Античная культура: содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 13:56, реферат

Описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
1. Характерные черты древнегреческой культуры………………………………….
2. Основные этапы развития эллинской культуры…………………………………
3. Культура Древнего Рима……………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культуралогия.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

           Идеалом эпохи был мудрый и  волевой римлянин Катон – человек  практического склада ума, хранитель  строгих нравов. Примером подобного образа служить остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост – статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» ( начало 1 века до н.э.), изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.

           В конце 1 века до н.э. Римское  государство из аристократической республики превратилось в империю. Так называемый «римский мир» - время затишья классовый борьбы в период правления Августа (27г. до н.э. ) – стимулировал высокий расцвет искусства. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» Римского государства. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

          Конец 1 и начало 11 вв. н.э. –  время создания грандиозных   архитектурных комплексов, сооружений  большего пространственного размаха. Рядом с древним республиканским Форумом были  возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров. Строились многоэтажные дома – они определили облик Рима и других городов империи. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были Триумфальные сооружения, прославляющие военные победы.

           Самое гигантское зрелищное сооружение  Древнего Рима – Колизей, место  грандиозных зрелищ гладиаторских  боев. Строители должны были удобно  разместить его в огромной каменной чаше 50 тыс. зрителей Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, пленяющий свободной гармонией. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образ центрально – купольного здания, самого большего и совершенного в античности. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.

            Художественные идеалы римского  искусства 111-1У вв. н.э. отражали  сложный характер эпохи: распад  древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и его провинциях напоминают архитектуру Древнего Востока.

            В эпоху империи получили дальнейшее  развитие рельеф и круглая  пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-9 гг. н.э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняя часть Алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками.  Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют о греческом влиянии.

           Ведущее место в римской скульптуре  по-прежнему занимал портрет.  Его новое направление возникло  под воздействием искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа – в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

           Позднее создаются произведения  жизненные и убедительные, и портрет  достигает одной из вершин  своего развития. Стремление к  индивидуализации образа порою  доходило в своей выразительности  до гротеска. На портрете у Нерона – низкий лоб, тяжелый подозрительный взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта. Подобным образом раскрывается холодная жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.

          В пору кризиса античного мировозрения (11 в.н.э.) в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка. Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри, уничтожали резкость линий контура; живописные массы беспокойно льющихся волос, оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный тончайшими переживаниями. В изменившемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная ироническая улыбка. При изменении угла зрения улыбка исчезает и создается впечатление грусти и усталости.

           К этой эпохе относится монументальна  бронзовая конная статуя Марка  Аврелия, вновь установленная  в ХУ1 в. по проекту Микеланджело  на площади Капитолия в Риме. Образ Императора – воплощение гражданского идеала и гуманности. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора «Размышлений наедине с собой», безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого коня. «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, нельзя найти в природе».

           Третий век – эпоха расцвета  римского портрета, все более  освобождающегося от традиционных  идеалов, художественных приемов и типов и обнажившего самую сущность портретируемого. Этот расцвет совершился в сложных противоречивых условиях упадка, расположения Римского государства и его культуры, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем и зарождения в недрах общества нового общественного феодального порядка, приток могучих творческих тенденций. Усиления роли провинций, приток варваров, часто стоящих во главе империи, вливали свежие силы в увядающее римское искусство, определяли новый облик позднеримской культуры. В нем намечались черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в искусстве эпохи Возрождения. В портрете появились образы людей, исполненные чрезвычайной энергии, самоутверждения, эгоцентризма, властолюбия, грубой силы, рожденные жестокой и трагической борьбой, захватившие в то время общество.

           Поздний период развития портрета  отмечен внешним огрублением  облика и повышенной духовной  экспрессией. Таким образом, в  римском искусстве возникает  новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

          Римское искусство завершило  большой период античной  художественной  культуры. В 395 году Римская империя  распалась на  Западную и Восточную.  Разрушенный, разграбленный варварами  в 1У-У11 вв., Рим опустел, среди  его руин вырастали новые селения,  но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения. 
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы.

           

          

  1. Куманский К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: ИНФРА – М ,1999 –486 С.
 
  1. Маркова А.Н. Культуралогия: Учебное пособие  для Вузов – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 319 с.
 
 
  1. Полевой В.М. Искусство Греции. – М.: Дрофа, 1990 –587 с.
 
  1. Радугина  А.А. Культуралогия – М.: Центр, 1997 – 304 с.
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Античная культура: содержание и особенности