Введение новой европейской валюты: евро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание

Выбранная мною тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя. Ведь впервые появился конкурент доллара США - евро, способный оспорить его статус доминирующей валюты мира. До введения евро только одна из европейских валют — немецкая марка, играла заметную роль на валютных рынках мира, однако вне Европы она не имела перспективы упрочить и расширить позиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.От Европейской валютной системы к Экономическому и валютному союзу (ЭВС)…..4
Этапы введения евро……………………………………………………………...17
Итоги введения евро………………………………………………………………19
Внутренний и международный аспекты создания европейского Экономического и валютного союза и введения евро…………………………………..21
Евро станет главной мировой валютой уже в 2015 г………………………….23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ, ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1. Валютная система Российской Федерации и ее перспективы в мировой экономике…25
2.2. Экономический и валютный союз ЕС и России…………………………………………28
2.2.1. Стратегические интересы России и Евросоюза………………………………………..28
2.2.2. Россия и зона евро: будущий формат взаимоотношений……………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ
График введения евро……………………………………………………………………..36
Страны-члены Евросоюза………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 785.00 Кб (Скачать документ)

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

Валютный курс позволяет  соизмерить национальную российскую валюту (рубль) с иностранной валютой.

Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты.

Официальные курсы иностранных  валют к российскому рублю  устанавливает Банк России.

Сегодняшнее укрепление российской экономики настолько вдохновило верховную власть, что рубль предполагается сделать одной из резервных мировых валют. Так, министр финансов РФ Алексей Кудрин полагает, что этого можно достичь после того, как Россия погасит свои долги перед МВФ в 2008 году. Но, возможно, и раньше. По мнению вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, помочь рублю стать одной из мировых резервных валют должна увеличивающая доля российской торговли в мире. А первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, считает, что Россия ведет эффективную валютно-денежную политику, что дает ей право инициировать обсуждение вопроса о более сбалансированной и безопасной международной финансовой системе с несколькими резервными валютами, и российский рубль вполне может претендовать на роль одной из них.  
Желание Кремля вполне понятно и оправданно с точки зрения возвращения России на мировую арену в качестве великой державы. Но есть ли объективные предпосылки для того, чтобы некогда "деревянным" рублем заинтересовались другие страны? Интересно, что даже оппозиционно настроенные экономисты и политики полагают, что такие возможности сейчас появились. Рубль нужно использовать как резервную валюту, сказал в эфире телеканала РБК в программе "Диалог" депутат Госдумы Сергей Глазьев. По мнению парламентария, рубль по определению должен быть резервной валютой в зоне СНГ и сейчас есть возможность вернуть страны Содружества в рублевую зону, что выгодно и РФ, и соседям. Первым шагом должно быть прямое курсообразование, то есть нужно прекратить посредничество доллара в курсообразовании валют на постсоветском пространстве. Сегодня у стран СНГ уже есть заинтересованность во введении российских денег в свои резервы, и они будут рубль покупать, соглашается председатель совета Московской международной валютной ассоциации Андрей Черепанов, правда, оговариваясь, что здесь важно, чтобы не было никаких видов политического принуждения. Впрочем, вынудить какую-либо суверенную страну держать свои резервы в определенной валюте, в данном случае в рублях, – из области фантастики. Все государства, в том числе и коллеги России по СНГ, ориентируются на мировые валюты стран с сильной экономикой. 

Пока власти ни одной  страны Содружества, исключая Белоруссию, у которой с РФ особые отношения, определенно не заявляли о готовности принять рубль в качестве охранительного резерва. Но российская экономика сейчас как раз на подъеме, что видно  и по миллионам трудовых мигрантов  из сопредельных стран, которые отправляют заработанные в РФ рубли к себе на родину. По прибытию рубли "превращаются" в гривны, манаты, лари и т. д. или  на них заранее покупаются доллары  или евро. Но и вывезенный в чистом виде рублевый капитал пользуется в  странах Содружества весом и  спросом как достаточно устойчивая валюта, необходимая, например, для  прямых торговых операций в РФ. Правда, не все экономисты с этим согласны. Среднегодовые темпы инфляции в  РФ составляют около 10%, и пока не видно  желающих приобретать в резерв валюту, обесценивающуюся с такой скоростью, говорит директор Института экономического анализа Андрей Илларионов.  
В принципе некоторые эксперты полагают, что правительство и Центробанк затянули с превращением рубля в резервную валюту, хотя это можно было бы сделать давно, и торможение продолжается из-за неадекватной курсовой политики и избыточного регулирования валютного рынка. Считается, что ЦБ необходимо вести политику снижения курса рубля вровень с инфляцией в России, а также в нынешних условиях активно покупать валюту, причем даже активнее, чем сегодня, тогда тренд доллара США изменится. Пойдет рост, и ЦБ начнет покупать валюты меньше, потому что многие приходящие в страну спекулянты, которые приносят валюту и через год-другой ее выкупают обратно, поймут, что им зарабатывать на этом рынке стало невозможно. Спекулянты уйдут, и, соответственно, у Банка России не будет появляться в резервах так называемая "спекулятивная пена", что добавит уважения к рублю.

Среди условий "резервности" валюты – темпы инфляции, желательно близкие к нулю и даже отрицательные, свободная конвертируемость, свободное  совершение разнообразных операций и свободное движение различных  других ресурсов, включая граждан, в  страну и из страны. У России основные сложности связаны с инфляцией, которую пока не удается существенно  понизить, как того требует президент, но это дело времени. Сейчас, когда  доллар "завибрировал" и все  громче звучат голоса о неоправданной  переоцененности евро, у Москвы есть шансы наверстать упущенную в 90-е  годы возможность сделать рубль  региональной резервной валютой. Важно  не упустить благоприятный шанс, который  уже был у Москвы в момент падения  новорожденного евро, когда руководство  ЕС было готово для спасения валютного  европейского союза активно работать с рублями в обмен на торговлю нефтью и газом за евро для его  поддержки. Союзниками в этом могут  стать наиболее благожелательно  настроенные к Москве страны, имеющие  прочные торговые связи с РФ, –  Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан. Союзником мог  бы стать и Китай, который также  настроен сделать юань свободно конвертируемой валютой и не прочь "заложить" его в ЗВР других стран в  качестве мировой резервной валюты. "России стоило бы выступить с  инициативой по формированию новой, более устойчивой архитектуры валютно-финансовой системы вместе с ЕС и Китаем", – говорит Сергей Глазьев. Потому что надвигающийся крах долларовой пирамиды никому не выгоден, и нужно  к тому моменту, когда доллар окончательно потеряет стабильность, иметь уже  готовое решение.

 

2.2. Экономический  и валютный союз ЕС и России

 

Создание ЭВС ставит перед  Россией два блока вопросов: одни из них имеют общее, стратегическое значение, а другие – чисто прикладное. Поэтому в данном разделе сначала  речь пойдет о том, как ЭВС соотносится  с национальными интересами России и влияет на ее диалог с Евросоюзом, а затем будут рассмотрены  практические возможности и проблемы, возникающие у российских государственных  органов, предприятий, банков и граждан  в результате введения евро.

 

2.2.1.Стратегические интересы России и Евросоюза

 

При создании единой европейской  валюты мнение и интересы России (так  же как США, Японии и любой третьей  страны) в расчет принимались, ведь единая валюта – сугубо внутреннее дело Европейского Союза. Вместе с тем  переход ЕС к валютному союзу , безусловно влияет на внешнюю и  внешнеэкономическую политику России, на ее торговые связи. В целом это  воздействие является положительным, хотя и не несет крупных коммерческих выгод в ближайшие годы. Речь идет о стратегических перспективах и  новых возможностях в будущем.

На данный момент возникновение  евро затронуло Россию гораздо меньше, чем ближайших соседей Евросоюза, так как в отличие от них  Россия имеет широкие внешнеторговые связи с СНГ и Азией и  уже поэтому слабее зависит от торговли с ЕС. Главная же причина  – глубокая долларизация российской экономики: по различным оценкам, в  стране циркулирует порядка 60 млрд. наличных долларов. В целом степень  использования доллара во внешнеэкономической  сфере России по многим показателям  выше , чем в среднем в мире. Вместе с тем до  2/3 отечественной внешней торговли связано с Европой (из которых одна половина приходится на ЕС, а другая  - на страны Центральной и Восточной Европы). Поэтому в долгосрочном плане евро может стать весьма существенным фактором внешнеэкономической политики России.

Главный стратегический выигрыш, который может получить Россия благодаря  появлению евро, - возможность снизить  ее зависимость от доллара и, следовательно, от экономической политики США. В  докладе «Единая европейская  валюта евро и национальные интересы России», подготовленном в 1999 г. экспертной группой РАН по заказу Правительства, говорилось: « В контексте экономической  безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону  биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей  страны  (т.е. не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при  решении вопросов режима валютного  курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований  и торговли». [2;с.270]

Второй вполне очевидный  плюс евро – экономия на конверсионных  операциях. Раньше тем российским предприятиям, которые имели партнеров в  разных странах ЕС. Приходилось вести  расчеты сразу в нескольких валютах. Теперь все платежи с 12 странами валютного союза осуществляются в одной денежной единице. Российским гражданам, выезжающим в страны валютного  союза, стало намного удобнее  брать с собой и привозить  назад евро, чем прежние национальные валюты.

Третье преимущество евро заключается в том, что цены внутри Евросоюза становятся «прозрачными». Российским импортерам теперь гораздо  проще ориентироваться на рынках стран ЭВС, ведь курсы национальных валют и их колебания больше не маскируют разницу в цене товаров.

О том, что позиция России в вопросах евро весьма значима для  Евросоюза, говорит следующий факт. Уже в апреле 1998 г. Генеральный  директорат II (по валютными финансовым вопросам) Европейской комиссии подготовил документ о путях взаимодействия Европейского Союза и Российской Федерации в распространении единой валюты. Материал был представлен на первой сессии Комитета сотрудничества Россия – ЕС. В документе, в частности говорится что, « если прошлые и нынешние структурные особенности российской экономики, видимо, оправдывали использование доллара как валютного эквивалента, то целый ряд ожидаемых последствий, динамично вытекающих из введения евро, подводит к пересмотру такого валютного положения. Конкретно, компетентные российские власти могли бы рассмотреть вариант лишения доллара его статуса «теневой» валюты в пользу более сбалансированной политики, подразумевающей, например, ориентацию в этой области на корзину валют со значительной ролью в ней евро». [2;с. 274] Эксперты Европейской комиссии предложили российской стороне обсудить возможность некоторых подвижек в российской экономической, денежно-кредитной и валютной политике. В их числе:

  • переосмысление российскими властями роли доллара в национальной экономике, особенно в качестве стержневой валюты процесса экономической стабилизации;
  • потенциальная привязка рубля к корзине доллар – к евро или евро как более стабильной валюте;
  • модификация валютной базы курсовой политики Банка России ( имеется в виду отход от традиции устанавливать прямую котировку рубля только по отношению к доллару);

потенциальное переключение с доллара на евро внешнеторговых операций России, в частности ее экспорта, включая экспорт энергоносителей. [2; с.274]

Здесь ясно просматривается  стремление европейских руководителей  продвинуть евро на российский рынок, что продиктовано как далеко идущими  политическими целями, так и чисто  прагматическими соображениями. На состоявшемся 17 мая 2001 г. саммите Евросоюз – Россия европейская сторона  обратилась к президенту Владимиру  Путину с предложением перевести  на евро торгово-экономические отношения  между сторонами. В материалах ЕС указывалось, что «использование евро в торговле может дать России лучшие возможности для использования  иностранных валют, способствовать притоку инвестиций и упростить  деловые операции». [2; с.275] Очевидно, что переключение России с долларов на евро (пусть постепенное и вначале частичное) было бы очень полезно для Евросоюза с точки зрения его позиции в мире и расстановки сил в диалоге ЕС – США. Россия важна для ЕС как крупный потенциальный источник спроса на единую валюту и как обширная зона для ее циркуляции. Через Россию европейской валюте гораздо легче было бы проникнуть в остальные страны СНГ.

Таким образом и Россия, и Евросоюз заинтересованы в том, чтобы евро была стабильной и надежной валютой. Пересечение интересов  создает почву для их более  активного взаимодействия и достижения более выгодного для нас баланса  требований и уступок обеих сторон.

И последнее. Евро способен изменить к лучшему экономический  климат в Европе, в чем заинтересованы и страны ЕС, и Россия.

 

      1. Россия и зона евро: будущий формат взаимоотношений

 

Начнем с интеграции. Может  ли Россия, пусть в отдаленной перспективе, стать членом европейского валютного  союза и ввести евро вместо национальных денег? Этот вопрос в открытой или  завуалированной форме не раз  поднимался и продолжает подниматься  на самых разных уровнях как в  России, так и в ЕС. Высказываются  разные точки зрения, но ответы, как  правило, выстраиваются по одной  и той же логической оси: от знаменитого  «этого не может быть, потому что  не может быть никогда» до «никогда не говори “никогда”». Меду тем в среде специалистов, профессионально занимающихся интеграцией, задача имеет довольно простое решение. Чтобы ввести евро, страна должна стать членом ЕС. Исключение составляет лишь случай, когда евро вводится в одностороннем порядке взамен национальных денег, как в Черногории. По понятным причинам, такой вариант – не для России.

Существует ли гипотетическая возможность того, что Россия вступит  в Европейский союз? Сторонники этой идеи обычно приводят следующие доводы. Раз Россия расположена в Европе, она должна войти в «европейскую семью», обладающую огромным экономическим  и политическим весом в мире, тем  более что так поступили страны Центральной и Восточной Европы. Членство в ЕС будет гарантией  развития в России демократии по западному  образцу и залогом долговременной политической стабильности. Вступив  в ЕС, Россия получит неограниченный доступ на Единый внутренний рынок  Союза, где товары, услуги, капиталы и физические лица передвигаются  без всяких ограничений. Участие  в ЕС значительно улучшит инвестиционный климат в стране, значительно возрастет  приток в Россию западноевропейских капиталов. Наконец, Россия как страна с более низким уровнем, чем в  среднем по ЕС, получит субсидии из структурных фондов Союза, возможно, ей так же смягчат условия выплаты  внешнего долга.

При этом упускаются из виду обязательства и ограничения, связанные  с членством в ЕС. Так, свободный  доступ российских товаров на европейский  рынок будет одновременно означать неограниченный доступ западноевропейских товаров на наш внутренний рынок. России еще до вступления в ЕС придется ввести у себя законодательство Европейского Союза, которое будет иметь приоритет  над российским правом. Российские компании должны будут подчиняться  решениям Суда ЕС. Как и все остальные  участники Союза, Россия ежегодно будет  отчислять в его общий бюджет 1,2 - 1,3 %  своего  ВВП (заметьте, не доходов госбюджета). Субсидии из структурных  фондов ЕС, на которые Россия могла  бы гипотетически рассчитывать, по нашим расчетам, никак не превысят 5 млрд. евро в год (четверть того, что  сейчас страна теряет из-за утечки капиталов), ведь после приема стран Центральной  и Восточной Европы население  относительно бедных регионов ЕС увеличился со 130 до 235 млн. человек, а бюджет Евросоюза  – на 8-10%.

Информация о работе Введение новой европейской валюты: евро