Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 13:56, реферат
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.
Введение……………………………………………………………………………………..
1. Характерные черты древнегреческой культуры………………………………….
2. Основные этапы развития эллинской культуры…………………………………
3. Культура Древнего Рима……………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………………
Известно, что эпоха архаики выразила себя в лирике. В Афинах У в. до н. э., ставших центром литературного, поэтического творчества, расцвели трагедия и комедия. Трагедия (буквально, «песня козлов») возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников бога вина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах был утвержден общегосударственный праздник Великих Деонисий
Греческая трагедия, точно также, как гомеровский эпос, выполняла вместе с эстетическими воспитательные функции. Авторы трагедий стремились не только заинтересовать зрителя, но и устрашить. Потрясти его, показать на примере жизни героев действия божественных законов. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (kathoros-очищение), облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов. По словам Аристотеля, трагедия «совершает путем сострадания и страха очищения подобных аффектов» ( Аристотель. Поэтика. М., 1957.С.56). Расцвет трагедии связан с именами великих драматургов Эсхила. Софокла, Еврепида. Каждый из них ставит проблему человека, его судьбы, справедливости и блага, но рассматривает их по – разному.
Трагедия Эсхила определяли понятия правды, справедливости, блага в религиозно-этических границах: существовал неотвратимый закон справедливого возмездия, установленный богами и ими же контролируемый. Как правило, у Эсхила воля богов справедлива, но уже вносятся элементы нового отношения к богам, проводятся параллели между социальными ценностями граждан Афин и образами олимпийцев. В трагедии «Прикованный Прометей» люди, овладевшие огнем, устами титана Прометея бросают вызов всемогущему Зевсу – жестокому, внушающему ненависть тирану.
Конфликт трагедии Софокла – противоборство человека и неотвратимого рока. Воля богов всесильна, но люди, герои трагедий – личности непреклонные и стойкие. Таковы Креонт и Эдип,Антигона и Электра. В трагедиях Софокла наиболее полно выраж6ены новые настроения художественной культуры: внимание к конкретной личности, самостоятельно, индивидуально определяющей жизненный выбор. Обращение к человеку как к личности продолжается в трагедиях Еврипида. Жестокость богов несомненна, но они не всесильны: истоком страданий человека являются страсти и порывы его собственной души. Еврипид находит причины поступков человека в нем самом, и трагедию богов и героев превращает в трагедию людей. Если Софокл преклоняется перед Аполлоном, то Еврипид называет его мстительным и злопамятным. Он не верит в божественное происхождение закона и этических норм, его герои – Медея и Федра – выступают против сложившихся обычаев и традиций. Софокл, по мнению современников, представляет человека таким, каким он должен быть и каким его изображали Фидий, Мирон, Поликлет. Еврипид изображает человека таким, каков он есть, выступая как «настоящий исследователь тайников человеческой души».
Рост
индивидуализма в конце У века
до н.э. характеризует греческую
культуру в целом, но особенно значительно
этот процесс выражен в культурно-
Скульптуры Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» и «Афина Книдская» отвечают прежде всего эстетическим потребностям, они являются носителями утонченной красоты и изящества. Совершенно иным было творчество Скопаса, архитектора и скульптора, величавости фигур Фидия, гармоничности статуй Мирона Поликлета, почти человеческой красоте богов и богинь Праксителя, он противопоставляет образы динамические, страстные, полные неистового порыва. В образах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности и гармонии. Человек стал остро ощущать трагические конфликты, подстерегающие его на каждом шагу. Теперь не гармония и радости земной жизни, а её противоречия бросаются в глаза. И в этом мире, утверждает поэт: «одно лишь из двух остается нам, смертным, на выбор: иль не родиться совсем, или скорей умереть».
Широко известна статуя вакханки, одна из самых значительных скульптур Скопаса. Пластический образ полон движения, жизненных стремлений, статуя-«ожившая страсть»: «камень паросский вакханка, но камню дал душу воятель». Она олицетворяет собой одно из начал, борющихся между собой, на которые обращал внимание Ф. Ницше, увидевший в греческой культуре противостояние двух богов - Аполлона и Диониса. На бурных празднествах в честь Диониса, человек освобождается от обычных запретов. «Аполлон, как этическое божество, требует от своих меры, - пишет Ницше. – И представим теперь, как в этот, построенный… на самоограничении мир, вдруг врываются экстатические звуки дионисического торжества в его все более и более манящим волшебными напевами… Индивид со всеми его границами и мерами тонул здесь в самозабвении дионисических состояний и забывал аполлонические законоположения…». Гений Скопаса нашел наиболее приемлемую пластическую форму для выражения страсти и порыва, в этом ему, по мнению исследователей, близки Микеланджело и Бетховен.
Раздробленность греческих городов привела во второй половине 1У века к завоеванию их Македонией. Эпохе разгоревшихся жестоких войн было несозвучно и искусство Праксителя, и пафос Скопаса. Художники в это время начинали всецело зависеть от частных заказов крупных рабовладельцев, либо царского двора. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп, разработавший новый пластический канон, заменивший канон Поликлета . Этот идеал красоты полнее всего воплотился в скульптуре «Апоксиомен». Новым в скульптуре Лисиппа были пропорции человеческого тела, но главное – не в этом. Апоксиомен не выступает в напряжении всех сил, как дискобол Мирона, он не находился в состоянии гармонического величия, как Дорифор у Поликлета. Лисипп показывает не просто красивого юношу – атлета после состязаний, его интересует конкретная жизненная ситуация. Лисипп показывает Апоксиомена – человека и возбужденного недавней борьбой, и уставшего от неё. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение. Таким образом, закладываются тенденции, получившие определенное развитие в искусстве эллинизма.
Искусство
эллинизма ( приблизительные
Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославит мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых форм. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. В эпоху эллинизма даже в скульптурах богинь утрачивалось былое величие, для скульптора не существовало жестких эстетических норм, он показывал и впалую грудь старого рыбака, и беззубую старуху. Скульпторы, впервые показавшие человека то младенцем, то дряхлым стариком, хотели передать чисто человеческие чувства и в лице и в фигуре.
Эллинистические
скульптуры волновали зрителей своими
произведениями и находили для этого
высокохудожественные формы. Таков «Лаокоон»
скульпторов Агесандра, Полидора, Афинадора.
Сюжет, почерпнут из гомеровской «Илиады»
- смерть троянского жреца Лаокоона и его
сыновей, посланная богами за то, что он
выражал против внесения в город знаменитого
троянского коня, рассматривается как
страшная человеческая трагедия.
Искусство эллинизма ярко отражало идеи, волновавших людей той бурной эпохи, а художественная культура стала основой развития многих видов искусства в различных областях Среднеземноморья. С угасанием эллинистических государств с конца 1 века до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы. В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики миротворчества греков.
Культура Рима входит в наше
сознание со школьных лет
Художественная культура Рима
отличалась большим
Основные принципы
В римском искусстве периода
расцвета ведущую роль играла
архитектура, памятники
Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, и рядом – нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущебы.
В области монументальной
Лучшим в наследии римской
скульптуры был портрет. Как
самостоятельный вид
Информация о работе Античная культура: содержание и особенности