Античный театр: художественные особенности и общественное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:49, реферат

Описание

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения. Все, что достигнуто мировым театральным искусством стоит на фундаменте античной культуры и обязано поэтическому наследию Древней Эллады. Не случайно, вся наша театральная терминология - (театр, сцена, драма, трагедия, комедия, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика и др.) - греческого происхождения.

Содержание

Введение 3
Понятие «театр» 4
Древнегреческий театр 5
Древнеримский театр 13
Заключение 20
Список литературы: 21

Работа состоит из  1 файл

реферат.культурология.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

В качестве актеров  выступали не любители, как в ателланах, а артисты-профессионалы. В Риме их называли «актеры», или «гистрионы». Слово «актер» произошло от латинского actor, что значит «действующий». Актерами могли быть вольноотпущенники или  рабы. В отличие от греческих актеров они занимали в своей стране низкое общественное положение. Это происходило потому, что с самого начала своего возникновения римский театр был светским учреждением и не был связан ни с каким религиозным культом. Помимо этого, для патрициев театр – это место для развлечения, причем такое, которое иногда вызывало презрительное отношение. Актерская профессия была не только не престижной, но и позорной. Актера могли подвергнуть публичной порке, если он плохо играл.

Все актеры собирались в труппу, во главе которой стоял хозяин, или антрепренер. Хозяин договаривался с властями об организации театральных представлений, в которых он играл главные роли. Женщин в труппу не принимали, а все женские роли в спектаклях играли мужчины. Но были в Риме и такие актеры, которые пользовались всеобщим уважением. К ним относятся трагик Эзоп и комик Росций.

Про Эзопа публика  говорила, что он играет величественно. Перед представлением он тщательно  продумывал все свои жесты и движения, согласовывая их с ролью. Вдумчиво и серьезно он подбирал для своих персонажей маски и сценические костюмы. Эзоп настолько серьезно относился к спектаклю, так хорошо вживался в роль, что однажды, увлекшись, он во время представления, играя Атрея, убил скипетром раба, который стоял рядом.

Росций также  долго репетировал роль, отрабатывал  жесты и передвижение по сценической  площадке. Очень любил Росций придавать  своим персонажам портретное сходство с реальными людьми. Рассказывают, что однажды он таким образом  отомстил своему врагу: играя в комедии Плавта мерзкого сводника, он придал ему наружность своего обидчика и тем самым выставил его на посмешище. Искусство комика высоко ценил знаменитый римский оратор и политический деятель Цицерон. Своих учеников Росций отбирал очень строго, но зато из тех, кого он брал на обучение, впоследствии выходили прекрасные актеры.

В III—II веках  до н. э. актеры, занятые в трагедиях  и комедиях, выступали без масок. Маски были введены в римском  театре довольно поздно, только в 130 году до н. э. В отличие от греческого театра в римском публика могла видеть мимику актера. Только в виде исключения актеры надевали маски (например, когда нужно было сыграть в комедии двойника).

Актеры, игравшие трагедии, использовали те же костюмы, что пришли в римский театр из Греции. Но поскольку римские актеры хотели иметь внушительный и величественный внешний вид, они применяли более высокие котурны, высокий онкос и парик над маской, после того как она была введена. У греческих котурнов была мягкая утолщенная кожаная подошва. В римском театре котурны превратились в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см! Римские трагические маски выглядели так: широкие отверстия для рта и глаз, красивые прически с локонами, падающими на лоб и плечи, бороды были также завиты в локоны.

Комические  актеры надевали паллий (греческий  плащ), который ниспадал широкими складками. Рабы использовали плащи, представлявшие собой широкие лоскуты ткани, больше похожие на шарфы, которые  они при ходьбе сворачивали и  перекидывали через плечо. Молодежь, солдаты и путники на сцене надевали хламиду, т. е. короткий плащ, покрывавший плечи и застегивающийся на правом из них при помощи булавки так, что правая рука остается свободной. Вместо греческого хитона в римском театре актеры носили тунику (женская туника шилась до самых пят). В качестве обуви комические актеры использовали сокки – низкие легкие башмаки, которые в жизни носили только женщины.

В I веке до н. э. в Риме произошло очень важное событие: был выстроен первый каменный постоянный театр. Сооружен он был Помпеем в 55 году до н. э. Немного позднее было построено еще два каменных театра. От одного из них, театра Марцелла, сохранились до наших дней остатки наружной стены, которая была разделена на три этажа, или три внутренних яруса.

Архитектура римского театра довольно сильно отличалась от греческого и имела ряд особенностей. Места для публики были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Орхестра также была полукруглой. На ней имелись места для сенаторов. Сценическая площадка, или иначе просцениум, была приподнята над орхестрой примерно на 1,5 м. Фасад скены имел богатые декорации, над просцениумом нависала крыша В римском театре уже присутствовал занавес: перед началом спектакля его опускали в щель просцениума, тем самым открывая сценическую площадку. В конце спектакля закрывали сцену, поднимая занавес вверх.

Император Октавиан Август (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене  римского театра трагедию. В этом начинании  Августа поддержал поэт Гораций (65 до н. э. -8 до н. э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде "Наука поэзии". 
В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V в. н. э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.

Заключение

Понятие "античность" ведёт происхождение от латинского слова antiquus, что означает "древний". Античным театром называют сценическое искусство Древней Греции и Рима. Оно существовало в период с VI в. до н. э. по IV в. н. э. Театр появился из мистерий в честь Диониса. Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

 В древней Греции театральные представления были организованы как соревнования. Они происходили под открытым небом и при дневном свете. Греческий театр был огромных размеров: Афинский театр  вмещал 17000 зрителей, театр города Мегалополя в Аркадии — 44000 человек. Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорожденный мужчина мог играть в театре. В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актера, Софокл – третьего. Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра.

Римляне очень  многое из литературы и искусства  позаимствовали у греков.  Но в римской культуре были и свои, присущие только ей одной черты, берущие начало в глубокой древности. Как в III веке до н. э., так и позже, почти до середины I века до н. э., постоянного театрального здания в Риме не было. В I веке до н. э. в Риме был выстроен первый каменный постоянный театр. В отличие от греческих актеров они занимали в своей стране низкое общественное положение. В V в. н. э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр.

 

Список литературы:

 

  1. Барбич В.М.   Зрелища древнего мира/ В.М.Барбич, Г.С.Плетнева -1970.
  2. Дмитреева Н.А.  Античное искусство/ Н.А.Дмитреева -1983.
  3. Каллистов, Д.П. Античный театр/ Д.П. Каллистов. — Л.: Искусство, 1970.- 176с.
  4. Чистякова, Н.А. История античной литературы / Н.А. Чистякова. - Л., 1963. – С.74-76.

1 Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

2 Великие Дионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линей (конец января — начало февраля).

 


Информация о работе Античный театр: художественные особенности и общественное значение