Однако, вскоре выяснилось,
что “змея” может успешно существовать
лишь в странах со сравнительно однородным
характером экономического развития и
не очень значительными различиями
в состоянии платежного баланса.
Ко всем странам это не относилось.
Этим частично обусловлены изменения
состава участников. Так Великобритания,
Италия и Ирландия отказались участвовать
в системе коллективного “плавания”
валют в связи с неустойчивостью
их валютно-экономического положения.
Франция дважды выходила из “европейской
валютной змеи”, чтобы не тратить
свои золотовалютные резервы для
поддержки узких пределов колебаний
франка к другим участникам “змеи”.
Последними к “змее” присоединились
не входящие в ЕЭС Норвегия и Швеция.
“Европейская валютная змея”
1972-1979 гг. дала большой опыт в области
проведения единой валютной политики
странами ЕЭС. Кроме этого, ее принцип
был заложен как один из основных
в фундамент созданной в марте
1979 года Европейской Валютной Системы.
- валютная интервенция не только в долларах, но и в марках ФРГ (с 1972 г.), чтобы уменьшить зависимость ЕС от американской валюты;
- введение европейской расчетной единицы (ЕРЕ), приравненной вначале к 0,888671 чистого золота, а с 1975 г. – к корзине валют ЕС;
- формирование системы межгосударственных взаимных кредитов в целях покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
- создание совместного бюджета ЕС;
- установление к 1967 г. системы «зеленых курсов» - фиксированных, но периодически изменяемых курсов для расчетов по торговле сельскохозяйственными товарами; эти курсы отличались от рыночных и центральных курсов валют стран «Общего рынка»;
- введение системы валютных компенсаций – налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения экю устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальную валюту по «зеленому курсу».
Так, после девальвации
французского франка в августе 1969 г.
в связи с повышением «зеленого
курса» и цен в стране были введены
налог на экспортируемые сельскохозяйственные
товары из Франции в ЕС и выплата
«отрицательной» компенсационной
суммы, т.е. субсидии из бюджета ЕС по
импорту аграрных товаров во Францию
из ЕС. Аналогичная система, но с
выплатой экспортных субсидий и введением
налогов по импорту аграрных товаров,
была установлена для ФРГ. После
ревальвации марки в 1969 г. ФРГ
платила «положительные» компенсационные
суммы в бюджет ЕЭС, с 1999 г. наметилась
тенденция к уменьшению этих субсидий,
и в начале 2000-х гг. они были
отменены;
- создание межгосударственных финансовых институтов и фондов – Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда валютного сотрудничества и ряда других фондов.
Несмотря на некоторые
сдвиги в интеграционном процессе,
«план Вернера» потерпел провал. Это
было обусловлено разногласиями
в ЕС, в частности между национальным
суверенитетом и попытками наднационального
регулирования валютно-кредитных
отношений, дифференциацией экономического
развития стран-членов, кризисами и
другими факторами. Застой интеграции
в ЕС продолжался с середины 70-х
до середины 80-х гг.
Режим «европейской валютной
змеи» оказался малоэффективным, т.к.
не был подкреплен координацией валютно-экономической
политики стран ЕС. В итоге часто
изменялись курсовые соотношения в
целях уменьшения спекулятивного давления
на отдельные валюты. Некоторые страны
покидали «европейскую валютную змею»,
чтобы не тратить свои валютные резервы
для поддержания курсов валют
в узких пределах. С середины 70-х
г.г. одни страны (ФРГ, Нидерланды, Дания,
Бельгия, Люксембург и периодически
Франция) участвовали в совместном
плавании валютных курсов, другие (Великобритания,
Италия, Ирландия и периодически Франция)
предпочитали индивидуальное плавание
своих валют.
В конце 70-х г.г. активизировались
поиски путей создания экономического
и валютного союза.
В проекте председателя Комиссии
ЕС Р.Дженкинса (октябрь 1977г.) упор был
сделан на создание европейского органа
для эмиссии коллективной валюты
и частичного контроля над экономикой
стран – членов ЕС. Эти принципы
валютной интеграции были положены в
основу проекта, предложенного Францией
и ФРГ в Бремене в июле 1978
г.
В итоге затяжных и трудных
переговоров 13 марта 1979 г. была создана
Европейская валютная система (ЕВС).
Ее цели следующие: обеспечить достижение
экономической интеграции, создать зону
европейской стабильности с собственной
валютой в противовес Ямайской валютной
системе, основанной на долларовом стандарте,
оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.
ЕВС – международная валютная
система (1979 – 1998 г.г.) Европейского экономического
сообщества, закрепленная межгосударственным
соглашением этих стран с целью
стабилизации валютных курсов и стимулирования
интеграционных процессов. ЕВС –
подсистема мировой валютной системы.
Особенности западноевропейского
интеграционного комплекса определяли
структурные принципы ЕВС, отличавшиеся
от Ямайской валютной системы.
- ЕВС базировалась на экю – европейской валютной единице. Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств – членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Доля марки ФРГ равнялась 32,6 %, французского франка – 19,9%, фунта стерлингов – 11,5%, итальянской лиры – 8,1%, датской кроны – 2,7% и т.д. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастирхтским договором «абсолютный вес» валют в экю был заморожен, однако «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют.
- В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов.
Во-первых, эмиссия экю была частично
обеспечена золотом. Во-вторых, с этой
целью создан совместный фонд за счет
объединения 20% официальных золотых
и долларовых резервов стран ЕВС
в ЕФВС. Центральные банки внесли
в фонд 2,66 тыс. тонн золота (в МВФ
– 3,2 тыс. тонн). Взносы осуществлялись
в форме возобновляемых трехмесячных
сделок своп, чтобы сохранить право
собственности стран на золото. Экю,
полученный в обмен на золото, зачислялись
в официальные резервы. В-третьих,
страны ЕС ориентировались на рыночную
цену золота для определения
взноса в золотой фонд, а также
для регулирования эмиссии и
объема резервов в экю.
- Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи». Были установлены пределы валютных колебаний: + 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, + 6% до конца 1989 г., затем Испании, с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамки колебаний расширены до + 15%.
- Для осуществления межгосударственного регионального валютного регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС).
Создание ЕВС – явление
закономерное. Эта валютная система
возникла на базе западноевропейской
интеграции с целью создания собственного
валютного центра. Однако, будучи подсистемой
мировой валютной системы, ЕВС испытывала
отрицательные последствия нестабильности
последней и влияние доллара
США. Сравнительная характеристика
экю и СДР позволяет выявить
их общие черты и различия. Общие
черты заключаются в природе
этих международных валютных единиц
как прообраза мировых кредитных
денег. Они не имеют материальной
формы в виде банкнот, зачисляются
на специальные счета соответствующих
стран и используются в форме
безналичных перечислений по ним. Их
условная стоимость определяется по
методу валютной корзины, но с разным
набором валют. За их хранение на счетах
сверх лимита эмитент выплачивает
странам проценты.
Однако имелись различия
экю и СДР, которые определяли
преимущества первых:
- В отличие от СДР эмиссия официальных экю была частично обеспечена золотом и долларами за счет объединения 20% официальных резервов стран – членов ЕВС.
- Эмиссия экю была более эластична, чем СДР. Сумма выпуска официальных экю не устанавливалась заранее, а корректировалась в зависимости от изменения золотодолларовых резервов стран – членов ЕВС. При этом недостатком являлось влияние на эмиссию колебания цен золота и курса доллара. Эмиссия частных (коммерческих) экю банками более соответствовала потребностям рынка. Ее эмиссионный механизм включал две операции: «конструирование» экю, т.е. открытие по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину; «слом корзины» экю, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты депозитов.
- Объем эмиссии экю превышал выпуск СДР.
- Валютная корзина служила не столько для определения курса экю, сколько для расчета паритетной сетки валют, которой не располагала ни одна другая международная валютная единица.
- Уникален режим курса валют, в частности к экю, основанный на их совместном плавании («европейская валютная змея») с пределами взаимных колебаний, что способствовало относительной стабильности экю и валют стран – членов ЕВС.
- В отличие от СДР экю использовались не только в официальном, но и частичном секторе. Для облегчения расчетов в экю в 1986 г. был создан межбанковский валютный клиринг.
Расширение сферы применения
экю обусловлено тремя основными
причинами:
- валютная корзина экю и режим «европейской валютной змеи» уменьшали валютный риск;
- любой банк мог «контролировать» экю в соответствии с ее валютной корзиной, прибавляя или изымая из нее валюты по согласованию с клиентом;
- экю удовлетворяли потребность мирового хозяйства в сравнительно стабильной международной валютной единице как альтернативе нестабильным валютам.
Материальной базой регулирования
ЕС, включая ЕВС, является специфический
кредитный механизм, в частности
взаимный кредит центральных банков
и государств-членов:
- сверхкраткосрочный кредит ЕФВС, затем ЕВИ в среднем на 45 дней с правом пролонгирования на 3 месяца;
- валютный кредит центральных банков сроком на 3 месяца с правом двукратного продления. Эти кредиты безусловные и предоставлялись автоматически;
- среднесписочные кредиты ( от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного баланса с разрешения Совета министров ЕС при условии проведения стабилизационной программы.
Наиболее реальные достижения
ЕВС: успешное развитие экю, которая
приобрела ряд черт мировой валюты,
хотя не стала ею в полном смысле,
режим согласованного колебания
валютных курсов в узких пределах,
относительная стабилизация валют,
хотя периодически пересматривались их
курсовые соотношения, объединение 20%
официальных золотодолларовых резервов;
развитие кредитно-финансового механизма
поддержки стран-членов; межгосударственное
и элементы наднационального регулирования
экономики. Достижения ЕВС обусловлены
поступательным развитием западноевропейской
интеграции. Каковы причины?
- Новое политическое мышление, преодоление идеологии и политики национализма и разобщенности.
- Признание, что экономическая интеграция, хозяйственная взаимозависимость государств выгоднее, чем протекционизм, разобщенность и автаркия.
- Компромиссные решения для преодоления противоречий (принцип согласия).
- Делегирование части суверенных прав наднациональным органом.
- Преобладание прагматизма над доктринерством, ориентация на конкретные программы с учетом согласия стран-членов.
Так, переход на новый
принцип голосования от единогласия
(т.е. право вето) к большинству
голосов растянулся на 20 лет с 1965
г. и был зафиксирован в 1985 г. после
преодоления разногласий.
- Постепенное утверждение принципа поэтапности движения («шаг за шагом») к цели вместо провалившихся максималистских проектов и шоковой терапии, характерной для 1950 – 1960-х г.г.
Например, первый договор
о ЕОУС (1951г.) предусматривал интеграцию
лишь двух отраслей промышленности; второй
– о ЕС (1957 г.) ставил задачу создания
таможенного союза и «Общего
рынка»; третий – Единый европейский
акт (1986 г.)наметил переход к единому
внутреннему рынку к концу 1992
г., четвертый – Маастрихтсий договор
о переходе к политическому, экономическому
и валютному союзу.
- Гибкость при выборе направлений и методов экономической интеграции, неоднократное изменение их приоритетов с учетом потребности стран-членов. Причем степень согласования экономической и валютно-кредитной политики различна: от приоритета наднациональных решений до координации их с национальным законодательством.
- В ЕС большое внимание уделяется механизмам (политическим, правовым, административным, валютным, финансовым, кредитным), которые регулируют принятие и реализацию решений. Тысячи компетентных экспертов и комиссий ЕС в Брюсселе собирают, обрабатывают, распространяют информацию, организуют исследования и дискуссии, готовят решения с учетом разногласий и контролируют их выполнение.
Однако валютная интеграция
не была завершена до 1999 г. в силу
трудностей, противоречий и нерешенных
проблем. К числу недостатков
ЕВС относятся следующие:
- Периодическое официальное изменение валютных курсов (16 раз за 1979 – 1993 г.г.).
Наиболее слабые валюты (датская
крона, итальянская лира, ирландский
фунт, бельгийский франк и д.р.)
девальвировались, а более сильные
(марка ФРГ, голландский гульден)
ревальвировались. Так, осенью 1992 г. разразился
очередной валютный кризис в ЕС.
Итальянская лира и фунт стерлингов
были девальвированы и временно вышли
из «европейской валютной змеи». В 1993 г.
объектом атак на валютных рынках стал
прежде всего французский франк.
В августе 1993 г., чтобы избежать краха
ЕВС были расширены пределы колебаний
курсов до + 15%. Изменение
курсов сопровождалось обострением противоречий
стран ЕС.
- Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, в состоянии платежного баланса. Отсталые районы в Италии, Ирландии, Греции, Португалии требовали дополнительных дотаций для решения проблем в рамках региональной политики.
- Координация экономической политики наталкивалась также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
- Частные экю не были связаны с официальными экю единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.
- Выпуск экю довольно скромно влиял на взаимные операции центральных банков стран ЕС.
- Функционирование ЕВС осложнялось внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывало дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышались, а при повышении – снижались в разной степени, что требовало пересмотра их курсовых соотношений.