Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 00:07, реферат
Экспрессионизм является «состоянием духа, распространившимся, подобно эпидемии на все виды интеллектуальной деятельности: не только на поэзию, но и на прозу, не только на живопись, но также на архитектуру и театр, музыку и науку, университетское образование и реформу средней школы»1. Эти слова, произнесённые немецким и французским поэтом-авангардистом Иваном Голлем, переосмысливают само понятие «экспрессионизм». Голль, близкий экспрессионизму, а затем французскому сюрреализму, говорит именно о «состоянии духа», а не о течении, школе, художественном явлении.
Большое влияние на экспрессионизм и одну из его ведущих тем – тему одиночества оказала мировая война. Мастера вглядываются либо в самих себя, морально покалеченных войной, либо пишут чужие судьбы. Эти работы наиболее полно отражают смысл течения – одиночество человека в жестоком мире. Таковы работы Кирхнера – «Автопортрет в виде солдата», 1915, СентЛуис, США, частное собрание; Кокошки – «Автопортрет», 1917, Вупперталь, частное собрание. Дикс создаёт очень яркие картины мира отверженных жуликов и проституток («Калеки войны, играющие в карты», 1920, частное собрание). Кульминацией этого жестокого видения мира стала картина «Траншея» (1920-1923, погибла во время второй мировой войны).
После поражения немецкой революции экспрессионизм утрачивает свои позиции: «Германская республика 1920 года. Вывеска: антракт. Выход направо». Его уничтожает кризис и послевоенная разруха, обнищание населения. Единства художника с массами больше нет. Наступает пора возвращения порядка, именуемая Новой объективностью или, как её назвал известный германист Феликс Берто, эра «холодного порядка». Однако, несмотря на все противоречия, неудачно складывающиеся для экспрессионизма обстоятельства, он, пусть уже и отдалённый от общества, продолжает жить. Живы эстетические принципы: дисгармония, надлом, нарочитый примитивизм, эмоциональное буйство красок - они зачастую оказывают влияние на творчество тех авторов, которые перешли от экспрессионизма к другой стилистике. Так и у А. Шёнберга вплоть до «Моисея и Аарона» сохраняется пафос, характерный для «Счастливой руки» (1909-1913).
Угасание
экспрессионизма в мире связано
с его затуханием в самой Германии.
Отсутствие социального заказа на произведения
мастеров экспрессионистов; ощущение
дисбаланса между идеологической, эстетической
концепциями экспрессионизма - с
одной стороны и реальной общественно-политической
ситуацией, ситуацией в науке, культуре
- с другой; слом того самого экспрессионистского
мировоззрения, о котором говорилось
выше, приводят к тому, что собственно
и стиль уходит на второй план.
Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка.
Киноискусство.
Сб. статей. М., 1966.
Адорно Т.В. Философия
новой музыки. М., 2001.
Борев Ю. Б. Экспрессионизм: Отчужденный человек во враждебном мире
//Теория литературы.
Т. IV: Литературный процесс. М., 2001.
Боричевский Е. Философия экспрессионизма.// Русский экспрессионизм:
Теория. Практика.
Критика. М., 2005.
Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино.
Музыка. М., 2003.
Пуни И. Немецкий
экспрессионизм в живописи.// Русский
экспрессионизм: Теория. Практика. Критика.
М., 2005.
Толмачев В. М. Экспрессионизм: Конец фаустовского человека:
Послесловие // Л. Ришар. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и
графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино.
Музыка. М., 2003.
Турчин B.C. Экспрессионизм. Драма личности.//В лабиринтах авангарда.
М., 1993.
Информация о работе Апология одиночества: искусство экспрессионизма