитет государственного контроля - формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством. [2].
Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте. Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, как правило, обязывает резидентов сдавать иностранную валюту государству по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты.