Идеалом эпохи был мудрый и
волевой римлянин Катон – человек
практического склада ума, хранитель
строгих нравов. Примером подобного образа
служить остро индивидуальный портрет
римлянина с худым асимметричным лицом,
с напряженным взором и скептической улыбкой.
Гражданские идеалы республиканской поры
воплощены в монументальных портретах
в рост – статуях Тогатуса («Облаченный
в тогу»), обычно изображенного стоящим
прямо, в позе оратора. Известная статуя
«Оратор» ( начало 1 века до н.э.), изображает
римского или этрусского магистра в момент
обращения с речью к согражданам.
В конце 1 века до н.э. Римское
государство из аристократической республики
превратилось в империю. Так называемый
«римский мир» - время затишья классовый
борьбы в период правления Августа (27г.
до н.э. ) – стимулировал высокий расцвет
искусства. Античные историки характеризуют
этот период как «золотой век» Римского
государства. С ним связаны имена архитектора
Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов
Вергилия, Овидия, Горация.
Конец 1 и начало 11 вв. н.э. –
время создания грандиозных
архитектурных комплексов, сооружений
большего пространственного размаха.
Рядом с древним республиканским Форумом
были возведены предназначенные для
торжественных церемоний форумы императоров.
Строились многоэтажные дома – они определили
облик Рима и других городов империи. Воплощением
мощи и исторической значимости императорского
Рима были Триумфальные сооружения, прославляющие
военные победы.
Самое гигантское зрелищное сооружение
Древнего Рима – Колизей, место
грандиозных зрелищ гладиаторских
боев. Строители должны были удобно
разместить его в огромной каменной
чаше 50 тыс. зрителей Мощные стены Колизея
разделены на четыре яруса сплошными аркадами,
в нижнем этаже они служили для входа и
выхода. Спускающиеся воронкой места разделялись
согласно общественному рангу зрителей.
По грандиозности замысла и широте пространственного
решения с Колизеем соперничает храм Пантеон,
пленяющий свободной гармонией. Выстроенный
Аполлодором Дамасским, он представляет
классический образ центрально – купольного
здания, самого большего и совершенного
в античности. В дальнейшем крупнейшие
зодчие стремились превзойти Пантеон
в масштабах и совершенстве воплощения.
Античное чувство меры осталось недосягаемым.
Художественные идеалы римского
искусства 111-1У вв. н.э. отражали
сложный характер эпохи: распад
древнеантичного уклада жизни и миропонимания
сопровождался новыми исканиями в искусстве.
Грандиозные масштабы некоторых памятников
в Риме и его провинциях напоминают архитектуру
Древнего Востока.
В эпоху империи получили дальнейшее
развитие рельеф и круглая
пластика. На Марсовом поле был возведен
монументальный мраморный Алтарь мира
(13-9 гг. н.э.) по случаю победы Августа в
Испании и Галии. Верхняя часть Алтаря
завершается рельефом, изображающим торжественное
шествие к алтарю Августа, его семьи и
римских патрициев, наделенных точными
портретными характеристиками. Мастерство
исполнения, свободный рисунок свидетельствуют
о греческом влиянии.
Ведущее место в римской скульптуре
по-прежнему занимал портрет.
Его новое направление возникло
под воздействием искусства и получило
название «августовский классицизм».
В век Августа резко изменился характер
образа – в нем отразился идеал строгой
классической красоты, это тип нового
человека, которого не знал республиканский
Рим. Появились парадные придворные портреты
в рост, исполненные сдержанности и величия.
Позднее создаются произведения
жизненные и убедительные, и портрет
достигает одной из вершин
своего развития. Стремление к
индивидуализации образа порою
доходило в своей выразительности
до гротеска. На портрете у Нерона
– низкий лоб, тяжелый подозрительный
взгляд из-под припухших век и зловещая
улыбка чувственного рта. Подобным образом
раскрывается холодная жестокость деспота,
человека низменных, необузданных страстей.
В пору кризиса античного мировозрения
(11 в.н.э.) в портрете фиксируется индивидуализм
и одухотворенность, самоуглубление и
вместе с тем утонченность и усталость,
характеризующие период упадка. Тончайшая
светотень и блестящая полировка поверхности
лица заставляли светиться мрамор изнутри,
уничтожали резкость линий контура; живописные
массы беспокойно льющихся волос, оттеняли
своей матовой фактурой прозрачность
черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный
тончайшими переживаниями. В изменившемся
от освещения выражении лица сквозит еле
заметная ироническая улыбка. При изменении
угла зрения улыбка исчезает и создается
впечатление грусти и усталости.
К этой эпохе относится монументальна
бронзовая конная статуя Марка
Аврелия, вновь установленная
в ХУ1 в. по проекту Микеланджело
на площади Капитолия в Риме. Образ
Императора – воплощение гражданского
идеала и гуманности. Широким умиротворяющим
жестом обращается он к народу. Это образ
философа, автора «Размышлений наедине
с собой», безразличного к славе и богатству.
Складки одежды сливают его с могучим
корпусом великолепно отлитого коня. «Прекраснее
и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал
немецкий историк Винкельман, нельзя найти
в природе».
Третий век – эпоха расцвета
римского портрета, все более
освобождающегося от традиционных
идеалов, художественных приемов и типов
и обнажившего самую сущность портретируемого.
Этот расцвет совершился в сложных противоречивых
условиях упадка, расположения Римского
государства и его культуры, изживания
форм высокого античного искусства, но
вместе с тем и зарождения в недрах общества
нового общественного феодального порядка,
приток могучих творческих тенденций.
Усиления роли провинций, приток варваров,
часто стоящих во главе империи, вливали
свежие силы в увядающее римское искусство,
определяли новый облик позднеримской
культуры. В нем намечались черты, получившие
развитие в средневековье на Западе и
Востоке, в искусстве эпохи Возрождения.
В портрете появились образы людей, исполненные
чрезвычайной энергии, самоутверждения,
эгоцентризма, властолюбия, грубой силы,
рожденные жестокой и трагической борьбой,
захватившие в то время общество.
Поздний период развития портрета
отмечен внешним огрублением
облика и повышенной духовной
экспрессией. Таким образом, в
римском искусстве возникает
новая система мышления, в которой
торжествовала устремленность в сферу
духовного начала, характерная для средневекового
искусства. Образ человека, утратившего
этический идеал в самой жизни, утратил
гармонию физического и духовного начала,
характерную для античного мира.
Римское искусство завершило
большой период античной художественной
культуры. В 395 году Римская империя
распалась на Западную и Восточную.
Разрушенный, разграбленный варварами
в 1У-У11 вв., Рим опустел, среди
его руин вырастали новые селения,
но традиции римского искусства продолжали
жить. Художественные образы Древнего
Рима вдохновляли мастеров Возрождения.
- Куманский
К. История культуры Древней Греции и Рима.
– М.: ИНФРА – М ,1999 –486 С.
- Маркова А.Н.
Культуралогия: Учебное пособие
для Вузов – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,
2006 – 319 с.
- Полевой В.М.
Искусство Греции. – М.: Дрофа, 1990
–587 с.
- Радугина
А.А. Культуралогия – М.: Центр, 1997
– 304 с.