Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 12:48, курсовая работа
Практически вся дискуссия об относительных достоинствах, которыми обладают централизованная монопольная банковская система по сравнению с системой конкурирующих и равноправных на рынке банков, продолжалась на протяжении примерно 40--50 лет в прошлом столетии. В тех пор к этой теме не возвращались. Особенно верно это в отношении Франции. Действительно, в течение тех двадцати лет, когда французские мыслители были поглощены обсуждением данной проблемы, французская экономическая литература оказалась, пожалуй, более продуктивной, чем когда бы то ни было - как с количественной точки зрения, так и с точки зрения качества, в сравнении с аналогичным периодом времени в других странах.
Цель этой курсовой состоит в том, чтобы рассказать, что такое центральный банк и его основные функции.
Введение. 3
1.Общая характеристика центральных банков. 4
2.Задачи и функции центральных банков. 7
3.Денежно-кредитное регулирование. 11
3.1. Инструменты Денежно-кредитного регулирования. 12
4.Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка. 15
5.Политика обязательных резервов. 18
Заключение. 22
Литература. 24
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.
Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависит от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.
Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).
Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:
• традиционные или нетрадиционные;
• административные или рыночные;
• общего действия или селективной направленности;
• прямого или косвенного воздействии;
• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
Целесообразно различать
прямое и косвенное воздействие
того или иного механизма. Например,
при проведении учетной политики
осуществляется прямое регулирование
на денежном рынке и одновременно
оказывается косвенное
Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.
Эффективность комбинирования
применяемых одновременно инструментов
денежно-кредитной политики зависит
от успешного их сочетания при достижении
разных по срокам целей. Примером инструментов
долгосрочного регулирования служат традиционные
инструменты денежной политики (например,
политики минимальных резервов, политики
рефинансирования и др.). Осуществлению
краткосрочных целей служат как нетрадиционные
инструменты, например, операции “своп”
в рамках валютной политики, арбитраж
в рамках политики открытого рынка, так
и некоторые традиционные инструменты
(в Германии операции с федеральными ценными
бумагами).
Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.
Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей, контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института, учетной ставкой центрального банка В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам, при необходимости количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.
При осуществлении
дисконтной и залоговой политики
центральный банк может селективно
воздействовать на определенные отрасли
народного хозяйства путем
Поэтому в настоящее время общеэкономический эффект воздействия путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.
Изменение контингента рефинансирования позволяет центральному банку достигать следующего эффекта. При ограничений контингента коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например, к залоговым кредитам, что означает снижение объема их кредитного потенциала и удорожание кредитов. Ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета
В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные ин-;
статуты имеют возможность
рефинансироваться в
Рассмотрим действие данного инструмента на примере изменения величины учетной ставки Если цель центрального банка - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т.д.) При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкий клиентуру.
Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.
Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.
Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.
Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный банк выполняет “сигнальную миссию”. Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам “подготовиться” к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его “сигнальной миссии” при проведении дисконтной и залоговой политики.
В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.
Центральный банк Российской
Федерации предоставляет
Курс Банка России
на развитие рыночных механизмов экономического
регулирования выразился в организации
кредитных аукционов, с введением которых
ограничивается административное установление
процентных ставок и объемов кредитов
центрального банка.
Во всех развитых
странах, за исключением
Требования минимальных
резервов появились как страховка
ликвидности кредитных
Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент “жесткого” регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.
По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов.
В качестве компенсации
за необходимость держать в
• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;
• причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.
Кроме приведенных выше “компенсирующих мер”, дополнительно используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.
При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.
В механизме расчета
ставок, а также в критериях, по
которым они дифференцируются, в
разных странах наблюдаются